«Вдохновение появляется, если любишь свою профессию»


Валерий, в дуэте «Ребята с Лиговки» с Александром Горлиным вы работаете девять лет. Помните, как вы познакомились и впервые вышли на манеж вместе?

Я ковёрным работаю уже тридцать первый год, и всю жизнь, за исключением небольшого периода, в паре с партнёром. И вот как раз, когда работал один, мы встретились в цирке-шапито — Александр там работал в хорошем оригинальном номере «Жонгляж с баскетбольными мячами». И мне Александр так понравился по типажу, что я предложил составить мне пару на манеже. Он согласился, и мы постепенно начали работать вместе. Сначала одну репризу попробовали, потом другую. И вот уже с полным репертуаром начали выступать в Санкт-Петербурге.

Вам комфортнее выступать соло или всё-таки дуэтом?

Для меня лучше выступать дуэтом, несмотря на опыт, одному сложновато. С первым партнёром я проработал шесть лет, со вторым — чуть меньше двадцати и с Сашей вот уже девять лет. И у меня весь репертуар построен на взаимоотношении двух ковёрных: рыжего, каким является Саша, и белого, то есть меня.

Вы давно нашли общий язык, сработались. Скучно не бывает?

Мы с Александром общаемся только в рабочее время. На отдыхе — если нужно по работе. Свободное время проводим по отдельности, но, бывает, вместе играем в нарды.

У каждого артиста и коллектива есть свой творческий почерк. Изменился ли он, когда Александр стал вашим партнёром?

Работа даже над одной и той же репризой с разными партнёрами отличалась. И сейчас почерк изменился. Я считаю, что отчасти в лучшую сторону. Видоизменились стилистика, манера поведения, образы.

В своих номерах вы ловко сочетаете смех, фокусы, жонгляж, хождение по проволоке и даже эквилибр на лестнице. Почему не останавливаетесь на одном-двух направлениях, а добавляете всего по чуть-чуть?

Цирковая клоунада была основана на пародии цирковых жанров. В процессе эволюции циркового искусства клоунам приходилось делать пародии на акробатов, жонглёров, эквилибристов, фокусников. Сейчас цирковая клоунада трансформировалась. Но мы постоянно сочетаем несколько направлений, жанров, придумываем что-то новое, добавляем это в «скелет» уже имеющихся реприз. По-другому было бы скучно.

Вы и реквизит делаете самостоятельно. Как вам это удается?

По возможности создаём реквизит самостоятельно. Многое могу сделать сам, иногда обращаемся к мастерам. Бывает, что что-то рвётся, ломается во время представлений или между ними. Поэтому у нас всегда с собой инструменты и запасные части. Например, однажды, чтобы отработать номер, срочно заматывали скотчем ремешок на ходулях. Если что-то серьёзное ломается, меняем репризу. Всегда есть дежурная «Шляпка». Что-то идёт не по плану? Берёшь шляпу в руки, идёшь на манеж и забавляешь зрителей.

Вы показываете отточенные трюки и репризы или всё время выдумываете и добавляете что-то новое? В чём находите вдохновение?

Я думаю, вдохновение зависит от ситуации, заранее сказать, что буду импровизировать, нельзя. Давным-давно у меня была реприза, и в ней появился смешной элемент из-за того, что мы с партнёром перед представлением серьёзно поругались. На манеже я засунул ему руки в штаны и дёрнул их вверх, натянул под самый подбородок. Зрителя это сильно впечатлило, и мы это оставили.

Наверное, процентов восемьдесят придумываем случайно. Жизнь сама подсказывает идеи. Допустим, музыкальную репризу я придумал благодаря тому, что на кухне висела деревянная сувенирная ложка. Я думал о работе, и она навела меня на мысли.

Нельзя просто сесть и что-то придумать, у меня, по крайней мере, не получалось ни разу. Ещё могу сказать, что вдохновение появляется, если любишь свою профессию. Цирк — это специфическая вещь с тяжёлыми трудом, условиями и переездами, поэтому без любви в нём невозможно.

Вы гастролируете не только по России, но и за рубежом. Были на Кипре, в Японии, Англии, Швеции, Италии, Египте, Казахстане… Чем отличается публика здесь и за границей?

Нельзя сказать однозначно. Даже в Шотландии, Ирландии, Уэльсе и Англии публика разная. Более доброжелательная, конечно, в Ирландии и Шотландии. В Швейцарии самая благодарная публика на немецком кантоне, на французском — пижонистая, на итальянском — чуть развязная. А вот во всех городах Швеции публика одинаковая и на севере, и на юге. В Японии тоже, и надо сказать, что очень теплая. Отличается публика и в городах России. Например, краснодарские зрители очень шумные, на итальянцев похожи. В Нижнем Тагиле — образованная, эмоциональная.

Сейчас вы работаете в шоу «Счастливый билет». В нём участвуют артисты из России, Франции, Италии, Румынии, Казахстана. Подход к работе у людей из разных стран сильно отличается? Как находите общий язык с интернациональной командой?

Общий язык всегда находится, а подход к работе и у нас, и у итальянцев, и у французов примерно одинаковый. Тем более что программа в России работает не первый год, да и мы у них бывали неоднократно. Всё перемешалось, стало, так скажем, народным. Вообще, цирк, как и музыка, — искусство, понятное всем.

Вы привыкли работать на манеже. А вне арены приходилось?

В тех городах, где нет цирков и шапито, мы работали на сцене. С одной стороны, это легче, ведь зритель только перед тобой, а не по кругу. Ты меньше двигаешься, не крутишься, как волчок.

На праздниках работал на площадях, на корабле в Англии и однажды на боксёрском ринге. Если честно, неуютно было. Неудобно. Отсутствовала закулисная часть, не было момента неожиданности. Перед зрителями как на ладони.

В своё время вы заметили Александра, когда-то и сами были новичком, покоряющим манеж. Поделитесь советом, как проявить себя, чтобы публика и другие артисты заметили и выделили именно тебя?

Надо быть самим собой. Не стараться кого-то пародировать. Мы все так или иначе учимся: подсматриваем, берём самое лучшее, но при этом важно быть самим собой. Оригинальным, индивидуальным, непохожим на большинство. Я, допустим, всю жизнь слушал всех, но делал так, как считал нужным, выбирал то, что мне ближе.

1 комментарий для “Валерий Кашкин

  1. Я признаться не очень люблю клоунов, но эти ребята просто в ударе. Я прям полюбил их всей душой. Очень смешно и весело было. Прям молодцы!!!!!!!!!!

Добавить комментарий