Виталий Довгалюк

«Многие идеи приходят ко мне во сне»

Виталий, вы дрессировщик крупных хищников. Мечтали ли об этой профессии в детстве?

Нет, в детстве я даже и в мыслях допустить не мог, что буду работать с крупными хищниками. Это пришло ко мне в 19 лет. Тогда мы с женой Викторией решили, что это наше по душе. Но так как не было опыта, мы обратились к другим дрессировщикам, которые на тот момент работали в нашем цирке, и потихоньку перенимали у них опыт, находясь у них на репетициях. Когда поняли, что можно уже искать животное, которое нам подходит, решили начать с одного. Это была канадская пума.

Два года мы с ней занимались, и получился номерок на три минуты. Работали с этим номером три года и даже не задумывались о более крупных хищниках. Всё поменялось, когда мы познакомились с известным дрессировщиком Виталием Смолянцом, который, посмотрев, как работает у нас пума, спросил, почему мы не делаем аттракцион. Он сказал, мол, если у вас так пума всё исполняет, то тигры 100 % будут у вас лучше. Полгода мы вынашивали идею о развитии и создании аттракциона с крупными хищниками и воплотили её в жизнь. Подготовили помещения с бассейнами для содержания животных, в которых они себя чувствуют комфортно в любое время года.

Кто был вашим наставником в цирковом искусстве?

Если брать дрессуру, то наставник был не один. Очень много помогали советами Виталий Смолянец, Алиса Нестерова, Ростислав Гаврылив. Особую помощь оказал Эдгард Запашный. Именно он объяснил, как и каким должен быть номер, как подавать себя и вести себя на манеже, что в первую очередь нужно в работе над собой, за что ему огромное спасибо.

Вы отзываетесь о цирке не как о работе, а как об образе жизни. Нужно ли обладать определённым характером и складом ума, чтобы быть частью цирка?

Определенно нужно быть особенным и многостаночным пахарем. По-другому результата не добиться.

На чём базируются ваши постановки? Какие идеи вас вдохновляют?

Для начала я пересмотрел очень много аттракционов мирового уровня, делал для себя определённые выводы и заметки. А ещё, если честно, многие идеи приходят ко мне во сне. Просыпаешься и понимаешь, что вот так было бы круто и начинаешь пробовать, воплощать в жизнь. Что-то получалось, но многое так и осталось задумкой.

Дрессура, пожалуй, самое сложное из цирковых направлений. Ведь многое зависит от эмоционального и физического состояния животного. Вы сами контролируете условия и процесс содержания своих воспитанников?

Да, животное — это личность. Со своим характером и своим «я», которые нужно, безусловно, учитывать. Мы с женой сами ухаживаем и отслеживаем состояние наших животных и никого не допускаем к ним. Корма выбираем и кормим исключительно сами. Стараемся создать такую обстановку в вольере, чтобы они могли развиваться, так как тигры очень это любят. Вот, к примеру, едем по городу, и если видим, что на улицах спиливают зеленые ветки, мы сразу их загружаем в машину и везем животным, ведь они очень это любят, и это напрямую влияет на их психологическое состояние.

Тигры и львы — умные и грациозные животные. Многие трюки они выполняют без команд дрессировщиков. Вы чаще ориентируетесь на природные повадки или стараетесь обучить трюкам, которые придумываете?

У нас подход к номеру очень прост: на всех поделили по небольшому количеству трюков, которые животные выполняют с удовольствием и интересом. Так мы добились большой динамики работы и это сокращает риск неисполнения того или иного трюка.

Один из самых опасных ваших трюков: вы передаёте мясо львице изо рта. Как происходила отработка этого элемента? Сразу ли ваша «коллега» поняла, что от неё требуется?

Этот трюк занял у нас больше всего времени. Репетировать начали с самого детства, так как нужно начинать с большого расстояния и приучать к тому, что человек может находиться в непосредственной близости, когда львица ест. Со временем дистанция сокращается и становится минимальной.

У профессионального дрессировщика бывает момент, когда «нужно перебороть страх»?

Как по мне, страх помогает нам жить в клетке с хищниками. Потому что, какими бы они милыми не казались, не нужно забывать их природу. А на воле они рождены убивать, и потеря бдительности может печально закончиться для дрессировщика.

В одном из интервью вы говорите о том, что зачастую цирк не может найти общего языка с зоозащитниками. Почему так? Ведь сегодня применяются методы зоопсихологии и мягкой дрессуры.

Как раз с зоозащитниками в 90% случаев мы находим общий язык. И я знаю очень много зоозащитников, которые действительно помогают животным без корыстных целей. Но есть ненавистники цирка и к зоозащите они не имеют никакого отношения от слова «совсем». Как правило, такие люди не хотят ничего слушать и на любое слово они посылают различные проклятия и максимально пиарятся для собственной выгоды.

Ваша супруга не из цирковых артистов, но выступает с вами на одной сцене с хищниками и другими животными. Как она адаптировалась, быстро ли удалось вписаться в программу выступления?

Первое время ей было непривычно, потому что цирковая жизнь сильно отличается от обычной. Помогали адаптироваться жены братьев, рассказывали о цирке, жизни и работе в нём. Работать начала, конечно, не сразу. Примерно через год мы купили носуху, и она стала с ней заниматься. Помогали дрессировщики, которые уже работали у нас в программе. Так потихоньку всё и началось. С хищниками мы стали работать намного позднее.

По профессии вы диджей. Увлекаетесь музыкой?

У меня с детства была бешеная тяга к музыке. Многие поражались, насколько быстро я мог сыграть композицию, достаточно один раз показать и я мог уже её повторить. Но родители так и не отдали меня в музыкальную школу, хотя мне очень хотелось. Но зато в семь лет я уже провел первую дискотеку и на протяжении всей жизни уделял этому очень много времени. Но с появлением братьев наших меньших этого самого времени просто не осталось, так как они требуют внимания 24/7.

Вы участвуете также и в оформлении своих номеров, как художник по свету формируете шоу-постановку.

Я не то что участвую, а на 100% создаю наше световое шоу. Очень часто приходят мысли прямо во время шоу. Пока они свежие могу внести изменения прямо во время представления. И опять же очень много световых картин мне пришли во сне.

В наше время цирковое шоу состоит не только из цирковых номеров. Его украшают танцевальные и музыкальные программы. Но вы предпочитаете исключительно цирковые постановки. В чём отличие этих двух решений?

Как правило, цирковой балет несет несколько функций в шоу. Это своего рода связующее звено между цирковыми номерами, чтобы не было пауз, и зритель не скучал, пока меняют реквизит или декорации для следующего номера. И, конечно же, когда балет хороший, его просто интересно смотреть. Но, по нашему мнению, это сильно влияет на динамику шоу. И очень часто, когда шоу не динамично, дети начинают скучать и просятся домой. Поэтому мы сформировали свое шоу, которое длится больше двух часов, а по ощущениям полчаса. Мы свели к минимуму время смены реквизита. Зритель не успевает это заметить, а мы показываем максимальное количество номеров разных жанров.

Добавить комментарий