Варвара Юрина

«Выходя на цирковой манеж, я всегда испытывала счастье, радость, эйфорию и любовь к своим зрителям»


Варвара, трудно поверить, но на манеж вы вышли в год и восемь месяцев. Чем запомнились первое выступление и что тогда вас, малышку, привлекло в цирке?

Действительно, в моей биографии есть такой необычный факт. С самого раннего детства меня всё время тянуло в манеж. Говорят, что даже лучшей колыбельной для меня были цирковой оркестр, громкая музыка и шум аплодисментов. И, наконец, в год и 8 месяцев мне удалось на манеж выйти.

Было ли это осознанным решением или я просто цирковой ребёнок, за которым не уследили?

Думаю, это было осознанно. Иначе как объяснить то, что прежде чем выйти на манеж, я попыталась самостоятельно загримироваться и даже взяла с собой микрофон. Я вышла в самый «важный» момент номера родителей и громко сказала: «Мама, дай титю!». Так первый же мой выход сорвал аплодисменты и вызвал грохот смеха у публики.

К большому сожалению, своих эмоций я не помню и могу судить об этом эпизоде своей жизни только по рассказам очевидцев. Но одно могу сказать с уверенностью: выходя на цирковой манеж, я всегда испытывала счастье, радость, эйфорию и любовь к своим зрителям.

В два года вам оформили трудовую книжку. Какие эмоции вы тогда испытали? Понимали, насколько все серьёзно? А хвастались перед сверстниками классной работой?

После моего первого выхода было решено найти мне применение. Я стала появляться в цирковых парадах и эпилогах, а также в номере своих родителей. Мне дали важные поручения: подавать реквизит, садиться на все три шпагата и кланяться, как положено настоящему артисту. Мне пошили костюм, стали гримировать и даже дали сценическое имя Шпеньтифлюшечка. В год и 11 месяцев оформили трудовую книжку. Серьёзности документальной я тогда не понимала, хотя научиться расписываться за зарплату всё же пришлось. А вот к своей работе всегда относилась очень серьёзно. Никогда не опаздывала и не хулиганила. Все задачи выполняла с удовольствием.

Что касается школы, я не видела причин для хвастовства. Наоборот, радовалась возможности пригласить на цирковое представление пару-тройку своих друзей. Звёздной болезни у меня не было, я воспринимала свою профессию как судьбу, а не как особую заслугу. Но к повышенному вниманию, конечно, привыкла. У меня был более широкий кругозор и возможность путешествовать по миру. Я отличалась от своих сверстников, поэтому, да, иногда мне завидовали. Хотя учителя, напротив, жалели, говорили, что у цирковых детей нет детства.

Из-за гастролей вы поменяли около 50 школ. Как удавалось совмещать работу и учёбу и чем запомнились «школьные годы чудесные»?

Я училась хорошо, но это было непросто. Образовательные программы в школах сильно отличались. Однажды пришла во второй класс. Учителя попросили мои тетради, и оказалось, что у меня «уровень третьего класса». Это был конец учебного года и меня перевели из второго сразу в четвёртый. Правда, в другом городе была программа без четвёртого класса, и я всё-таки пошла в третий, а затем в пятый. Школьные годы запомнились новыми знакомствами. Есть одноклассники, с которыми дружу до сих пор.

В первый класс я пошла в Ярославле, у меня был настоящий «первый звонок», всё красиво и увлекательно. Я отучилась дней семь, и мы уехали в Санкт-Петербург. Там проучилась весь первый класс в математическом лицее. А вот выпускного у меня не было. Сдавать экзамены предстояло в Рязани, при этом гастроли уже переместились в Тулу.

Так я жила на два города. В субботу-воскресенье у меня представления в Туле, а в понедельник уже сдаю ЕГЭ в Рязани. В таком режиме провела несколько недель. А аттестат мне вручил без всякой торжественности почтовый курьер уже в Санкт-Петербурге.

Наверняка большое влияние на ваше творчество оказали родители Александр и Татьяна Юрины. А чем именно они вам помогали в профессии, как поддерживали?

Я благодарна своим родителям за то, что они не оставляли меня с бабушками, нянями, а всегда брали с собой. Даже на зарубежные гастроли. Сложно, неудобно, дорого. Но зато они всегда были рядом, и я увидела мир.

Помогали тем, что не мешали. Никогда ничего не навязывали. Хочешь — рисуй, хочешь — танцуй, хочешь — лети в космос. Направлять могли, но заставлять — никогда. Что касается профессиональных знаний, то родители меня не учили, просто я наблюдала, впитывала, пробовала, а они в процессе корректировали ошибки.

Вы много выступали вместе, и это большая ответственность. Нужно и не подвести родителей, и проявить себя, и запомниться зрителям. Как думаете, что вам помогло достичь успехов?

Любовь к своему делу и поддержка родных. Если ты получаешь удовольствие от процесса, то результат приходит легче и быстрее.

С родителями у вас был разножанровый репертуар, в том числе номер с десятью кошками. Расскажите, пожалуйста, о ваших любимцах.

Я очень люблю животных: дельфинов, лошадей, собак, попугаев… Но больше всего семейство кошачьих. В детстве мечтала работать с тиграми.

Сейчас у нас десять кошек: Феофан, Ефим, Филарет, Мафусаил, Леопольд, Фантоцци, Фрау, Анфиса, Муха, Марув. Все они личности и каждого я люблю по-своему. Животные не появлялись у нас случайно, большинство были спасены.

Однажды мне приснился белый короткошёрстный котёнок. Я поняла, что именно таким будет наш следующий кандидат в кошачий коллектив. И вскоре в кассу цирка подбросили котенка. Я проходила мимо и, увидев его, поняла: «Это он, тот самый, из сна». Взяла его на руки и понесла осматривать. На вид он был здоров, но то, что мы нашли у него в ушах, произвело гнетущее впечатление. Его уши были заполнены ватой, опилками, щепками, всё это, естественно, гнило. Чистка ушей заняла неделю. Очевидно, над ним кто-то издевался. Вообще удивляет степень человеческой жестокости.

Кошка Фрау была спасена мамой практически из-под колёс автомобиля. При осмотре кошка показалась нам дымчато-серой. У неё была земля под когтями, в глазах, во рту и ушах, сломан кончик хвоста, и она была жутко напугана. По внешним признакам можно предположить, что её закапывали живьем, но она вырвалась. А после трехкратного мытья оказалось, что кошка вовсе не серая, а оттенка слоновой кости, а глаза как два голубых топаза.

Много лет я мечтала о мейнкуне. В 2018 году родители подарили мне на день рождения огромного белоснежного кота. На следующий год я получила ещё и трехцветную кошку. Это очень умная порода, прекрасные компаньоны и имеют много собачьих качеств.

А ещё у нас есть такса Шарлотта, родители её зовут не иначе как «доченька».

В культуре вы уже почти 30 лет и за это время успели примерить на себя профессии артистки цирка, дрессировщицы, актрисы, клоуна, ведущей, педагога, организатора, режиссёра-постановщика, сценариста. Какие главные творческие проекты вы реализовали и какая работа вам всё-таки ближе?

К любой работе я подхожу со всей душой. Артисткой я была и остаюсь всегда, этого у меня никто уже не отнимет.

Режиссура — сложнейшая профессия, требующая полной отдачи и полного погружения. Мне нравится совершенствоваться в этом направлении. Это совсем иной взгляд на происходящее. Искусство режиссуры — это взгляд со стороны, способность увидеть картину в целом.

Два самых ярких проекта прошлого года для меня — Премия «Золотой хит-2022» телеканала Music Box и отчётный концерт Академии Игоря Крутого в Москве.

19 апреля в концертном зале Vegas City Hall состоялась третья Национальная премия в области популярной музыки телеканала Music Box Gold и фестиваль «Золотой хит — от хита до звезды». В рамках фестиваля была вручена премия «Золотой хит» и награждены победители международного вокального конкурса «Ты — звезда».

В работу нашей режиссёрско-постановочной группы входили постановка концертных номеров как победителей детского конкурса, так и топовых звёзд, написание семичасового сценария, репетиции с артистами и ведущими, подбор видеоконтента, реквизита, костюмов, световой и звуковой партитур, полное сопровождение всего мероприятия и многое другое.

Последний месяц подготовки был очень жарким! Финальным этапом стала интенсивная неделя репетиций. Времени на сон было не более трех часов в сутки. На самой премии тоже огромное напряжение — и моральное, и физическое. Более 80 номеров в программе! В день мероприятия я была на ногах ровно 20 часов, из них 10 без еды и 7 без воды.

Я отвечала за закулисное пространство, поэтому очень много работала со звёздами. Они все очень разные, со своими характерами, иногда с капризами. Сергей Зверев запомнился как самый дружелюбный и самый трудолюбивый. Усердной работой отличилась и Ольга Бузова. Балет Todes — стильные, классные, энергичные, слаженные, всегда чётко выполняют поставленную задачу. Настоящие профессионалы, сотрудничать с ними — одно удовольствие.

Vegas City Hall — площадка специфичная, не самая выигрышная для звёзд эстрады. Но зато какая родная для меня — ведь это самый настоящий цирковой манеж!

Отчётный концерт Академии Игоря Крутого «Мы в Krutoy films» проходил во Дворце культуры МГТУ им. Н.Э. Баумана 14 мая.

Проект был не менее сложным и не менее ответственным, но полученные там положительные эмоции окупили нагрузку с лихвой. Академия Игоря Крутого это не только команда профессионалов, но и большая творческая семья. И, конечно, я получила большое удовольствие от работы с детьми. Юные дарования были не только исполнителями песен и героями видеороликов, но и выступили в качестве ведущих концерта.

Атмосфера на концерте царила просто невероятная, особенно в финале, когда на сцену вышли более 150 детей и в едином порыве спели общую песню «Если тебе будет грустно». Подпевали все: зрители, родители, педагоги и вся наша режиссёрская команда.

Интересно, что на этот концерт на работу мне удалось привлечь тех, с кем связано моё цирковое прошлое, моё детство. Старшим по техническому персоналу в нашей РПГ стал династийный артист Дмитрий Панфилов, а фотографом бэкстейдж зоны — талантливый эквилибрист Илья Купцов. Ребята выросли в цирковых семьях, но позже выбрали другую профессию.

Сами мероприятия были реализованы совместно с нашей командой молодых режиссёров IVA-PRODUCTION. Мы все разные, и каждый талантлив в своем. Мой цирковой опыт — это мой козырь. Нестандартный взгляд, знание эстрадно-цирковых приёмов помогают добавить в шоу трюки, реквизит, гротеск.

Я очень люблю писать сценарии, нахожу в этом особую магию. Далеко не каждый режиссёр — сценарист. Но если у тебя есть такие способности, это упрощает процесс. Никто не напишет так, как хочешь ты.

Вообще мне нравится развиваться и открывать в себе что-то новое. Сейчас я погружаюсь в роль педагога в театральной студии. И это невероятно интересно и захватывающе!

Сейчас вы режиссёр в костромской резиденции Снегурочки и помощник главного режиссёра по массовым праздникам. На что обращаете большее внимание при подготовке мероприятий?

Массовые мероприятия — это огромный труд целой команды. Большое складывается из малого. А потому надо быть очень внимательным к малейшим деталям. Из-за небольшого упущения, словно снежный ком, может вырасти большая проблема. Несмотря на то что на мероприятии задействовано большое количество профессионалов: организаторов, техников, администраторов, тем не менее многие вещи замыкаются именно на режиссёре. Режиссёр фактически выступает посредником между технической и артистической командами. От чёткой и слаженной коммуникации во многом зависит успех мероприятия.

По своему опыту больше всего обращаю внимание на технику безопасности, тщательно продумываю в голове происходящее, чтобы ничего не упустить. Препятствия на пути к цели лишь закаляют режиссёра. Именно поэтому я так благодарна своему уникальному опыту. При этом стараюсь учиться у старших коллег, прислушиваться к их советам. Главное понимать, ради чего мы создаём это мероприятие, какой отклик ждём от зрителя, каковы конечный результат и сверхзадача.

Вы разносторонний творческий человек, влюбленный искусство на протяжении всей жизни. Как не потерять интерес к той деятельности, которой занимаешься практически с пелёнок, а может быть, даже наоборот, в разы его увеличить?

Секрет в том, чтобы не превращать любимое дело в рутину. Не работать «на автомате». В то же время необходимо уметь распределять свои ресурсы, стараться отдыхать, переключать внимание. Лично мне, чтобы не допустить выгорания, нужно, чтобы меня ценили. Доброе слово, похвала, благодарность, финансовое поощрение и просто моральная поддержка — здесь работает всё. Режиссёр должен быть диктатором, но всё-таки в глубине души он очень ранимое существо. Что касается разностороннего развития, есть у меня ещё две нереализованных мечты: кино и телевидение. В Новый год я загадала попробовать себя в качестве актрисы в историческом кино.

Добавить комментарий