Всемирный день иллюзиониста

Ежегодно 24 марта отмечается необычный праздник – международный день иллюзионистов. Праздник был учрежден Международным обществом иллюзионистов (IMS)*. Дата 24 марта была выбрана не случайно — в этот день родился Гарри Гудини (1874-1826).

Иллюзионизм, называемый иногда магия — вид исполнительского искусства, который характеризуется использованием ловкости рук, трюков или специальной аппаратуры для создания иллюзии нарушения привычных физических свойств хорошо известных предметов. Название происходит от французского слова «illusionner» — «вводить в заблуждение».

Искусство иллюзии — древнее, как само человечество. Ловкость рук, безошибочное использование психологических особенностей людей, умение отвлекать, или, наоборот, привлекать их внимание, технические изобретения давали возможность создавать поразительные иллюзии. Считается, что искусство иллюзий (фокусов) зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад. К примеру, фокусники того времени (чаще всего ими были жрецы) умели заставлять исчезать и появляться драгоценности. Во время фокусов из-под земли появлялись огромные статуи богов. Эти статуи могли протягивать руки к публике, могли даже заплакать. Средневековые фокусники мало проявляли активность, поскольку приравнивались к посланникам дьявола и становились объектами преследований, гонений и казней. Лишь в XVII-XVIII веках во времена расцвета эпохи Просвещения иллюзионисты стали получать всеобщее признание.

Образ фокусника в искусстве отражен довольно полно и ярко, при этом разные художники представляют их в различном контексте — в диапазоне от жуликов до волшебников. Зрители, понимая, что где-то есть подвох, все равно смотрят, восхищаются и аплодируют. Безусловно, стоит говорить лишь о настоящих мастерах, о людях, которые достигли высот в этом сложном деле. При этом мы прекрасно понимаем, что фокус – это не чудо, не волшебство, а парадокс зрения – зрительского восприятия. А у каждого фокусника есть свой секрет, невидимый для человека, непосвященного в тайны иллюзии.

Большое значение имеет качественная аппаратура и реквизит – ящики с двойным дном, скрытые элементы, пружины, особое расположение зеркальных панелей. Все это позволяет создавать нужные условия. Но картина завораживающих фокусов была бы неполной без обаяния и таланта фокусника. Именно он держит публику в напряжении, заставляя верить и удивляться всему происходящему. Фокус – создание у зрителей иллюзорного восприятия, оптического обмана, переключение внимания разными утям, очень много труда и немножко волшебства

Двойное чудо возникает при изображении фокуса и его исполнителя в виде механической автоматической композиции. Создание автоматонов – роботов прошлого преследует несколько целей, в том числе, и подсознательное желание мастера ощутить себя Tворцом, подобным высшему существу, способность создавать устройства, имитирующие действия и поступки людей. Автоматоны широко использовались в ритуальных целях уже в Древней Греции, откуда и пошло слово андроид — с греческого «человек, мужчина» с суффиксом oid — «подобие» — «человекоподобный». В ходе ежегодных Элевсинских мистерий** были задействованы механические скульптуры богов. Геродот Галикарнасский (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.) упоминает говорящие фигуры на входе в храмы. Филон Византийский (280 г. до н. э. — 220 г. до н. э.) изобрел механическую служанку, которая смешивала вино и воду в одном сосуде благодаря простейшим законам физики.

В музее «Собрание» в разделе «Занимательные автоматоны» представлены разнообразные по назначению механизмы, созданные лучшими мастерами своего времени: Жаном Рулле (Jean Roullet), Эрнестом Декампом (Henri Ernest Decamps), Леопольдом Ламбером (Léopold Lambert), Пьером Жаке-Дро (Jaquet Droz) и другими. Конечно же, создатели автоматонов не обошли своим вниманием и изображения иллюзионистов и фокусников, тем самым, объединив два вида искусств в одном произведении.