Ольга Рожковская

«Если любите своё дело, горите им спустя много лет, то вы не перестаете профессионально расти, находите мотивацию для каждой репетиции, преодолеваете трудности. Пожалуй, это и можно считать успехом»


Ольга, считается, что качества, применимые в профессии, формируются ещё в детстве. Каким вы были ребёнком и какой вам запомнилась самая беззаботная пора?

Надо сказать, что я родилась и выросла в Павловском Посаде. Это уютный, милый, небольшой город в Подмосковье, родина Вячеслава Тихонова, Валерия Быковского и павлово-посадских платков.

Детство было счастливым: родители любили, баловали, ругали редко. Всё лучшее, конечно же, доставалось нам — детям!

Два года ходила в детский сад, который ужасно не любила, просто потому что была до жути скромной, боялась общаться и стеснялась играть. Помню, что в основном просто одна сидела на лавочке и смотрела, как другие веселятся.

С цирком вы познакомились в раннем возрасте. Как это было?

Мне было шесть лет, когда в один из осенних дней мама позвала меня со двора домой. Из окна я с сожалением посмотрела на улицу и подумала, что вот сейчас начинается серьёзная жизнь. Мама взяла серые шерстяные носки, и мы пошли на первое занятие в детскую цирковую студию «Пилигрим». Холодный Дом культуры «Космос» (уже не существует), деревянная сцена, тяжёлые жёлтые кулисы, серые маты. На сцене занимались дети чуть старше меня, в тишине, в рабочей атмосфере. В глазах ребят — серьёзность и сосредоточенность, они безмолвно оттачивали мастерство. Мне это понравилось. Тренер Елена Юрьевна Панина попросила что-нибудь показать. Сделала колесо. Приняли.

Цирковые артисты, на наш взгляд, одни из самых трудолюбивых. В чём проявлялась работоспособность в первое время?

Я восхищалась старшими девчонками, мечтала, что буду летать в кольце, как Юля, крутить хула-хупы, как Маша, стоять на руках, как Лена. Вечерами, мама готовила ужин, папа всегда работал, у брата были свои игры. А я выключала свет в гостиной, включала телевизор, представляя, что это прожектор, и изображала номер «Паучок». Почти как и все участники коллектива, мечтала стать артисткой цирка. Да я просто жила им! Играя, я представляла себя на гастролях. В коллективе научилась дружить! Со многими мы общаемся до сих пор. Но, как оказалось, выступать на сцене перед зрителями я совсем не умела. Меня подводил страх перед публикой.

Занятия в цирковой студии вы совмещали со школой. Насколько это было легко?

Со школой почти не было проблем. К удивлению всех и моему тоже, первую четверть второго класса окончила на отлично. Знания, полученные на уроках в школе, оказались самыми надёжными. Всегда вспоминаю школу с благодарностью. А на полке — серебряная медаль «За особые успехи в школе». Спасибо учителям.

В цирковом коллективе «Пилигрим» я освоила азы жанров: пластический этюд с элементами эквилибристики на руках, хула-хупы, парный эквилибр, основы акробатики, чуть воздушной гимнастики. Но выдающихся способностей и таланта у меня не было ни к одному из этих жанров. И вот мне одиннадцать лет. На сцене натянули новый реквизит — тугую проволоку на высоте всего полметра от пола. Пробовали все. Я прошла всю дистанцию с первого раза от начала до конца (по своему опыту скажу, что девушки с первого раза не проходят). Так что эквилибр на проволоке — определённо мой жанр. Как и в первый раз, так и по сей день обожаю стоять/бегать/ходить по канату!

Насколько я знаю, коллектив «Пилигрим» взрастила ваша мама…

Да, приблизительно в тот момент случилась трагедия. Ушла из жизни наш молодой тренер Елена Юрьевна. Это был ужас. Мама, Наталия Борисовна Рожковская, сохранила и взрастила студию. Вместе с ней жанр «Тугая проволока» мы осваивали по видеозаписям и наитию.

Большую роль в вашем становлении артистки цирка сыграл народный артист России, эквилибрист Владимир Стихановский. Как вы познакомились?

Мне было 14 лет. Предварительно моя мама позвонила Владимиру Алексеевичу, рассказала, что я, её дочь, брежу цирком, что цирковые говорят о хорошем природном балансе и таланте к проволоке, и что хотелось бы определиться: или цирк, или усердная учёба. Договорились о встрече-просмотре в Центре циркового искусства. Долго искали само здание ЦЦИ. Я романтично представляла бурляще-кипящую деятельность внутри здания с кучей разнообразных проволок. По факту — серое здание, в котором на тот момент цирковая деятельность не особо кипела. Единственное, что пленило — сам Владимир Алексеевич. Высокий, статный, красивый, с шикарной шевелюрой, в белоснежном костюме. Встретились, о чём-то поговорили, осмотрелись.

Пришло время показать себя, но возникли проблемы с натягиванием проволоки. Были предложения приехать в другой раз. Обычно я тушуюсь и соглашаюсь на это, но не тогда. Я сказала, что очень хочу себя показать на проволоке сейчас. В общем, проволоку как-то натянули. И, думаю, это был обоюдный восторг — мой и Владимира Алексеевича. Знаете, это как два фанатика говорят на одном языке! Мы понимали друг друга с полуслова.

После этого Владимир Алексеевич стал вашим наставником. Как строилась работа?

С Владимиром Алексеевичем мы работали так: примерно раз в месяц я приезжала на репетицию в ЦЦИ, Владимир Алексеевич репетировал со мной, корректировал, давал ЦУ, задания, и уже новый материал я оттачивала на сцене ДК в детской студии. Отчетливо помню, как всего один-единственный раз Владимир Алексеевич взял веер и встал на проволоку. Моё ощущение было, что сам Бог стоит на канате!

В 16 лет вас приняли в Росгосцирк, и в трудовой появилась первая запись — «артист-эквилибрист». Как удавалось совмещать репетиции в Москве и школу в Подмосковье?

Каждый день я ездила из Подмосковья на репетиции в Москву (в общем-то это привычный маршрут для многих жителей нашего города). Весь 11-й класс я училась только четыре урока, прибегала домой, обедала и уезжала на репетицию. Почти всю дорогу туда и обратно (а это 1, 5 часа на электричке, 20 минут на метро, плюс пешком минут 20 — и это только в одну сторону) я ответственно делала уроки, готовилась к ЕГЭ. Но это не было безумно сложно физически. Нагрузку я выдерживала, было очень интересно и все по-взрослому. Сложно было морально, ответственно и тяжело входить во взрослую профессиональную жизнь. Но занималась упорно, со страстью.

Репетиционный период длился полтора года. Что было после?

По итогу состоялся выпуск номера «Птица-душа» в жанре «Танцы на проволоке» в моём исполнении. Режиссёром-постановщиком и репетитором стал Владимир Стихановский. Номер получился очень сильным, фестивальным, насыщенным сложными танцевально-прыжковыми элементами без веера с арабским колесом на проволоке в финале. Успешно для меня прошли конкурсы: я была удостоена серебряной короны Всероссийского фестиваля «Принцесса российского цирка» (Саратов) и бронзовой награды четвертого Всемирного фестиваля циркового искусства на Поклонной горе (Москва).

Однако после школы вы поступили в Государственный университет управления. Почему не в цирковое училище?

Получить высшее образование было обязательным условием папы. Тогда я спокойно могла заниматься цирком. Но я и сама понимала, что хочу иметь образование или дополнительную профессию про запас. По результатам ЕГЭ я поступила в ГУУ на кафедру «Управление персоналом» на заочное отделение. Шесть лет обучения по две сессии в год. Не всегда было удобно приезжать, не всегда было понятно, как выполнить то или иное задание, но дорога появляется под ногами идущего. Когда вкладываешь силы, стараешься научиться, выполнить определённую задачу — это всегда видно и оценивается педагогами. Все сдано, зачтено, диплом защищен! Высшее образование есть!

При этом в 18 лет вы отправились на первые гастроли — в Киров. Какие впечатления у вас остались?

Чужой город, самостоятельный быт в гостинице, без педагога на репетиции, выходной в понедельник — всё было непривычно. Но самым сложным оказались представления. Мне очень тяжело давалась работа на зрителя.

Вскоре вы попали в коллектив династии Корниловых. Чем запомнилась эта работа?

Да! Мне очень понравилась работа в коллективе под руководством Таисии Анатольевны Корниловой. Молодой коллектив, активная творческая деятельность, мастер-классы по современной хореографии и актёрскому мастерству, собрания, на которых проводился «разбор полётов» представлений, артисты, которые жаждут развития и просто весёлая, хорошая, добрая атмосфера. Сам аттракцион «На слонах вокруг света» — это просто нереальный восторг — слон ходит по шарику, встает на копштейн, крутит хула-хупы, сидит на тумбе! В голове не укладывалось, что это возможно. Это просто ожившие детские рисунки. Я смотрела каждое представление. Да ещё крутая постановка: сочетание танцев балета с работой слонов на манеже одновременно.

С коллективом мы гастролировали во многих городах России (в филиалах Росгосцирка). Были даже гастроли в Петербурге в цирке на Фонтанке, полгода провели в культурной столице.

Спустя три года гастролей с Таисией Анатольевной вы стали работать над новой постановкой. Какая задача стояла перед вами?

Нужно было перенести ирландский танец на проволоку. Я взяла у профессионалов несколько уроков ирландского танца, чтобы адаптировать некоторые традиционные танцевальные движения на проволоке. Одновременно было интересно и непросто перевоплотиться из привычного состояния «Птицы» в рыжекудрявую, зажигательную Джипси.

А как приняли номер зрители?

Помню премьеру: после лирической части была небольшая пауза, потом начиналась мажорная часть. Логично, что после паузы должны были быть аплодисменты, но на премьере не было ни хлопка. Я только со временем ощутила, что на представлениях другое течение времени, другая атмосфера, только после премьеры можно понять свой образ, почувствовать зрителя и правильно расставить акценты. Любой номер нужно «вкатывать». После нескольких представлений номер заиграл. «Ирландский танец» получился классным — с новыми танцевальными элементами и новым амплуа.

Вы работали в цирке на Цветном бульваре — одном из лучших в России. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.

Во время гастролей в Астрахани запись моей работы отправили в цирк на Цветном бульваре. И вуаля! Меня утвердили. Я летала на крыльях от счастья!

Через несколько месяцев началась работа в цирке на Цветном. Ответственно, бодряще, классно. Три недели до премьеры работали над новой постановкой с удивительной Ликой Шевченко. В работе не чувствовалось ни разницы в возрасте, ни в званиях. Был очень взаимопонимающий процесс, интерес и азарт справиться с задачей. В итоге — очень достойное танго «Экспрессия».

Премьера! Отработала без завалов, но казалось, что провал. Эмоции были не те, которые требовались моему характеру. Первые три недели думала подойти к руководству и попросить снять с программы по причине того, что не соответствую уровню. Привычка доводить дела до конца не позволила этого сделать. Наступил переломный момент и дальше всё пошло хорошо. В итоге работа в цирке на Цветном бульваре — шесть месяцев счастья!

Ну а потом гастроли за рубежом. Всё ли задуманное там получилось?

В Англии, где я всю жизнь мечтала побывать, гастролировала полтора месяца с The Moscow state circus с программой Park Gorkogo. Сами гастроли были насыщенными и необычными, так как это был тур по театрам. Мы работали на сценах 22 городов. Лондон, да и сама Англия меня покорили. Прям lovely place.

На следующий год английское руководство предложило контракт на два года. Согласились, не раздумывая?

Конечно! В феврале-марте — сцены, в марте-ноябре — шапито. Англия бесподобна, Ирландия красочна, Уэльс симпатичен. Работали очень много представлений, в основном незабываемо здорово, иногда тяжело выдержать непривычный ритм. Рядом хорошие друзья, за окном бангвагена — удивительные, старинные и современные английские города, в душе — бесконечно много положительных эмоций и впечатлений… При любой возможности посещали музеи, достопримечательности, театры, мюзиклы.

На Кристмас (период Рождества) меня пригласили в Эйндховен (Нидерланды). Из всей программы я одна была русской. Здорово путешествовать! Здорово иметь возможность побывать в разных странах!

Работа на проволоке — достаточно опасный жанр. Случались ли у вас травмы и как после них нашли силы вернуться к работе?

Осень. Тверь. На репетиции неудачно прыгнула. Вторая травма одного и того же колена. На полгода выбыла из строя. Думала, что в цирк уже не вернусь.

Попробовала себя немного в другой деятельности: три месяца проработала в административной группе цирковой программы. Не зашло. Цирковая деятельность мне нравится только в манеже. Но мне нравилось говорить с детьми о цирке, писать посты, небольшие сценарии к мероприятиям.

Решила всё-таки восстанавливаться после травмы в ЦЦИ. Голова всё помнит, но после долгого перерыва физической формы нет, выносливости ноль, да и желания тоже. Но постепенно пришла в рабочую форму.

И вам предложили работать уже не на проволоке, а на канате. Предстояло подняться на высоту более семи метров. Как отнеслись к такой идее?

Сразу согласилась. Иногда фантазировала, что танцую на канате на большой высоте, но в жизни я всегда в себе сомневаюсь. А тут мне предложили, значит, не только я себя наверху на канате видела.

К работе вы приступили спустя четыре месяца. Кто вам создал реквизит и в чём его уникальность?

Через четыре месяца организационно-подготовительных работ наконец-то подвесили реквизит «Воздушный канат». Его создал легендарный заслуженный артист РСФСР Лев Александрович Осинский. Уникальность реквизита в быстрой трансформации каната из наклонного в горизонтальный. Дочь Льва Александровича Марина Львовна Осинская, народная артистка России, легендарная и бесстрашная эквилибристка на канате. Мне удалось увидеть работу Марины Львовны на канате в одной из программ в цирке на Цветном бульваре. Нереально, я плакала от восторга! На огромной высоте, без лонжи, филигранно и восхитительно! Марина Львовна с большим успехом отработала много лет и завершила карьеру на манеже как артистка-эквилибристка. А реквизит «Воздушный канат» ждал и дождался своего часа. Обновив тросовую оснастку и некоторые детали, на уникальном реквизите теперь работаю я.

Вы работали и вместе с Мариной Львовной. Тяжело ли было осваивать новую высоту?

Мы работали вместе: Владимир Алексеевич Стихановский и Марина Львовна Осинская, которые были тренерами-репетиторами, и я в лице исполнителя. С первого моего захода на канат мы поняли, что всё получится.

Классным, насыщенным и непростым был репетиционный период. Интересно и азартно было осваивать новую высоту. Через несколько месяцев мы выпустили наш номер. Режиссёры-постановщики Ольга и Ян Польди, композитор Михаил Экимян, художник по костюмам Наталия Чистова — команда опытных людей. Работать над постановкой с Ольгой и Яном Польди было только в удовольствие. В итоге наше детище получилось бомбическим! Премьера состоялась в Иркутске. Она удалась, зритель хорошо воспринимал номер.

В Иркутске вы познакомились с будущим мужем, а вскоре у вас появилась чудесная дочка. Как быстро вы вернулись в манеж?

Мой муж — двукратный чемпион России по жонглированию диаболо Георгий Прилепо. Я отработала с программой «Белые львы Африки» под руководством Надежды Сквирской около 20 представлений в Иркутске и два представления в Кемерове. А потом наступил долгий карантин. Но мы время провели с пользой: поженились. Потом появилась наша доченька. Когда ей было три месяца, мы с ней полетели к папе на гастроли в Оренбург. Когда дочке было шесть месяцев, уже гастролировали постоянно, я начала репетировать и через полтора месяца уже работала в манеже. Самара – Пермь – летние гастроли в Симферополе – Астрахань – Кострома – Новосибирск – Кемерово – сегодня…

Как вы думаете, что играет ключевую роль в становлении артиста — его талант, удивительные знакомства с фанатиками своего дела или что-то ещё? Как добиться успеха на любимом поприще?

Вы знаете, с годами я всё больше убеждаюсь в том, что «я знаю, что я ничего не знаю». Наверное, нет единого рецепта успеха. Да, безусловно, талант играет огромную роль. Без трудолюбия талант не реализовать. Для каждого жанра необходимы определённые физические данные. Есть очень много компетенций, которые необходимы в работе на манеже. Некоторые качества являются врожденными, а некоторые необходимо и можно воспитать. А успехом можно считать то, что вы гармонично чувствуете себя частью циркового мира. Вам уютно и комфортно здесь. Если любите своё дело, горите им спустя много лет, то вы не перестаете профессионально расти, жаждите новых знаний, находите мотивацию для каждой репетиции, преодолеваете трудности. Пожалуй, это и можно считать успехом.

Добавить комментарий