Татьяна Юрина

«Буду вечно Тётей Мотей»


Татьяна, вашу Тётю Мотю знают тысячи зрителей. Как вы можете охарактеризовать своего персонажа? В чём вы похожи, а чем отличаетесь?

Образ Тёти Моти, народного персонажа, рождается, изменяется до сих пор вместе со мной. Этот образ — собирательный. Я наблюдаю за людьми, изучаю психологические портреты, безусловно, на меня влияют люди, и это тоже невольно переносится на образ. Конечно, «всегда быть в маске — судьба моя», но образ тесно переплетается с человеком, который этот образ воплощает.

Приведу в пример клоуна Валерия Серебрякова. Он ну очень смешной был на манеже, эдакий русский маленький человечек, расхлябанный шалтай-болтай. А стоило снять грим, как Валерий становился современным, интеллигентным, образованным, педантичным, щепетильным и «лакированным». И в гримёрке у него была стерильная чистота, как в супероперационной. В этом я убедилась, когда подменяла его партнёршу Эльвиру Демаш.

Вообще, клоуны — хорошие психологи, и те из них, кто может быть с разными зрителями на одной волне, постоянно изучают природу человеческого бытия и психологию людей. И неважно, как они это делают — читая профессиональную литературу или путём жизненных проб, ошибок, неудач, радостей.

Мы долгое время не могли придумать псевдоним. Как-то раз, беседуя с членом Союза цирковых деятелей, которым руководил Эмиль Кио, Эдуардом Исааковичем Соркиным, я спросила: «А как вам Тётя Мотя?». Ему понравилось. И на этот псевдоним у меня в Росгосцирке было авторское право. Да и очень многие нас с Сашей знали именно как клоуна Шпеньтика и Тётю Мотю, даже охотнее выполняли просьбы.

С мужем Александром вы выступаете уже почти 30 лет. Именно он в своё время вас пригласил на работу в цирк. Почему согласились, ведь вы были заняты в театре и, в общем-то, вас всё устраивало?

Повлияли наши отношения, любовь. Мы не представляли, как любимые люди могут находиться в разных городах. И когда решили работать вместе, цирк уже был для меня родным, поскольку я окончила Киевское эстрадно-цирковое училище. По специальности я артист цирка и эстрады разговорного жанра, хотя меня всё время сравнивали с клоуном. Поначалу очень обижалась, думала, что я какая-то не такая. Но, как мы видим, окружающие были правы. Никогда не боялась смеяться, в том числе над собой, над тем, что я делаю. И сейчас, конечно, ситуацию воспринимаю иначе. Когда людям смешно, это же лучше, чем грустно, правильно?

Не секрет, что в цирке больше клоунов, чем клоунесс. Как думаете, с чем это связано?

Профессия клоун — мужская. Она сложная, требует большой самоотдачи, режима, собранности, целеустремлённости, трудоспособности. Клоуны много трудятся, нагрузки и эмоциональные, и физические — большие. Их даже перегрузками можно назвать. Мужской тип характера, как, например, у артистки Большого Московского цирка, очень талантливой, яркой, всегда стремящейся к новому Ксении Зубовой.

Вы тоже стали клоунессой. Почему вам этого захотелось?

Клоунада интересна тем, что ты несёшь радость людям. Смех — удивительная реакция человека, которая заражает и его окружающих. Прекрасно, когда смеётся много зрителей, по-настоящему, искренне, открыто, от души и сердца. Ты и сам получаешь удовлетворение от этого. Дорогого стоит, если ты понимаешь, что зрители смотрят на тебя с большим интересом, улыбаются. Здорово, когда чувствуешь энергетику зала, который вместе с тобой сейчас живёт. Ты пришёл со своими законами, и зрители тебе доверяют и включаются в игру.

Сейчас рассмешить очень сложно, поскольку люди погружены в себя. Юмор постоянно модернизируется. Когда Comedy Club только начинался, даже я думала, ну, что это за юмор. А сейчас можно говорить, что угодно, но этот юмор мало того, что существует, он ещё и нравится многим. Работа Павла Воли, например. Мысли, которые он озвучивает, гениальны, актуальны и даже во многом смешны. И это может быть как смех сквозь слезы, так и умный смех.

И вам, и Александру креатива, юмора, иронии не занимать. Вы вместе воплощаете самые оригинальные, самые творческие задумки. А до первого выхода с ними на манеж переживаете, что зрители могут не принять, не отреагировать?

Рассчитать, какой номер или даже трюк публике понравится, а какой нет, невозможно. В цирке может произойти всё что угодно, любые непредвиденные ситуации. Например, может упасть воздушная гимнастка, и надо срочно выходить, заменять, веселить публику, пока за кулисами работает врач.

Мы были в Ростове-на-Дону, в день работали по два, а то и три представления в день. И вот приносят телеграмму, извещающую, что у Саши не стало любимой бабушки. Об этом я ему сказала лишь вечером, сама переживала очень, но молчала, чтобы у Саши были силы отработать шоу.

Наша работа, прежде всего, это работа с людьми. Хороший клоун сродни врачу. Как и хороший писатель. Гениальность Антона Павловича Чехова признают во всем мире, совмещая две профессии, он потрясающе влиял на читателей. А мы, артисты, получается, можем влиять на зрителей.

То, что у зрителей есть любимые репризы, очевидно: их ждут, им аплодируют. А есть ли любимые номера у вас?

Всё, что творческий человек создаёт — для него родное, любимое. И очень сложно с этим расставаться. Перефразируя общеизвестное «не расстанусь с комсомолом — буду вечно молодым», скажу, что не расстанусь со своим репертуаром, буду вечно Тётей Мотей.

В ваших номерах участвуют десять очаровательных кошек. Все с характером. Расскажите о них.

Кошки для нас — родные люди, и это не оговорка. Спасибо им, что они вместе с нами всегда, спасибо, что помогают. Не секрет, что кошки даже умеют лечить. Однажды мы работали в норвежском медицинском комплексе и были шокированы тем, что пациенты с ДЦП, после инсульта занимались с кошками, гладили, общались, и это им шло на пользу.

Как-то я смотрела спектакль в Большом драматическом театре им. Товстоногова в Петербурге и обратила внимание, что очень многие зрители никак не могли отказаться от телефонов. Часто ли встречается такое в цирке? Какого зрителя можно назвать воспитанным?

Воспитание должно присутствовать при восприятии любого творчества. Хорошо воспитанные люди, которые ходят на разные мероприятия, по мере сил и возможностей всегда благодарят артистов, художников. Неважно, как они это делают — своим проявлением души, аплодисментами, контактом с искусством. И я хочу сказать, что люди, которые живут скромно, гораздо воспитаннее и добрее людей с большим достатком. И наоборот, когда видишь, как некоторые зрители всё представление сидят в телефоне, возникает вопрос: зачем они вообще пришли на шоу?

С вами на манеже работает дочь Варвара. Удивительно, что трудовую книжку она получила уже в два года. Если бы этого не произошло, вы бы стали настаивать на том, чтобы Варя стала цирковой артисткой или предоставили бы ей полный карт-бланш?

Варвара сама по себе творческий, талантливый, разносторонний человек. Мы никогда не вмешивались в её выбор, не заставляли что-либо делать. Не были сторонниками таких методов воспитания.

В вашей семье счастливо уживаются сразу три творческих человека. В чём секрет крепких, гармоничных взаимоотношений?

И жить, и работать вместе сложно. А уж тем более клоунской паре. Стараемся понимать друг друга, принимать, идти на уступки. Помогает нам, конечно, Бог. Мы с Сашей венчались 12 августа 1991 года в Ярославле в храме Федоровской Божией матери, и в церковной книге в графе «профессия» у нас вписано «клоун» и «клоунесса». Само венчание проходило очень строго, по всем законам.

Великий клоун Юрий Никулин говорил: «Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека, хотя бы одного, на земле все будут счастливы». Поскольку ваша семья ассоциируется именно со счастливой, спрошу: как вам это удаётся и как сделать счастливым другого, хотя бы одного?

Юрий Владимирович очень многим помогал, и спасибо ему огромное за это. Действительно, уникальный человек, по-настоящему добрый. Но таких людей немного. Семья правильно воспитала Юрия Владимировича, и это видно по всему: по его книгам, воспоминаниям, поступкам, по ролям в кино. Посмотрите фильм «Чучело». Это же гениальная работа! При всём уважении, о многих популярных людях, легендах, имеющих высокие звания, награды нечего сказать. Они жили и работали для себя, повышали своё благосостояние. Любили только себя.

Как сделать счастливым хотя бы одного? Прежде всего, уделить внимание. Сейчас мы все страдаем от того, что его не хватает. К сожалению, многие даже могут пройти на улице мимо человека, которому нужна медицинская помощь. Если мы будем стараться как можно больше, хотя бы говорить спасибо, искренне улыбаться, помогать друг другу, то сами станем только счастливее и радостнее.

Жить без общества нельзя, и добро делать надо. Хотя оно тоже разное, как и благотворительность. Один человек может месяц-полтора думать о том, что нужно заняться благотворительностью, а потом угостить чужого ребёнка мороженым. А другой принимает решения быстро и каждому нуждающемуся даст в двадцать раз больше.

Мы все люди, личности и мне кажется, если каждый из нас будет помогать, делать добро, не оставаться безучастным, значит, мы будем делать других счастливыми. А значит, люди сделают счастливыми нас.

1 комментарий для “Татьяна Юрина

  1. Мы ярославцы счастливы, что Татьяна и ее семья работаю у нас в городе. Сколько благодарностей я получила от Татьяны Вячеславовны, это многого стоит, она реально умеет и делает людей счастливее.

Добавить комментарий