«Невозможно не любить то, чем ты занимаешься»

Тигран, вы не из цирковой семьи, но мечтали о цирке. Почему вам так хотелось связать с ним свою судьбу?

Моя мама была цирковым человеком, более 20 лет отработала в цирке заместителем директора по хозяйственной части. Поэтому любовь к цирку появилась с раннего детства, когда я после школы приходил к ней на работу. Так же после уроков ходил в цирковую студию.

Вы поступили в профессиональное училище на специальность «портной по пошиву мужской и детской одежды». Это было ваше желание или семейная традиция?

Это точно не семейная традиция. На тот момент мне это было очень интересно. В разговорах с мамой артисты рассказывали, что шьют и дорабатывают костюмы сами. В нашей цирковой студии мы тоже своими руками готовили костюмы к выступлениям. Решил, что в это нужно углубиться, что бы я мог это делать качественно.

В цирке вы начинали в качестве униформиста. Как оказались на этой работе?

Когда я каждый день находился в цирке, у меня появилось сильное желание приблизиться к этому искусству, а это был самый доступный способ. С 13 лет я начал помогать, осваиваться в роли униформиста, начал изучать все профессиональные моменты в работе с артистами. В 18 лет стал старшим машинистом сцены Ереванского государственного цирка.

Спустя три года вы уже стали артистом. Расскажите про вашу первую постановку. В каком жанре вы начинали?

В цирковой студии я занимался воздушной гимнастикой, жонглированием, акробатикой на роликовых коньках. В цирке параллельно работал номера «Воздушные гимнасты на корд-де-волане» и «Акробаты на роликах». После окончания циркового училища меня взяли партнёром в номер «Интеркосмос» под руководством заслуженного артиста Грузии Автондил Перадзе.

И вот вы наконец-то поступили в цирковое училище. Но вы уже были артистом.

Обычно бывает наоборот: сначала учатся, а после устраиваются на работу. Поступил в эстрадно-цирковое училище в Тбилиси, когда уже выступал. Поскольку у меня был опыт, это было несложно. Днём репетировал, а вечером ходил на занятия в училище. Я считаю, учиться никогда не поздно, и, уже много лет работая в цирке и изучив вопросы профессионально, решил поступить на заочное отделение в Ереванский университет культуры. Окончил его по специальностям «хореография» и «преподаватель танцев и артист танцевальных коллективов». В университете культуры мне помогали ставить постановки к моим уже существующим номерам.

Ваша харизматичность и многогранность позволила вам попробовать себя в различных цирковых жанрах: воздушная гимнастика на корд-де-волане, акробаты на роликах, аттракцион с экзотическими животными «Джамбо-шоу» и другими. Как вам удавалось осваивать такие разнообразные постановки, ведь каждая из них требует определённых навыков?

Когда есть желание и опыт, то нет никаких преград. Желание было большое. Я с детства изучал все жанры, подходил к этому серьёзно, поэтому всё получалось довольно-таки легко.

А есть у вас любимый жанр?

К каждому жанру я относился с большой любовью. Невозможно не любить то, чем ты занимаешься. Я уже долгие годы углублён в дрессуру, поэтому все свои силы отдаю этому направлению.

В номере с экзотическими животными «Джамбо-шоу» участвуют шимпанзе, шетлендские пони пони, бегемоты, ламы, дикобразы, страусы и другие животные. Как была организована работа ваших воспитанников на манеже? Были ли у вас помощники?

Помощники были и сейчас есть. Прежде чем брать животное, мы изучали его психологию, тонкости содержания. Без этого было бы сложно справиться с таким нелёгким жанром. Мне никогда не было стыдно спрашивать у других дрессировщиков и людей, углублённых в эту сферу, об особенностях работы с животными. Годами набирали опыт, знания, понимали специфику отдельных животных. Так это и удалось создать.

Позднее под вашим руководством были поставлены «Египетские зарисовки» (с питонами и крокодилами), «Восточные фрески» (номер с верблюдами и элементами женской джигитовки), которые были отмечены дипломами и наградами. Вы занимались только постановкой или принимали участие в шоу?

Я руководитель этих номеров. Участвовал сам, а помогали в постановках знаменитые режиссёры. В номере «Египетские зарисовки» выступают мои артисты балета, а в номере «Восточные фрески» я уже более 15 лет работаю с верблюдами.

Один из ваших номеров «Бобтейлы и болонки» представление с элементами дрессуры собак. Какие интересные перспективы вы видите по работе с собаками в цирке?

Я вижу большие перспективы, так как мы всегда пытаемся усовершенствовать работу, совмещать породы собак, сложно поддающиеся дрессуре. Несмотря на то, что бобтейл — сложная для дрессуры порода, к пяти годам они становятся замечательными исполнителями сложных трюков, делая это с радостью и лёгкостью.

Работа в цирке уже превратилась в семейную традицию?

Это действительно так, и члены моей семьи работают в разных жанрах в нашем коллективе.

Ваши постановки всегда очень тёплые и близкие зрителю, что уж говорить о праздничном шоу. Вы сами продумываете декорации манежа?

Часть придумываю я. Обращаюсь к профессиональным мастерам, помогают и участники коллектива. Большую часть декораций мы изготавливаем сами, и это всем очень интересно. Например, каждый год мы подготавливаем новогоднюю ёлку, украшаем купол и зал новогодними декорациями, в этом участвуют многие наши артисты.

У вас три образования: в области шитья и дизайна, циркового искусства, постановки танцев. Удалось ли вам применить и реализовать все свои умения?

Да, большую часть знаний я реализовал в программе, в помощи по изготовлению костюмов, в постановке номеров, танцев, декораций.

Чем занимаетесь сейчас?

На время пандемии цирки были закрыты для зрителя, но артисты и животные всё это время репетировали. Готовились новые трюки, создавались новые постановки и оформление номеров. За год нам удалось полностью преобразить аттракцион «Джамбо», отрепетировать новые трюки с шимпанзе. Теперь наш аттракцион выглядит современным и обновлённым.

Тигран, что вы можете пожелать нашим читателям?

Хочется пожелать, чтобы все мечты сбылись, удачи и благополучия в жизни.

Добавить комментарий