Анатолий Фёдоров

«Когда работа приносит удовольствие и радость, особо настраиваться на неё не приходится»


Анатолий, в девять лет вы оказались в цирковой студии «Карусель» в Санкт-Петербурге. На занятия привели родители или это было вашим решением?

Тогда мама меня повела в Дом культуры, чтобы записать в какой-нибудь кружок дополнительного образования. Проходя мимо стендов с рекламой кружков и секций, увидели информацию, что детская цирковая студия проводит набор. Мама меня спросила: «Пойдёшь в цирк? Клоуном будешь!». Я согласился. Цирк я всегда любил. Мы посещали все программы цирка на Фонтанке. В те времена поход в цирк приравнивался к празднику. Билеты приобретались всегда заранее, за две-три недели. В день представления невозможно было купить билет. Само ожидание носило волнительный характер. А клоуны — самые любимые и ожидаемые артисты в программе. Плюс в том, что ковёрные в каждой программе разные. С разными костюмами, гримом и, главное, репертуаром.

Постепенно вы изучили практически все цирковые жанры. Какие из них давались легко, а какие со «скрипом»?

В студии изучение жанров носило больше соревновательный характер. Если у друга что-то получилось, охватывал азарт. Я тоже так хотел делать. Освоение жанра переходило в некую игру «смотри, как могу». (Улыбается.) Поэтому, наверное, и не было трудностей с освоением разных жанров. Плюс через несколько лет тренировок появилась цель. Я твёрдо знал, что буду артистом цирка. Единственный жанр, который мне не поддался — вольностоящая лестница.

В 17 лет вы выпустили номер «Оригинальный жонглёр». Каким он получился?

Мой первый номер «Оригинальный жонглёр с кубиками» получился хорошим. Репетировал его по восемь часов в день без выходных. В нём присутствовали элементы акробатики. Он был темповым и харизматичным. Долгое время ещё усовершенствовался и усиливался. В дальнейшем трансформировался в репризу.

Тогда же вы отправились на первые гастроли. Многие это воспринимают как приключение. Так ли это на самом деле?

Конечно, первые гастроли — всегда приключение. До этого были поездки на фестивали со студией, но здесь совершенно всё по-другому. Работа на профессиональном манеже. Артисты — настоящие мастера. Традиции и законы манежа. Новые города и знакомства. С первых гастролей началась взрослая жизнь с её радостями и не только.

Шесть лет вы служили в Большом Санкт-Петербургском цирке. Чем запомнилась работа здесь?

Сразу после армии я отправился устраиваться в Большой Санкт-Петербургский цирк. Но, просмотрев номер, мне дали понять, что для работы в цирке на Фонтанке его надо улучшить. Признаюсь, было обидно. Юношеский максимализм. Но именно это подтолкнуло к росту профессионального мастерства. Снова спортивный азарт и амбиции. Я очень хотел работать именно в цирке на Фонтанке. И вот, спустя несколько лет, состоялся дебют в цирке, куда ходил всю жизнь как зритель. Теперь я был по другую сторону манежа. Выходя в манеж, смотрел в зал на те самые кресла, в которых когда-то сидел сам. Это очень продуктивный период моей жизни. Когда работаешь с мэтрами, сам пытаешься повысить мастерство и артистизм. Очень рад, что работал с великим режиссёром Алексеем Анатольевичем Сониным. Артистическая жизнь свела с прекрасными мастерами, у которых я учился и впитывал всё, как губка.

А как вы поняли, что быть ковёрным — ваше призвание?

Переквалификация в ковёрного, как это не банально звучит, произошла случайно. В программу требовался клоун. Мне предложили попробовать. Честно, было страшно. Отработав на то время во множестве программ, я понимал, что клоун — очень важная часть программы, от которой зависит темпоритм, лёгкость восприятия шоу зрителем.

Когда рассказал о предложении стать ковёрным другу, он спросил: «Толя, ты понимаешь, что быть несмешным клоуном — это страшно?». После этих слов стало ещё страшнее пробовать себя в жанре клоунады. Но желание попробовать взяло верх. В конце концов, я в детстве попал в студию, чтобы стать клоуном.

Прекрасно помню день, волнительный и панический. До первой репризы было ощущение, что делаю шаг в пропасть. Но, к счастью, с первых минут зал начал очень хорошо реагировать. Я слышал смех и аплодисменты. В конце концов расслабился и стал получать удовольствие оттого, что зрителям нравится, что я делаю. Именно тогда пришло понимание, что не зря решился попробовать, и сожаление, что не решался на этот шаг раньше.

Спустя некоторое время стало понятно, что именно мне нравится в клоунаде. Люблю придумывать новые репризы. Пробовать новые «корючки» в работе. Проверять на публике реакцию на новые шутки и гэги. Придумывать и, главное, изготавливать реквизит, практически весь делаю своими руками.

Поначалу вы работали сольно, затем в дуэте с супругой. Помогало ли на манеже умение чувствовать друг друга?

Главное в работе с партнёром — чувство, что вы единое целое.

Вашей второй партнёршей стала клоунесса Анна Зубарева. Вы создали дуэт «Том Ям и мисс Тили Лям». Как выстроили коммуникацию?

У нас самый настоящий творческий тандем. Мы вместе думаем о новых репризах. Устраиваем некий мозговой штурм. Появляется идея, как мы можем обновить репризы или придумать новые. Обсуждаем, принимаем или отрицаем. Главное — понять, что и где будет вызывать реакцию зрителя.

Мы сейчас полноценные партнёры в дуэте, Анна — «звезда», я — смешной неудачник. Я передаю Анне знания в цирковых жанрах. Анна — дипломированный режиссёр, На ней вся работа над логикой и сценографией, линией характеров, образов. Я отвечаю за шутки и реквизит. Вообще, мы мультижанровые артисты, можем петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, говорить, смешить и давать программе нужный градус.

Чем вы похожи на своего персонажа, а чем отличаетесь?

Том Ям — это моё альтер эго. В жизни я ответственный и рассудительный. С образом меня объединяют оптимизм и интеллигентность. Когда я на манеже, во мне живёт ребёнок. Во время работы зрители, дети и взрослые — мои друзья, стараюсь быть с ними на одной волне. В жизни я скорее интроверт. (Улыбается.)

Сейчас вы работаете в программе Владислава Гончарова в саратовском цирке. Расскажите, пожалуйста, об опыте работы с ним.

С Владом мы познакомились в 2011 году в рижском цирке. Мы работали вместе в программе «Королевство львов». С тех пор у нас хорошие отношения. Когда в программу «13 месяцев» режиссёра Дарьи Костюк в Туле нужен был ковёрный, Влад пригласил меня. И мы сотрудничаем, каждый год встречаемся в новогодней сказке. С Владом всегда приятно работать. Прекрасный артист и руководитель.

Ваша основная задача — рассмешить зрителя. А как сделать так, чтобы взрослые получили такое же удовольствие, как и дети?

При создании реприз стараюсь придумывать шутки и гэги интересные не только детям, но и взрослым. Если в репризе участвует зритель, то ни в коем случае не пытаюсь его унизить или оскорбить. Всё должно быть по-дружески, без обид.

А самые лучшие критики — это дети. Их нельзя обмануть. Они чувствуют и видят фальшь. Помню, как в одном городе бабушка с внучкой приходили несколько раз на программу, в которой я работал, и в эпилоге дарили шоколадку. Приятно осознавать, что работаешь в представлении пять, шесть, иногда восемь реприз и с каждым выходом на манеж слышишь реакцию в зале. Зритель тебя ждёт.

На манеж нужно всегда выходить в позитивном настроении. Как настраиваться перед представлением?

Я по натуре оптимист и позитивный человек. Когда работа приносит удовольствие и радость, особо настраиваться не приходится. А так, в гримёрке звучит хорошая музыка, могу потанцевать, подурачиться, в форганге перед выходом пошутить с коллегами, может, вспомнить смешную историю.

Добавить комментарий