Валерий Левушкин
«Мы были первыми, кто сдвинул статичную советскую эстраду с места»
Валерий Владимирович, ваш отец служил в Каспийской флотилии, а мама была цирковой артисткой. Почему вы решили пойти по стопам мамы?
Родители разошлись, когда я был ещё совсем маленький. Мама тут же ограничила общение с папой. Да и в военную часть меня не пускали, а в цирк — пожалуйста. С утра до вечера можно было бегать по манежу, конюшням, общаться с животными, смотреть, как артисты рождают и репетируют свои шедевры, пытаться повторять за ними, осваивать цирковые жанры. Да и клоуны всегда перед глазами, на уровне вытянутой руки. Можно подойти и сказать: «Доброе утро, дядя Коля! Или Боря…». И мне всегда ответят: «Привет, малыш». Не детство, а мечта ребёнка.
Ещё учась в ГИТИСе, вы создали ансамбль музыкальной эксцентрики и пародии «Бим-Бом». В чём, по-вашему, новаторство коллектива?
Пародии «Бим-Бом» были направлены в основном на композиторов. На заимствование, копирование или просто подворовывание мелодий друг у друга. Например, номер объявляли так: «Раймонд Паулс! Ария Кармен из оперы Бизе». А далее звучала песня «Я рисую, я тебя рисую» пополам с арией Кармен из одноимённой оперы Бизе. А исполнитель песни «Як Йола» и «Кармен» отчаянно боролись за первенство исполнения мелодии. Естественно, это были комедийные ситуации.
Ну, а ещё мы были первыми, кто сдвинул статичную советскую эстраду с места. Мы стали петь, танцевать, делать акробатические трюки, и всё это одновременно. Конечно, вся советская эстрада ахнула, а через десяток лет начала и сама прыгать и скакать. И это то, что мы видим сейчас.
С коллективом вы объездили, пожалуй, весь мир. Одинаково ли тепло вас принимали в России и за рубежом?
Естественно, иначе бы мы не объездили «весь мир», а ещё не побеждали бы на всяких советских и мировых конкурсах.
В 1985 году стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов цирка на сцене. В 1991-м взяли серебряный приз на первом Всемирном конкурсе артистов варьете (эстрады) в Штутгарте (Германия) за режиссуру и постановку номера «Гулаг-ревю». В 1993-м стали лауреатом первого Всероссийского конкурса режиссёров эстрады в Москве. В 1997-м стал обладателем двух золотых и одной серебряной медалей как автор, режиссёр и постановщик номеров для коллектива «Бим-Бом» на чемпионате мира по сценическим искусствам в США, Лос-Анжелес. Театр «Бим-Бом» стал обладателем звания абсолютного чемпиона мира.
Без приключений, конечно, не обходилось. Помните ли, с чем сталкивались за рубежом и как артист, и как турист?
Приключений было много. Я их подробно описал в своей книге «Бим-Бом — дурдом».
Вы выступали со многими мировыми звёздами, в том числе с Патрисией Каас. Расскажите, какая она, и как вы находили общий язык во время репетиций?
И не только с ней, а и с певицами Катериной Валенте, Шер, группой «БиДжис», с Зикфридом и Роем, Хампердингом, Кевином Коснером, Мирей Матье, Сальваторе Адамо, оркестром Дюка Элингтона и многими другими в швейцарском цирке «Конелли», немецких «Буш» и «Флик-фляг».
Язык у артистов один, общий. Вышел на сцену — тебя тепло и хорошо встретил зал. А похвала за кулисами от артистов понятна на любом языке. Да по-другому быть и не могло. Там жёсткий отбор, в один концерт и на одну сцену с такими звёздами просто так не попадешь. Там либо равные с равными, либо с очень достойными быть рядом с мировыми звёздами.
Некоторые ваши номера поставлены словно на злобу дня. Как реагировали на них сверху?
Сверху всегда и на всё реагировали плохо. Нас даже пытались несколько раз прикрыть. Но мы находили лазейки.
Ваш коллектив не раз становился лауреатом Всероссийской национальной эстрадной премии. В Германии получил «Серебряный приз» на первом международном конкурсе эстрады. Что значат для вас эти конкурсы, почему вы в них участвовали?
Конкурс — это соревновательный процесс. Кто лучший из тех лучших, отбирающихся в своих странах? А забраться на вершину? Это понимание, что твой труд не пропал даром!
Удивительна закулисная жизнь таких фестивалей. Чем она вам запомнилась?
Закулисная жизнь везде и всегда одинакова. Сначала готовишься к выступлению, а потом расслабляешься.
Шесть лет вы были постоянным участником «АБВГДейки». Смотрели сами программу, как воспринимали себя со стороны?
Сначала с интересом. Потом с ужасом. А затем выключил телевизор.
Чем похож и чем отличается экранный Лёвушкин от реального?
Практически ничем. Только на экране тихий сумасшедший, а в жизни — буйный.
Какой выпуск «АБВГДейки» особенно понравился, а о каком вы бы предпочли забыть?
Сейчас по прошествии стольких лет у меня в голове один сплошной выпуск. Просто выскакивают какие-то отдельные фрагменты в памяти. А уж из какого это выпуска, я и не соображу.
Вы учили малышей считать и читать. Сложно или легко было объяснять ребятам материал? К каким хитростям прибегали?
Ребятам я ничего не объяснял. Я объяснял видеокамере, а что она там понимала, черт её знает. А от ребят и их мам… Я бегал «огородами», потому что когда они меня ловили, я ими был зацелован, облизан и общипан. Но если мама была хорошенькой, я отдавался… судьбе… и её поцелуям…
Дети и взрослые писали вам письма. Какие из них вы помните до сих пор?
Письма приходили мешками и нас иногда просили их разбирать и отвечать. Не помню никаких! Они примерно все одинаковые: «Нравится, любим, просим, пришлите автограф». Было пару интересных писем… Но… ну их…
Вы живете в Москве. А часто бываете в Баку — на своей родине?
В Баку я, к сожалению, бываю редко. За всю жизнь три-четыре раза. Я бакинец по месту рождения, но уехал оттуда, когда мне и годика не исполнилось.
В следующем году у вас юбилей. Уже думали, как будете праздновать?
Всё как обычно. За столько лет празднования уже всё давно отрепетировано! Просыпаешься утром, выпиваешь чашечку кофе, выкуриваешь сигаретку, одеваешься, говоришь условной ей «созвонимся» и едешь по делам.
Валерий Владимирович, вернёмся к «АБВГДейке». Чтобы вы сказали уже выросшим зрителям?
Сказал бы, что грамота жизни состоит не только из сложения букв в слова, а слов в предложения. Надеюсь, что предложения уже сложены в романы, повести и рассказы своей жизни. И жизнь складывается у всех счастливо — от А до Я. Искренне на это надеюсь.