Виолетта Александрова-Серж

«Цирк — это наш дом, а лошади — наша семья»

Виолетта, давайте начнём с небольшой предыстории. Династии Александровых-Серж более 170 лет. Кто был родоначальником вашей цирковой династии? Откуда произошло название «Серж»?

Родоначальником моей династии является Сергей Алексеевич Александров (Cерж), родившийся в 1850 году. С него начался путь нашей семьи в цирковом искусстве. На гастролях за границей шпрехшталмейстеру (тот, кто представляет артистов) было сложно выговаривать при объявлении имя и фамилию. И он стал объявлять «мистер Серж». Какое-то время «Серж» был псевдонимом, а впоследствии Сергей Алексеевич сделал его частью фамилии.

Представители династии выбирали абсолютно разные направления: жокеи, акробаты, воздушные гимнасты, клоуны, танцовщицы, но все они были связаны с цирком. Именно в цирке настолько ощутимы родственные узы и преемственность поколений. На ваш взгляд, ключевой фактор — среда, в которой растут цирковые дети?

Наша профессия называется «артист цирка» и её составляющая разнообразные жанры циркового искусства. Представители моей династии владели разными жанрами.

Цирк — это наш дом с особой атмосферой и образом жизни. Дети цирковых артистов растут в этой среде, атмосфере. Учатся ответственности, труду, любви и заботе о животных именно на примере своих родителей. Отсюда и тяга к цирковому искусству.

Ваша мама пришла в цирк из спортивной гимнастики. Она освоила жанры па-де-де, жокей-наездник, джигитовка, исполняла уникальные трюки: двойной под живот, сальто-мортале с плеч на вторую лошадь. Почему именно работа с лошадьми? Ведь спортивная гимнастика включает в себя огромную возможность вариаций.

Мама, Марина Николаевна Александрова-Серж, заслуженная артистка России, пришла в цирк в 17 лет. Она мастер спорта по спортивной гимнастике. Сначала работала как гимнастка на кольцах, позже — в «Воздушном полёте». И уже когда связала жизнь с моим отцом, представителем четвёртого поколения династии Святославом Александровым-Серж, заслуженным артистом России, тогда освоила конные жанры.

Виолетта, вы работаете с лошадьми с пяти лет. Вам сразу было интересно? Расскажите, какие трюки и элементы дрессуры были первыми для вас, как вы их осваивали?

Как и многие цирковые дети, я росла в цирке. В моем случае рядом с лошадьми, так как мои родители являются профессионалами именно конного жанра. Можно сказать, что цирк — это наш дом, а лошади — наша семья.

Я с рождения рядом с лошадьми, и меня всегда тянуло к ним. Такое животное, как лошадь, невозможно не полюбить. Училась ухаживать за лошадьми, кормить, общаться, заботиться. Все новое я осваивала под началом моего отца. Всему, что умею, я обязана своим родителям. Но и сегодня продолжаю открывать что-то новое для себя. Мы всю жизнь чему-то учимся…

Уже в 9-11 лет вы исполняли такие сложные трюки как езда в положении лёжа на спине поперёк седла без поддержки руками, вертушка вокруг луки…. Насколько это опасно? Как у вас получалось наладить контакт с лошадью и избежать травм?

В джигитовке главное чувствовать лошадь и быть с ней одним целым. Без каждодневных репетиций и работы над собой ничего не получится. Весь опыт приходит с практикой и трудом. Репетиции проходили под строгим контролем отца. Конечно, он переживал за меня, всегда был начеку и всё держал под контролем. Но если бы я не была готова к исполнению трюков, меня бы просто не выпустили в работу. Один немаловажный момент. Свои первые трюки я начинала делать на донском жеребце по кличке Чеба. Папа ему полностью доверял. Как и я, уже являясь родителем, понимаю, кому из моих лошадей могу доверить сыновей. Лошади бывают разные, у каждой свой характер. Кто-то своенравный, кто-то более ответственный.

В 2005 году вы выступили с очень необычным номером «Собаки-наездники», где сочетается дрессура собак и пони. Это была ваша идея?

Есть такой интересный фильм «Арена смелых», если не ошибаюсь, 1953 года. Это экранизация циркового представления с разными жанрами циркового искусства и знаменитыми артистами. Родители обратили внимание на оригинальное выступление Виктории Ольховиковой с номером «Собачки-жокеи на пони», которое никого не оставило равнодушным. И появилась идея создать свой номер, подобного которому не было в те годы. Маленькие и большие зрители в России и за границей очень тепло принимали наших собачек-наездников на пони. Сейчас мы не работаем с этим номером. Животные на заслуженной пенсии.

У вас был опыт съёмки в одной из главных ролей в фильме «Дом на Английской набережной». Участвовали и артисты конно-акробатического ансамбля. Поделитесь своими впечатлениями.

Это был очень интересный момент в моей жизни. Тогда я ещё училась в институте культуры и работала. Всё это было необходимо совместить, и я рада, что у меня получилось. Я приобрела новый опыт. Фильм исторический и получился довольно интересным. У меня была роль и плюс я дублировала главную героиню в сценах с участием лошадей. Были небольшие каскадерские моменты. Практически все участники нашего номера были задействованы в картине.

Ваш муж также выступает в конно-акробатическом ансамбле. Начав свою цирковую карьеру с гимнаста, он всё же сменил жанр в пользу акробата-наездника. Наверное, лошади магнетически притягивают к себе?

Несомненно, лошади в себя влюбляют.

Андрей пришел в цирк из профессиональной спортивной гимнастики, являясь КМС. Из-за травмы и долгого лечения он не смог продолжить спортивную карьеру. Позже его пригласили работать в цирковой номер в жанре «гимнасты на турниках». Через некоторое время у мужа появилась возможность попробовать себя в джигитовке. Ему понравилось, и он не остался равнодушен к лошадям. И уже 14 лет работает в этом жанре, являясь профессионалом своего дела.

В 2017 году ваш номер «Русские казаки» удостоился серебряной награды на всемирном фестивале «Идол». С этой же постановкой вы успешно выступили в Нидерландах и Германии. Из чего состоит этот номер?

Конно-акробатический ансамбль «Русские казаки» представлен в жанре джигитовки с элементами партерной акробатики и дрессуры лошадей. Номер оригинален тем, что девушки и парни работают наравне. Девушки исполняют сольно и в тандеме с парнями традиционно мужские трюки с женской грациозностью и собственно женские трюки. А мужской состав, в свою очередь, сочетает сложные и оригинальные мужские элементы. Постановка готовилась специально к фестивалю «Идол» в Москве. Традиционные, красивые, яркие и колоритные костюмы и темпераментная казачья музыка, специально написанная для нашего номера, смотрятся эффектно. И, конечно, гордость номера — статные жеребцы, которые являются равноправными партнерами и одним целым с наездниками. Также были представлены рекордные трюки. На фестивале нам вручили «Серебряного Идола». Также мы были отмечены специальным призом Европейской цирковой ассоциации.

У вас двое сыновей, Мирослав и Елисей, которые уже выходят на манеж и полноценно занимаются. Это уже шестое поколение династии. У вас есть своя система воспитания?

В первую очередь мы развиваем чувство ответственности в наших детях. Стараемся быть правильным примером. У сыновей есть свой талант и интересы. И оба неравнодушны к цирку и лошадям. Всегда стараются участвовать в репетициях, заботе о лошадях, подготовке к представлению. Мирослав, ему девять, уже умеет самостоятельно ездить на лошади и выполнять некоторые трюки. Занимаемся с ним акробатикой, подкачкой. Елисею четыре, и он только приобщается, ему пока нравится сидеть на лошади на шагу, угощать лошадок вкусняшками. Пробует выполнять с лошадью легкие элементы дрессуры. Ему интересно общаться с разными животными. Потихоньку начинает заниматься физическими упражнениями.

В советские годы сын родоначальника вашей династии Александр Сергеевич открыл конно-акробатическую студию, благодаря которой многие талантливые ребята получили путёвку в цирковую жизнь. А как сейчас обстоят дела с обучающими центрами для детей?

Сейчас есть специальное училище циркового искусства, при цирках в разных городах есть студии, и талантливые воспитанники становятся настоящими артистами. Самое главное, что все эти годы не теряется интерес к цирковому искусству.

Расскажите, как происходит обучение детей конной акробатике и дрессуре. Какие этапы существуют? С какого возраста можно приступать к освоению именно цирковых приёмов?

Общение с лошадьми можно начинать с самого раннего возраста. По мере взросления ребенок начинает понимать, как общаться с животным, понимать их. В дрессуре в первую очередь идет работа над собой. Сначала надо научить себя, а потом уже животное.

Всегда надо понимать, что лошадь  — это большое животное и при этом достаточно пугливое. Потому браться именно за дрессуру любого животного надо в зрелом возрасте и со знаниями. А приобщаться к этому можно с малого, под контролем опытного наставника.

Что касается трюков верхом на лошади, в первую очередь требуется физическая подготовка, наработка силы, ловкости и понимания своего тела для выполнения определенных упражнений. Вся работа по трюкам всегда начинает с отработки на месте. Езда ребенка на лошади начинается с шага, ребенок должен учиться чувствовать движение лошади и становиться с лошадью одним целым. Работа большая, но мы ведь знаем, что без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *