Виталий Бастригин
Поступление в цирковое училище было, можно сказать, спонтанным. Я в школе хорошо учился, и все думали (включая меня), что я поступлю в какой-нибудь приличный институт и займусь серьёзным образованием. А в конце одиннадцатого класса я решил, что хочу попробовать поступить в цирковое училище. Уже на первых турах вступительных экзаменов, живя в цирковом общежитии на ул.Расковой, я проникся атмосферой, царящей там, и понял, что дальше скучно не будет! Осталось пройти все экзамены и поступить в ГУЦЭИ, с чего и начался этот путь. Кстати, все родственники очень отговаривали меня от этого поступка, и настаивали подумать серьёзнее насчёт того, нужно ли мне идти этим путём. И больше всех отговаривал брат! А на следующий год сам поступил на первый курс (улыбается). И с этого момента можно уже считать, что образовался наш дуэт, который в дальнейшем перерос в создание компании “Bastrigin Brothers”.
«Артист — это отдельный образ или даже можно сказать мир со своей философией»
Виталий, как давно вы занимаетесь цирковым искусством? Расскажите, как всё начиналось. Почему решили выбрать эту профессию?
Поступление в цирковое училище было, можно сказать, спонтанным. Я в школе хорошо учился, и все думали (включая меня), что я поступлю в какой-нибудь приличный институт и займусь серьёзным образованием. А в конце одиннадцатого класса я решил, что хочу попробовать поступить в цирковое училище. Уже на первых турах вступительных экзаменов, живя в цирковом общежитии на ул.Расковой, я проникся атмосферой, царящей там, и понял, что дальше скучно не будет! Осталось пройти все экзамены и поступить в ГУЦЭИ, с чего и начался этот путь. Кстати, все родственники очень отговаривали меня от этого поступка, и настаивали подумать серьёзнее насчёт того, нужно ли мне идти этим путём. И больше всех отговаривал брат! А на следующий год сам поступил на первый курс (улыбается). И с этого момента можно уже считать, что образовался наш дуэт, который в дальнейшем перерос в создание компании “Bastrigin Brothers”.
Вы окончили государственное училище циркового и эстрадного искусства, сразу ли при поступлении определилось ваше дальнейшее направление цирковых программ, а именно «воздушный полёт»?
Не сразу. Хотел быть акробатом. Видимо, сильное впечатление имели фильмы, просмотренные в детстве. Фильмов про воздушных гимнастов я тогда не видел.
А то, что мне быть воздушным гимнастом, всё же определилось на первом курсе, где можно было понять, свои сильные стороны и потенциал. Да и все вокруг говорили, начиная со вступительных экзаменов, что мне точно нужно пойти в этот жанр. Были способности, и даже сложные силовые трюки давались достаточно легко. А ещё в конце первого курса, я, слушая какую-нибудь красивую и подходящую для полёта музыку, мог представлять у себя в голове весь номер, и в какой музыкальный акцент может происходить определенный трюк или взлёт… Считал тогда, что жанр воздушной гимнастики один из самых «музыкальных» жанров в цирке.
Опишите себя в детстве. Чем вы увлекались? Мечтали ли о цирке?
Думаю, что мой путь начался в глубоком детстве, ещё со стойки вверх ногами на голове. Ну и дальше, постепенно, подтягивания на турниках, лазание по деревьям, потом карабканье по канатам, кувырки, перевороты вперед и назад. Увлекался акробатикой на любительском уровне. Перебирал разные кружки: самбо, кунг-фу, борьба, баскетбол, бассейн, фотокружок (в комнате с красным светом помню эту магию появления изображения на фотобумаге в ванночке с проявителем), филателия (участвовал в выставке и взял медаль). Из школьных предметов очень нравились уроки геометрии. Любил уроки физкультуры, но о цирке не мечтал.
В школьном возрасте смотрели много фильмов с участием Джеки Чана, Брюса Ли, Ван Дамма, потом с братом учились делать сальто назад, прыгая в зимней одежде в холода, со снежного кома головой в сугроб (потому что о матах мы тогда даже не мечтали), постепенно научился приземляться на ноги и без снежного кома, и так далее. Для дворового уровня мы достигли очень неплохих результатов в акробатике! Потом всё это, и не только, снимали на пленочную видеокамеру. Даже были съёмки действия с двух камер, с последующим монтажом на видеомагнитофоне. В общем, делали всякие разные видеоролики, с сюжетами и без. Но я никогда не думал, что это увлечение выльется во что-то подобное, чем занимаюсь сейчас.
Вы с братом оба профессиональные воздушные гимнасты. Изначально ли работали в совместных постановках?
Брат у меня старший. Но в эту сферу открыл дорогу я, поступив в цирковое училище. Брат присоединился ко мне после того, как я уже отучился один год. И сразу уже тогда было определено и понятно, что дальше мы будем вместе. Следующие номера на манеже или на сцене уже всегда были в составе «я и он». В нашем репертуаре было несколько номеров, и это были не только номера жанра воздушной гимнастики, но и акробатика, сценическое движение, актёрское мастерство. До циркового училища совместных постановок не было, если только не считать бои на подушках дома и сражения на деревянных мечах в детстве.
Воздушная гимнастика, определённо, красивый и экстремальный вид искусства, а насколько это прибыльная деятельность?
Смотря какую роль в ней исполнять. Есть абсолютно разные категории, и даже уровни в каждой категории. Тут важно, что ты из себя представляешь, как развиваешь себя, и насколько ценишь и оцениваешь свой труд. И, опять же, насколько ты востребован в сфере. Полётные номера хорошо вписываются в шоу, они отлично дополняют действо и имеют своё место в сценическом пространстве. Но, в отличии, например, от жонглера, акробата или танцовщика, за жанром воздушной гимнастики стоит серьёзный объём работы команды специалистов по техническому оснащению любого такого номера, который всегда остается «за кадром». И это затратная, кстати, часть. Но воздушная гимнастика — это чаще всего целый аттракцион для зрителя и некое чудо, чудо полёта! Если это зрелищно, эффектно и эксклюзивно, то за это готовы платить. Поэтому нужно уметь не только продавать, что есть у тебя в репертуаре, но и придумывать специально под заказчика.
Очень интересно сочетать работу артиста на фоне видеоконтента, учитывая особенности зрительного восприятия и оптических иллюзий. Особенно увлекательно, когда задействуешь полёты, кручения в воздухе, различную пластику в подвешенном состоянии и дополняешь правильно подобранный, а лучше специально созданный видеоконтент, тот мир, в котором будет существовать артист. Представили? Вот это Магия! Тут почти нет ограничений, зависит только от твоих фантазий. Не буду расписывать здесь в подробностях и деталях, скажу только, что это всё есть в наших работах.
А если, например, говорить про внедрение своих номеров в чужие шоу, то я конечно же, всегда старался усилить любое представление воздушными полетами, придумывая разные способы перемещения по воздуху. Это наша сильная сторона. Одновременный полёт в воздухе сразу нескольких людей, несколько гимнастов на одном реквизите, встречные перелёты, полёты с использованием противовесов, перемещение человека в воздухе не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении (например, длинный перелёт артиста со сцены над зрителями и приземление на танцпол), полёт на каком-то необычном реквизите, совмещение с видео. Ещё эффект полёта может исполнять не только воздушный гимнаст. А может эффектно прилететь, например, ведущий какой-нибудь церемонии или певец на своем сольном концерте. Соединять цирковых артистов с другими «пешими» участниками представления на сцене. Вообще, я всегда за добавление воздушных гимнастов или любых других цирковых жанров в номер, чтобы не нарушалась при этом общая целостность самого сценического действия. Чтобы одно не существовало отдельно от другого. Так что при правильной режиссёрской идее и оригинальной подаче, полёт может добавить необычности и красоты в шоу. А всё необычное и оригинальное в любом хорошем шоу или концерте, претендующем на чего-то особенное, имеет свою ценность!
Проработав несколько лет на арене, теперь вы обеспечиваете всю техническую часть масштабных зрелищных мероприятий. Не скучаете ли по работе артиста?
Получив образование циркового артиста, я проработал несколько лет в этой сфере. И нельзя сказать, что совсем забросил артистическую деятельность. Я всё равно остался с ней связан. Через год, после окончания циркового училища, уже поступил на Режиссуру Театрализованных Представлений и Праздников (РТПиП), на кафедру Кино и Телевидения в Московский Государственный Университет Культуры и Искусств. И, проходя обучение, параллельно мог продолжать работать в сфере режиссуры, применяя свои приобретаемые теоретические знания на практике в проектах. У меня начался новый этап в становлении себя в сфере цирка. Я начал работать с артистами как режиссёр, создавая перформансы и постановки в других отраслях шоу бизнеса, но обязательно внедряя цирковое искусство. Так что, я начал организовывать уже не только свои выступления, а работал с цирковыми артистами, развивая их актёрские способности, давая им возможность выступать не только в цирке, но и на сцене или телевидении, и ещё прокачивал свои знания и набирался опыта. И не могу сказать, что режиссура мне нравилась меньше, чем работа артистом. Режиссура напоминала целый механизм, в котором очень много деталей и все они должны сочетаться и существовать в гармонии.
А артист — это отдельный образ или даже можно сказать мир со своей философией. Теперь моей задачей было соединять такие миры между собой и вплетать их в целые истории или сценические номера, добавляя к цирковым солистам артистов балета, например. Сочетать солистов и цирковых артистов «второго плана». Научиться использовать другие выразительные средства. Создавать литературные сценарии, монтажные листы, различные партитуры действия, рабочие верстки и так далее. Работать с музыкой и светом. Находить какие-то необычные и эффектные «ходы» в номере.
А ещё, обучаясь режиссуре, повысилось и актёрское образование в институте, связанным с искусством Театра, Кино и Телевидения. В университете, во время обучения, мы занимались режиссурой и актёрством одновременно, так как принимали участия в постановках друг у друга в практических экзаменационных работах.
И да, о вопросе, скучаю ли о работе артиста. Были моменты, когда понимал, что скучаю. И были даже выступления на сцене, однажды, когда думал, что артистическую карьеру уже закончил. Я начал, как будто, как-то лучше чувствовать зрителя. И это были особенные какие-то ощущения, по сравнению с прошлыми выступлениями. Это какое-то счастье, когда ты ощущаешь необъяснимую связь со зрителем, что между вами есть какая-то энергия.
Расскажите про самое красочное и впечатляющее шоу, которые вы подготовили.
Можно вспоминать много проектов, участием в которых можно гордиться, людей и режиссёров, с которыми приятно было работать, и особенно радостно, когда получается в шоу внедрить свои идеи и придумывать номера.
Но самое ценное, когда создание всего шоу, под твоим контролем и на твоей ответственности. Таким проектом было спортивно-цирковое шоу «Приключение на Мадагаскаре». Наш первый проект «полного цикла». Я был режиссёром этого шоу. И это был не просто сборник из готовых цирковых номеров. В нём создавалось всё «от и до», начиная от идеи, написания сценария, придумывания сценографии, разработки эскизов костюмов, изготовления декораций, написания эксклюзивной музыки и создание видеоконтента, проведения кастинга артистов; и заканчивая полным техническим обеспечением и администрированием проекта. И в нашей команде были профессионалы своего дела и специалисты высшего класса. Мы провели большое количество совещаний и «мозговых штурмов».
Записывали всю сказку, включая песни и все диалоги актёров, в звуковой студии. Для меня это было отдельное огромное удовольствие от процесса создания целой музыкальной аудио-сказки. Но диалоги в нашем шоу всё равно были «живьём» (live). В том, что это должен быть live, я был уверен с самого начала, но сперва об этом пришлось убеждать некоторых коллег по проекту, а местами даже поспорить. Мы столкнулись с некоторыми техническими проблемами решения этого вопроса, но всё-таки справились с этой задачей. И никто уже потом не жалел, что с помощью живого общения актёров со зрителями, у нас получилось более душевное шоу и лучший контакт со зрителем.
Один из сложных, но в то же время самых интересных моментов создания шоу было внедрение видеоконтента в спектакль, чтобы это не отвлекало от основного действия, а в первую очередь дополняло и усиливало всё действо, и не нарушало целостность и гармонию. Отдельное, далеко немалое внимание, было уделено видео. И не один час я просидел в студии, где на нескольких компьютерах, одновременно несколькими специалистами, создавались отдельные миры, детали и спецэффекты. В нем рисовали несколько «живых» фонов-задников мест действия. Несколько крутых спецэффектов, создающих более реалистичное погружение в шоу. Было придумано несколько видеоэффектов на взаимодействие и сочетание видео на экране и работы актёров. Был придуман, снят в студии и создан целый мини-фильм из теней рук, с участием актёров Театра Теней, который использовался в одном из эпизодов. В шоу артисты плавали в воде, гуляли по лесу, летали над облаками и так далее.
Эскизы для костюмов — это вообще отдельные произведения искусства. Костюмы, которые придумывали и изготавливали специально для шоу, получились совсем не хуже, чем в шоу цирка du Soleil. Декорации и цирковой реквизит которые были изготовлены тоже заслуживают отдельного внимания.
Написание света для шоу тоже было очень увлекательным.
Еще хочу перечислить жанры, которые были использованы в шоу. Это акробатический рок-н-ролл, художественная гимнастика, групповые акробаты, акробаты на батутах, джоли-джамперы, ходулисты, гимнасты на турниках и, конечно же, воздушные гимнасты! Ещё приняли участия театральные, драматические актёры, и великолепный клоун. Центральным персонажем шоу была девочка, которая принимала участие в церемонии Олимпийских игр в Сочи. Могу долго рассказывать про это шоу, но для этого потребуется выделить место под отдельную статью (смеётся). Это был колоссальный опыт и получилось хорошее шоу.
Обеспечение технической части выступлений очень ответственное дело, от этого зависит качество самого шоу и безопасность артистов. Как вы справляетесь с задачей поиска оборудования и реквизита?
Это очень хороший вопрос и важная часть нашей деятельности. В первое время мы с братом сами обеспечивали эту часть работы, но тогда и организовать подвес оборудования нужно было только для своего номера. И лебедка нам для номера не требовалась. А если нужно было осуществить подъем каких-либо артистов, то тогда делали это вручную. И мы вполне с этим справлялись. И ещё были ассистенты, которые с помощью веревок и металлических блоков-роликов поднимали гимнастов в воздух. Но потом объемы увеличивались, масштабы и уровень мероприятий рос. К этому времени в нашей компании появились опытные и надёжные люди, которым мы передавали уже свои навыки и знания. Так постепенно сформировалась та часть команды (Air Show Team), которая специализируется на техническом оснащении наших полётных номеров, обслуживании подвесов и управлении лебёдками. У всех за плечами уже большой опыт работы с полётными системами и лебедками, в том числе в нашей компании. Сейчас уже мы владеем километрами тросов, веревок, тоннами разного специализированного оборудования для осуществления полётов (карабины, блоки, машинки кручения и прочего), десятками лебёдок, которые отличаются разными функциями и своими характеристиками. Наши лебедки можно управлять, прописав в компьютере подробную траекторию полета артиста, всё по времени, с точностью до сантиметра, с изменением скорости и так далее.
Ещё мы разработали системы разных полётов. Синхронизированное управление сразу несколькими лебедками, горизонтальное перемещение артистов в воздухе, полет в двухмерном пространстве и даже так называемый 3-D полёт. Что-то из реквизита уже изготавливаем сами, ну а что-то заказываем у проверенных и надежных коллег, специализирующихся на производстве циркового реквизита, декораций и спецэффектов.
И еще раз хочу повторить и обратить внимание на то, что безопасность и качество самого шоу зависят от команды людей, с которыми работаешь!
Для крутого шоу необходимо наличие многих факторов. Бывали ли у вас форс-мажоры и как вы выходили из таких ситуаций?
Форс мажоры, в том или ином виде, бывают практически на каждом мероприятии. Главное, нужно уметь видеть всегда ситуацию со стороны, даже если кажется, что положение непоправимо, и вовремя принимать правильные решения. Чтобы решать возникающие проблемы, нужно быть максимально к ним готовыми. Мы уже научились оперативно реагировать на всякого рода изменения в сценарии происходящих событий. И ещё мы уже давно, и теперь всегда, приезжаем на площадку с оборудованием «и это на всякий случай возьмём…» И не редко, бывало, так, что это как раз и пригодилось. Ещё важно на ответственных мероприятиях уметь решить и чужую, неожиданно появившуюся вдруг проблему, если твоя команда способна её исправить. Потому что на каждом мероприятии все участники одного шоу на всё это время становятся одной большой Командой, и мы делаем одно дело.
Начиная с 2007 года ваш альянс «Bastrigin Brothers» активно выступает телевизионных и эстрадных проектах: «Танцы со Звезами», «Золотой Орел», «Золотой Граммофон», «СуперСтар», съемки рекламных роликов, новогодние огоньки (НТВ, ТВЦ), премия RU.TV, сольные концерты в Государственном Кремлевском Дворце. Как удалось добиться такого успеха в короткие сроки?
Иногда мне кажется, что это совсем не короткие сроки… но, конечно, если вспомнить все проекты, то можно удивиться, как так много масштабных событий могло случиться за такое небольшое время. И это далеко не весь список больших проектов, в котором наша компания приняла участие. Я бы, как минимум, добавил ещё сюда мероприятия мирового уровня: «Чемпионат мира по водным видам спорта 2015»(FINA), в Казани, и FINA 2014, в Барселоне, «Зимние всемирные военные игры 2017» в Сочи, «Экспо 2017» в Астане, «Fifa 2017» в России, международная музыкальная премия «Bravo», «Чемпионата Европы по борьбе», в Каспийске 2018, детский фестиваль циркового искусства в Женеве, при поддержке телеканала «Россия», несколько лет участия в концерте для всех выпускников Питера и России «Алые Паруса», и так далее. А ещё был «Всемирный фестиваль молодёжи 2017», в Сочи, за участие в котором мы с братом получили благодарность и медаль от Путина:)
И не могу не вспоминать с благодарностью компанию, официального представителя «20th Century Fox» в России, с которыми у нас были первые серьезные проекты, как организаторов шоу. Кажется, это было уже почти 20 лет назад (то ли 2002, то ли 2003 год). С этой замечательной командой, за несколько лет сотрудничества, получилось сделать несколько хороших перформансов и шоу на предпремьерные показы выходящих в прокат фильмов. Спасибо им большое за это!
А добились мы такого успеха и развиваемся в сфере шоу бизнеса в своём особенном направлении потому, что мы вместе с братом, а с нами надежная команда, которая за это время стала почти как семья, и каждый из нас вносит свой вклад в наше, не побоюсь этого слова, красивое дело.
Посоветуйте ребятам, которые бы хотели построить бизнес в сфере циркового искусства, с чего начинать. Как считаете вы, необходимо ли иметь первоначальный опыт работы на манеже, чтобы создать успешную компанию?
Не думаю, что обязательно нужно иметь опыт работы на манеже, чтобы создать успешную компанию. Но нужно много знать об этом искусстве. Учитесь, читайте, смотрите, просвещайтесь. Много зависит от целей, которые ты сам себе поставишь и ещё от твоего окружения. Обязательно нужно любить то, чем занимаешься! Не останавливаться на достигнутом, и постоянно развивать себя, открывая новые горизонты.