«Я росла как Маугли — среди зебр, верблюдов, лам, змей и крокодилов»


Алиса, вы династийная артистка цирка. Чем занимаются родители? Чему они вас научили как дрессировщика?

С животными меня познакомили родители. У них был аттракцион «Сафари». Росла как Маугли — среди зебр, верблюдов, лам, змей и крокодилов.

Я очень благодарна семье — и бабушкам, и дедушкам, и родителям, и сёстре за то, что они внесли огромный вклад в становление меня как артистки. Научили любви к животным, ответственному обращению, пониманию.

Всё строится на отношении, а не на дрессуре, не на трюках.

Первое, что я всегда видела, в частности, когда росла, как создаются условия для животных, какие корма подбираются, как заботятся о здоровье зверей, как сделать так, чтобы они чувствовали себя комфортно. Это самое главное.

Сейчас папа работает с одной львицей и старшими белыми тиграми, родителями наших тигруль. Все наши тигрули родились в цирке и можно сказать, что они династийные артисты во втором поколении.

Мама гастролирует вместе со мной. Это моя опора, поддержка, безопасность. Тот человек, который находится со мной внутри клетки, когда я работаю, следит за тем, что происходит за моей спиной. Она и для тигров заботливая мама, к которой мы всегда обращаемся за помощью. Когда мне надо куда-то отлучиться, я всегда прошу маму, чтобы она посидела с тиграми.

В десять лет вы стали дрессировать собак разных пород. Были среди них любимчики?

Ко всем подходили одинаково. Но мы всегда смотрели, кому и что удобно делать, у кого какой характер, кто какую роль может исполнить. Например, если собака сама по себе неусидчивый шалопай, то мы это подчёркивали, позволяли хулиганить, даже мотивировали собак, чтобы они проявляли большую свою индивидуальность.

Любимчиков не было, но была склонность к определённой породе. Собаки моей души — таксы. У нас живёт четырнадцатилетняя такса Кнопка. Она не совсем чистокровная, но это не делает её менее талантливой и любимой. Мы много вместе проработали, и она у меня в особом месте в сердечке. Невероятная собака-кошка, котопёс. Понимающая. Душевная. Нами любимая.

Понятно, что создать сольный номер непросто. Кто вам помогал в работе?

Самое главное — режиссура. Ей у нас занимается мама, ставит номера для всей семьи. Главная задача режиссёра — раскрыть артиста. Не навязать ему то, что претит, а почувствовать и раскрыть. Подчеркнуть достоинства и сделать так, чтобы артист чувствовал себя свободно и спокойно в своём образе. Мог себя проявить. Это очень важно. Если ты скажешь артисту: «Делай вот так и вот эдак», артист так и будет делать. Но души в этом нет.

Меня, как зрителя, на представлениях всегда цепляют номера не с шикарными спецэффектами, невероятными костюмами, эффектами, гримом, а душа. Что-то внутреннее. На костюме может не быть ни одного камня, но душа зацепит так, что вы потом несколько лет будете вспоминать номер, а может быть, никогда в жизни его не забудете. У меня есть пара номеров, которые я очень люблю, периодически пересматриваю. Они — пример для стремления, ощущения себя, тела, души.

Мы работаем с животными, но даже в нашем жанре можем рассказать историю, вложить прекрасную частичку себя, и это будет смотреться совершенно по-другому. И это, конечно, цепляет. Я стремлюсь к этому. И рада, что семья мне помогает. Более искренних людей, которые отзывались бы о моём творчестве, я не встречала. Если что-то плохо, они обязательно скажут, не будут юлить.

На нас сильно влияет опыт прошлого. Ты его собираешь и воспроизводишь. И получается что-то новое. С благодарностью и любовью к тому, что уже было.

С четвероногими вы добились немалых успехов. Вас отметили на трёх международных фестивалях циркового искусства. Было ли это для вас неожиданностью? О чём думали, когда вас награждали?

Будучи ребёнком, я хотела всегда получить не золото, не серебро, не бронзу, а какую-нибудь статуэтку. Мне было важно, чтобы я могла её пощупать, потрогать. Когда ехала на фестиваль, думала: «Сейчас мне дадут красивую штучку, я её поставлю на стол, буду смотреть на неё, радоваться, любоваться. Вспоминать прекрасное время».

И вот мы поехали на фестиваль в Будапешт. Выступили. Настало время вручения призов, и всем вручали статуэтки, а мне, ребёнку 13-ти лет — корзину из супермаркета с алкоголем. Я так плакала. Настоящие крокодильи слезы!

Когда ты маленький, ты многих вещей не понимаешь. Не понимаешь, что многие фестивали созданы для налаживания связей, получения контрактов. А я, как ребёнок, ехала для того, чтобы получить хоть какую-нибудь безделушку. Для меня это было очень важно.

Однако в мечтах была воздушная гимнастика. Почему появилось желание попробовать себя в этом жанре?

Быть воздушной гимнасткой — детская мечта. Когда я смотрела на работу артистов, слушала живую инструментальную музыку, меня это сильно восхищало. Невесомость, лёгкость. Да и костюмы невероятные.

Кстати, мне, как дрессировщице собак, маленькому ребёнку, делали комичные номера. Я была смешным персонажем и очень этого боялась. Переживала, когда надо мной смеялись, зажималась. Но магия манежа творила чудеса. Как только зал заполнялся зрителями, как только приходилось выходить в манеж, тут же трансформировалась и вытворяла шутки, розыгрыши. Даже сама была в шоке от того, что могу себя так вести, так отыгрывать. Я не смогу повторить это без зрителей.

В то же время меня восхищали гимнасты. Они всегда были очень серьёзные. Но я очень боялась высоты. И когда родители позволили прикоснуться к этому жанру, я в восемнадцать лет, что достаточно поздно, начала заниматься на полотнах.

Очень благодарна двоюродному брату Виктору Шустову, который был со мной рядом и контролировал на каждой репетиции. Провёл со мной так много времени, заботился, чтобы я не хряпнулась. И, конечно, самым большим примером для меня была двоюродная сестра Екатерина Шустова, одна из лучших гимнасток в мире.

Рада, что в моей семье есть люди, которыми я могу восхищаться. Это всегда примеры для подражания и стремления.

Страх высоты побороли?

Нет. Он всегда со мной. Но желание летать оказалось намного больше, чем страх. Страх всегда помогал не терять холодной головы, крепче держаться, не быть отчаянной, не бросаться в трюковые аферы.

Я всегда была очень внимательна и сосредоточена. Страх всегда сообщал, что нужно делать, чтобы чувствовать себя немножечко поувереннее. Благодарна страху за свою сохранность.

Более пяти лет назад вместе с Алексеем Поручаевым вы выпустили аттракцион с шестью белыми бенгальскими тиграми. Как работали над этим номером?

Над аттракционом вся семья работала вместе. Мама режиссировала. Мы с Алексеем исполняли. На самом деле Алексей должен был работать один, а я ему ассистировать. Но в какой-то момент мы стали репетировать вдвоём. По маминой задумке у Алексея было три тигра и столько же у меня. И у нас было противостояние. Я в чёрном, он в белом. И наши тигры по очереди показывали способности.

В 2022 году Алексей ушёл из цирка. В связи с этим в вашей работе что-то изменилось?

Сильно изменилось ощущение себя на манеже. Когда вы работаете вдвоём, контролировать пространство вокруг себя легче. Если ты делаешь трюк, то понимаешь, что партнёр наблюдает, что происходит вокруг, особенно за спиной. Может помочь, подстраховать, если что-то идёт не по плану.

За пять лет тигры привыкли к определённой схеме, определённому количеству человек. Привыкли меня видеть с одной стороны, а Алексея — с другой. Привыкли сидеть на одном и том же месте, идти друг за другом. А в какой-то момент всё потребовалось переделать. Сказать: «Ребята, всё не так. Мы забываем, что делали пять лет подряд. Всё переписываем. И теперь я перед вами. И вот те трюки, которые вы делали не со мной, теперь мы делаем вместе». Причём на все объяснения и разучивания была лишь неделя. Это очень экстремально! Я нервничала.

Белые тигры сами по себе инертные и флегматичные. Они на меня смотрели и не понимали, что происходит. Будто это я ошиблась, всё забыла и иду не там, а они — молодцы, всё знают. Но на самом деле я благодарна котам за то, что они вошли в положение и поддержали меня, старались вести себя хорошо.

Сейчас, когда я работаю одна, мама находится в закулисной части. Она может крикнуть, если кто-то зашёл за спину, подстраховать, но не может выйти в центр, появиться в световом пятне. Мама — человек-ниндзя, который должен быть незаметен. В противном случае потеряется картинка, атмосфера. Когда ты работаешь один, ты надеешься на себя, своё чутье и следишь за всем, что происходит и впереди, и сзади, и по бокам. Панорамное зрение!

В каких-то моментах работать проще. Ты один принимаешь решение, полностью зависишь от этого, подвластен своим действиям и мыслям. Не нужно другому человеку силой мысли передавать, будем ли мы повторять трюк, поскольку он не получился, или продолжим дальше. Я себя контролирую, концентрация увеличивается в разы. Ты не рассеиваешься, а собираешься. И за обстановку, атмосферу и совершенно другие ощущения я благодарна.

Вы сказали, что ничего бы не было без поддержки окружающих. Есть ли ещё близкие, которые внесли вклад в аттракцион?

Действительно, важно, чтобы рядом был человек, который поддержит, когда ты делаешь важный и трудный шаг в жизни. И скажет: «Ты что? Ты со всем справишься. Чего ты вообще решила волноваться?».

Нияз Зарипов внёс огромнейший вклад в то, что мы сейчас делаем. В техническое оснащение нашего аттракциона, во всё, что окружает тигров — от вольеров и манежной сетки до того, что, возможно, не видит зритель, но что является важным для меня и наших котиков.

Неважно, сколько людей на манеже. Важно, чтобы за кулисами стоял человек, который в тебя очень сильно верит. Тогда вообще никакие перемены не страшны. Все трудности сразу по колено, и преодолевать их становится намного спокойнее и проще.

Вы с тиграми участвовали в фестивале «Принцесса цирка» и завоевали золотую награду. Чем ещё запомнился фестиваль?

Фестиваль прошёл как в бреду. Было эмоционально тяжело, ведь за неделю, может быть, даже меньше, у меня не стало моей любимой сестры Анастасии Стыкан-Федотовой. Я думаю, многие её знают и помнят. Для нас её уход был большим горем и ударом.

Настёна очень хотела, чтобы я поехала на фестиваль, и готовились мы всей семьёй, даже онлайн. Настёна внесла большой вклад в мой образ, причёску, грим. Вся семья должна была встретиться на фестивале. Но судьба, к сожалению, распорядилась иначе.

Поэтому для меня фестиваль был, с одной стороны, вроде интересным, радостным событием, но с другой — эмоционально безумно тяжёлым. И я очень благодарна всем, кто был рядом, поддерживал, ощущалась даже безмолвная поддержка. Отдельно хочу поблагодарить мою тотемную семью, тёплый, душевный блог «Как дела у Тигруль?» в Telegram. Подписчики были со мной вместе, многие, у кого была возможность, приходили смотреть выступления каждый день. Я благодарна за поддержку всей нашей семьи в это очень трудное время.

Когда объявили результаты и сказали, что золотая корона достаётся аттракциону с белыми тиграми «Мой тотем», мне кажется, у меня не было сил на радость. Я за эти дни устала морально и физически, была опустошена. Ты вроде улыбаешься, киваешь, но не можешь, получить счастья, радости, ликования. Это очень тяжёлое время для меня, как для человека и артиста.

Главное отличие номера — контактная дрессура. А помните, в каком возрасте подошли к тиграм впервые? Было ли страшно?

Скорее всего, когда папа репетировал со старшими тигрулями, когда они ещё были совсем-совсем молоденькие. Тогда, конечно, страха я не испытывала — лишь умиление и восхищение этими прекрасными животными.

Сейчас вы смело подходите к тиграм! Особенно впечатляют поцелуи и объятия с хищниками. Каково это — быть в настолько тесном контакте с животными?

Это потрясающе! Невероятные ощущения и впечатления! Считаю, что я очень счастливый человек, поскольку у меня есть возможность каждый день чесать котикам полосатые пузики. Остановиться нереально. Мне хочется часами сидеть с тигрулями, гладить их, расчёсывать.

Когда ты чувствуешь, что животное полностью тебе доверяет, может прийти и лечь тебе на колени, спокойно спать рядом, не опасаться, ты безмерно счастлив. Я каждому желаю испытать эти потрясающие ощущения. Их не передать словами.

Если я чувствую эмоциональное напряжение или раздражение, всегда иду к котикам, глажу их и успокаиваюсь.

В цирке меня можно найти в двух местах: я либо общаюсь с котиками – глажу, целую, провожу время, либо на кухне – готовлю им поесть.

Наверняка у каждого тигра свой характер. Какие их черты вам импонируют, а с какими не можете смириться?

У нас шесть личностей, шесть неповторимых характеров. Каждый тигр со своими фишечками, убеждениями. И мне импонирует всё. Даже отрицательные качества меня будут восхищать.

В нашем номере — тигриная свобода. Котики часто проявляют себя так, как хотят. Даже наши подписчики абсолютно точно различают тигров не по полоскам или окрасу, а по поведению.

Но главная черта в самой близкой мне тигрице — самодостаточность. Невероятное чувство собственного достоинства, которое она величественно преподносит.

Вы называете тигров «котиками». А какие всё-таки видите отличия между маленькими и большими кошачьими?

Отличия между котами и тиграми минимальны. Я всегда говорю, тигры — это котики, помноженные на сто.

Знаю, что у многих зрителей есть мечта погладить тигра. Обращались ли к вам с просьбой помочь её осуществить? Как вы вообще относитесь к таким желаниям?

Я прекрасно понимаю порывы и мечты зрителей. Но я сторонник безопасности. Если у животного нет необходимости в том, чтобы его погладили, я не буду лезть и не буду предлагать другим. Всё-таки тигр остаётся тигром. Животное может испугаться, навредить человеку или травмироваться само.

Мы часто предлагаем другой вариант — приложить ладошку к вольеру, и тогда котики подойдут, понюхают, а возможно, и продемонстрируют шершавый язык. Обычно у нас это Анфиса делает.

Такие способы знакомства, безопасные для человека и животного, мне больше импонируют. У животного есть выбор — знакомиться или нет с человеком. Выходит экологичное и уважительное общение с животными.

Хотели бы вы попробовать себя ещё в каких-либо жанрах или дрессура — это единственное, что привлекает?

На сегодняшний день я не могу сказать, что меня привлекает какой-то ещё жанр. То, что интересовало, уже попробовала. Единственное, с большим удовольствием берусь за танцевальные номера. Я очень люблю танцевать!

А дрессура — основное направление. Работа с животными требует много времени и сил. И если человек хочет в этом преуспеть, добиться хорошего контакта, доверительных отношений — этим надо жить. Нельзя прийти по расписанию, порепетировать, покормить животных и уйти. Ты участвуешь в уборке, готовке, проводишь время с тигрулями, играешь с ними, ставишь перед ними интересные задачи. Стараешься развивать их умственные способности.

Если думать о других жанрах или объединять один с другим, что-то одно будет проседать.

Что для вас значит цирк?

Для меня цирк — это большая часть моей жизни и большая история моей семьи. Место, которое закаляет.

Добавить комментарий