Татьяна Горячева-Пряникова

«Моя творческая цель-мечта — создать нечто уникальное и оригинальное, не имеющее аналогов в мире»


Татьяна, как возникло желание стать цирковой артисткой? Кто из окружающих особенно вас вдохновлял?

Желание появилось в раннем детстве: родители привели в цирковую студию в четыре года. Брать не хотели, потому что маленькая, остальные были минимум лет на пять старше. Но после первой же тренировки «одобрили» и взяли за проявленные «трудолюбие и упорство».

Мои родители не были связаны со спортом или сценой, они просто хотели направить энергию ребёнка в полезное русло. Но уже после моего первого выступления в шесть лет, я поняла, что хочу быть артисткой и ни на что это не променяю.

Направляющей и движущей силой моего развития стали тренеры Виолетта и Леонтий Зуевы. Они передавали мне свой профессиональный опыт, бережно прививали любовь к цирку, критиковали, когда это было необходимо, и вдохновляли, когда мне нужна была поддержка. Они открывали передо мной новые горизонты для роста и развития.

Родители хоть и отговаривали меня связывать свою жизнь с такой «ненадёжной профессией», всегда и во всём поддерживали мои инициативы.

В юности вы гастролировали по России, Европе и Америке. Какие кочевые истории сохранились в памяти?

Почему-то сразу вспоминается первое впечатление от гастролей в Германию лет дцать назад. (Улыбается.) Полный зал, я выхожу, встаю на руки, и зал начинает свистеть, кричать, топать. У меня шок: «Что не так? Что происходит? Почему такая реакция?! Меня освистали?! Это позор?». Оказалось, что это был восторг. Я была не готова к такой реакции. Конечно, каждый зритель уникален, но русский зритель уже очень искушён в вопросах искусства и реагирует более сдержанно. Обычно овации звучат только в конце номера или после самых сложных и опасных трюков. А тут такой взрыв эмоций от простой стойки на руках!

Вы выбрали эквилибристику и воздушную гимнастику. Можно ли объединить их в одном номере?

В цирке возможно всё! Конечно, не в чистом виде, но какие-то трюки из эквилибристики вполне возможно перенести в воздушное пространство. И они будут смотреться не менее эффектно! Тем более, сейчас в тренде коллаборации жанров, стилей и синтез разных сфер искусства.

Знаю, что вам нравится сочетание танца, театра и цирка. Как же их наиболее удачно объединить?

По моему мнению, в основе такого сочетания должны лежать профессионализм и искренность. Исполнитель и постановщик должны стремиться донести до зрителя определённую мысль через историю, ассоциации и движение. А движение подразумевает трюк — это основа основ. Кроме того, в этом сочетании важны хорошо продуманная хореография, пластика и эмоциональная наполненность.

При этом пластика может быть как продолжением трюка, так и его началом. Не существует чётких границ, есть лишь цель — донести идею или эмоцию до зрителя, затронуть его сердце, возможно, заставить задуматься и найти ответы на свои вопросы. А может быть, наоборот, зритель просто растворится в происходящем и получит наслаждение от зрелища!

Вы работаете в спектаклях Мариинского театра под живой оркестр. Какие эмоции это даёт для выступлений?

Живая оркестровая музыка для меня — это особая история. Она окрыляет в прямом смысле этого слова, даёт энергию и возможность проживать и транслировать эмоции более глубоко, ярко, насыщенно. Она как будто пронизывает и заставляет вибрировать каждую клеточку тела и души. Но в то же время это и огромная ответственность — не нарушить то прекрасное, гармонию и магию, которую создают музыканты. Поэтому особое волнение и трепет, безусловно, здесь присутствуют в бОльшей мере, чем обычно, а репетиции полны терзаний и повышенной самокритики. (Улыбается.)

Для спектакля «Три толстяка» в Большом драматическом театре вы занимались постановкой воздушных трюков. С какими трудностями столкнулись в процессе подготовки актёров, которые раньше подобным не занимались?

Я бы назвала главной сложностью сжатые сроки подготовки и необходимость быстро адаптироваться к работе на высоте. Воздушные гимнасты готовятся к таким выступлениям годами! Одно дело — выполнять трюки на полу или в метре от пола, и совсем другое, когда тебя поднимают на 7-8 метров, пусть даже и с использованием страховочной лонжи. А нужно же не просто висеть, а выполнять трюки, плюс ещё, если не в первую очередь, задачу, которую ставит режиссер спектакля. И здесь могут быть две крайности: неоправданное бесстрашие — переоценка своих возможностей, потеря контроля над своими действиями, а вторая крайность — сковывающий страх, когда чувство самосохранения не даёт пошевелить ни рукой, ни ногой. Мне кажется, я волновалась во время полётов артистов даже сильнее, чем они. Но девушки-актрисы молодцы, справились со всеми поставленными задачами.

Вы дважды становились золотым и серебряным призёром чемпионатов по воздушной гимнастике. Как готовились к участию?

Ежедневные тренировки — это основа моей подготовки. Раньше я недооценивала важность отдыха, но теперь понимаю, что это не менее значимый этап. Время, проведённое без тренировок, необходимо для восстановления как душевных, так и физических сил. Кроме того, многие трюки, особенно с металлическим реквизитом, могут привести к травмам, которые заживают только после отдыха.

Вы были и в жюри арт и цирковых фестивалей в разных городах России. На что вы обращаете внимание в первую очередь в выступлениях артистов?

Я оцениваю артистизм и школу — насколько уверенно и легко артист держится на публике, взаимодействует со зрителями и насколько горят его глаза. Кроме того, я ценю чистоту и стабильность выполнения трюков: лучше, если они будут менее сложными, но выполнены чисто и без ошибок.

Вы преподаёте воздушное направление тренерам. Как удаётся совмещать педагогическую деятельность, творчество и выступления?

Это вечная дилемма — всё и везде успеть просто невозможно. Однако современные технологии предоставляют множество возможностей для дистанционного взаимодействия, что значительно упрощает жизнь. Но мои приоритеты остаются в творчестве и выступлениях, пока это возможно для меня физически и эстетически.

Передаёте ли вы свой профессиональный опыт молодым артистам, которые могут стать будущими звёздами манежа?

Я преподаю воздушную гимнастику детям в цирковой студии на Фонтанке, и это ещё один огромный источник вдохновения. Впереди ещё много работы, но успехи моих учеников не могут не вдохновлять. Кроме того, я получаю огромное удовольствие от проведения мастер-классов. Когда вижу, что материал, который даю, оказывается полезным, а придуманные трюки другие исполнители включают в свои номера, это действительно ценно.

Вы получили образование психолога. Как оно помогает в творчестве?

Психологическое образование сформировало у меня многомерное восприятие жизни, искусства и общения с людьми. Оно также дало мне практические знания в области психологии спорта и физиологии центральной нервной системы, что очень полезно как в моих тренировках, так и в работе тренером.

Какие профессиональные цели вы перед собой ставите?

Моя главная цель — разностороннее развитие своего потенциала, как физического, так и интеллектуального. Но это скорее процесс, не имеющий финальной точки: всегда есть к чему стремиться и куда расти, на любом жизненном этапе.

Моя творческая цель-мечта — создать нечто уникальное и оригинальное, не имеющее аналогов в мире. Наверное, поэтому до сих пор и не отпускают выступления, как средство поиска. Так что в планах активное сотворчество, коллаборации и эксперименты.

Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru
.