Юлия Осипова

«Попадая в необычно тихий цирк, и самый хмурый посетитель начинает раскрываться»

Юлия Борисовна, расскажите, как вы стали экскурсоводом? 

Работая над первым дипломом, посвященным вопросам литературы о цирке советского периода, я изучила большой объем теоретической информации. Проходя преддипломную практику в Музее циркового искусства при Большом Санкт-Петербургском цирке, я приобрела опыт общения с режиссерами, артистами и другими работниками цирка, что позволило мне получить более полное представление о жизни цирка. После защиты диплома мне предложили остаться в музее экскурсоводом. 


Как вы почувствовали интерес к области истории цирковых направлений? Почему именно эта тема привлекла вас? 

С детства для меня имело значение именно цирковое искусство. Еженедельные походы в драматический театр, балет, оперу – родители воспитывали меня всесторонне, но только цирк нашел отклик в моем сердце. Мне было 12 лет, когда я дала себе точную установку: я буду работать в нашем (Санкт-Петербургском) цирке. Тогда я еще не знала о существовании музея, но в домашней библиотеке уже было достаточно много книг о цирке, и я мечтала рассказывать другим людям о его истории, артистах, постановках. Я даже и не предполагала, что пройдет 13 лет (счастливое число для цирковых!), и моей профессией станет именно то, что меня так увлекало в детстве.

Сейчас вы являетесь специалистом по работе с посетителями, методистом, куратором музейных проектов и экскурсоводом Музея циркового искусства. В чём особенность работы в музее такого направления? 

Каждый музей уникален, тем более, если речь идет о подведомственном музее, коим мы являемся. Основными задачами любого музея являются собирание, сохранение и дальнейшая передача информации в той форме, которая наиболее верно раскроет специфику той области, в которой музей существует. Форма передачи информации определяется с учетом социальной и возрастной категории посетителей, месторасположения музея (в нашем случае в самом здании Санкт-Петербургского цирка) и ряда других условий. Еще в первые годы моей работы в музее я сформировала критерии работы с разными группами посетителей. Для достижения этой цели мне потребовалось пройти ряд курсов повышения квалификации, как напрямую связанных с профессией экскурсовода, так и иных специальностей, что позволяет мне в настоящее время расширять сферу моей работы, подстраиваясь под нашу специфику. В музее, расположенном на территории работающего цирка, очень сложно попадать в рамки классического музея, но, хоть и не на 100%, нам это удается, держим марку. Музейные витрины на экспозиции отвечают всем требованиям безопасности, выставки выдержаны не только в соответствии с запросами экскурсионных групп, но также с учетом большого потока зрителей, пришедших непосредственно на цирковое представление. 

Первый в мире Музей циркового искусства был основан ещё в 1928 году в Ленинграде. Какие функции были у музея на тот момент? 

Цель создания Музея циркового искусства изначально состояла в собрании материала для систематизации, изучения и анализа истории цирка. Так определял функции музея его основатель Василий Яковлевич Андреев: «Не только собирательство соответствующих материалов, но, главное, их изучение, культурная работа вокруг спектакля и воспитание по собранным материалам и изысканиям молодого советского поколения артистов цирка и эстрады». Уже в первые годы существования музей начал устраивать временные выставки в цирке и выставки-передвижки на фабриках и заводах, где занимался активной пропагандой циркового искусства, проводя экскурсии и тематические встречи со специалистами.


Что включает собрание музея на данный момент? 

В настоящее время собрание музея насчитывает более 130 тысяч единиц хранения и состоит из нескольких фондов, содержащих отечественные и иностранные материалы: библиотека, фототека, видеотека, фонды живописи и графики, программок, плакатов, скульптуры и мелкой пластики, костюмов, реквизита, архивный и рукописный отделы.


Кто может посетить ваш музей? 

Все, желающие познакомиться с цирковым искусством. Для этого необязательно покупать билет на цирковое представление (для этого случая у нас предусмотрен достаточно развёрнутый этикетаж), достаточно заранее позвонить или написать нам, и мы проведем экскурсию в будний день. Для наших экскурсантов, имеющих некоторые ограничения в передвижении, мы можем провести экскурсию на первом этаже, она будет проходить по форме «музея в чемодане» с сюрпризами и необычными экспонатами.


Бывали ли случаи, когда посетители приходили «за вдохновением» к вам в гости простыми экскурсантами, а уходили уже будущими артистами? 

Так глобально я бы не рискнула утверждать, но нередко вдохновение однозначно посещает наших посетителей. Бывали случаи, когда спустя время возвращаются и рассказывают о новом увлечении каким-либо жанром цирка, и, как правило, это дети. Возможно, еще не прошло достаточно времени, и нам еще предстоит увидеть новых звезд цирка, «нашедших себя», но то, что после наших экскурсий в цирковых студиях прибавляются новые спортсмены, это факт.


Экскурсионная программа «Цирк в чемодане» для посетителей с нарушением зрения, автором которой являетесь вы, в чем особенность и сложность таких экспозиций? 

Самое интересное как раз то, что в данном случае экспозиции как таковой и не существует вовсе: все экспонаты превращаются в рассказчиков. В процессе этой программы каждый экскурсант имеет возможность максимально изучить любой предмет, о котором идет рассказ. Мы берем его в руки, слушаем, как он звучит, размышляем над его историей. Благодаря обучению на базе Центра творческих проектов «Инклюзион» мне удалось освоить и впоследствии включить несколько игровых элементов, помогающих приобщить всех участников к единому процессу повествования об истории цирка с максимальным погружением.


Вы являетесь автором проекта «Наш лексикон» для специалистов в области цирка. За время подготовки этой программы были какие-то особенно интересные открытия, которыми можно поделиться со зрителями, не специалистами? 

Безусловно, для зрителей тоже есть немало удивительного, но для полноценного выпуска адаптированной экскурсии еще идет работа над нюансами. Успех данного проекта с группами, не связанными ни с цирком, ни с театром, определился после проведения ряда экскурсий с посетителями, говорящими на французском и итальянском языке. Как это ни парадоксально, но этот опыт повлиял на работу по адаптации данного проекта с русскоговорящими посетителями, не связанными профессионально с цирком.

Сейчас в Цирке на Фонтанке экспозиции располагаются как в закулисной части для артистов и работников цирка, так и для зрителей. В вашем музее «заглянуть за кулисы» может каждый визитёр? 

Закулисная экспозиция предназначена в первую очередь для сотрудников цирка. Для регулярных групп экскурсии проводятся только в зрительской части. Исключение составляют группы специалистов с художественным образованием. Для таких посещений необходимо оформлять соответствующие документы для соблюдения правил техники безопасности в закулисной части цирка.


Какие группы чаще всего бывают в гостях музея – школьные или взрослые? Как ребята реагируют на возможность своими глазами увидеть и почувствовать закулисье цирка? 

Большинство наших экскурсантов – взрослые. Именно их яркие эмоции чаще всего озаряют наш цирк. В силу того, что мы находимся в цирке, где в удобное для посещений время проходят представления, мы имеем возможность проводить экскурсии только по будням и в дневное время, из-за чего возрастная категория тяготит к более солидному возрасту. Иностранные туристы также чаще всего приходят достаточно взрослым составом. Попадая в необычно тихий цирк, даже еще задолго до самого музея, и самый хмурый посетитель начинает раскрываться, задавать массу вопросов, вспоминать свои детские походы в цирк, даже делиться тайнами, связанными с личными предположениями о цирке. Наверное, когда-нибудь я напишу книгу, основанную только на общении с интересными посетителями, ведь некоторые из них приходят только для того, чтобы «отдать» в музей свою историю. Сначала я удивлялась этому, а теперь коллекционирую такие рассказы.


Какие задумки в ближайшее время вам хотелось бы воплотить в будущих проектах?

Их несколько. Пока о них говорить еще рано, но есть нереальная идея совместить несовместимое – цирк, театр и музей. Причем не будет ни того, ни другого, ни третьего. У каждого зрителя-участника будет свой выбор действия-участия. Работая на объединение, эта история для каждого станет личной. Спектакль? Возможно. Экскурсия? Как же без нее! Популяризация циркового искусства в приоритете, даже если она принимает нелогичный для себя образ.

Добавить комментарий