Андрей Дементьев-Корнилов
«Слоны заполняют все пространство, в котором находятся, светом, теплом и радостью. Рядом с ними я действительно счастлив»
Андрей, программа «Девочка и слон» вызывает восторг у десятков тысяч зрителей в России и мире. Можно ли сказать, что у вашего шоу есть свой почерк, уникальный стиль?
Да. Во-первых, это первая в истории Росгосцирка театрализованная постановка, поставленная режиссёром-сказочником, которая работает с особенными детишками с отсутствием зрения. Только она смогла именно прочувствовать на тонком уровне все детские страхи, желания и чувства. Это доказывает реакция наших зрителей. В нашем шоу есть моменты, когда искренне плачут от радости взрослые. Наверное, всё-таки мы своим спектаклем вытаскиваем наружу их детство. А для этого и существует цирк.
Во-вторых, в нашем спектакле нет «обнажёнки» Да, мы ориентируемся на взрослую аудиторию, но с помощью других методов. Всё-таки я считаю, что цирк — это учреждение больше, конечно, для детей. Не стоит забывать об этом. Мы не хотим задеть ничьи чувства, и я хочу, чтобы наши дети росли в нравственно верном направлении.
В-третьих, наши слоны — уникальные животные. Их трюки занесены в Книгу рекордов России. А непосредственно в спектакле «Девочка и слон» слониха Претти вообще работает на арене одна. Без дрессировщика. И именно это я называю искусством дрессуры, когда с животным можно договориться, и оно само запоминает ход действий спектакля. Это удивительно!
Вы дрессируете слонов, пожалуй, самых крупных млекопитающих планеты. Какой была первая встреча с ними?
Очень сложно вспомнить именно первую встречу со слонами, ведь я нахожусь рядом с ними с самого рождения. Но могу рассказать о первом моём воспитательном опыте. Причём, прошу заметить, что это не я воспитывал слонов, а они меня. Мне тогда было пять лет. Я бегал по слоновнику, не слушался родителей. Это продолжалось долго. И тогда одна из старших слоних схватила меня хоботом и бросила на стог сена. Я сразу понял, что надоел им, и моё желание баловаться тут же куда-то улетучилось. На всю жизнь запомнил, что слонов нужно уважать.
Всегда хочется заглянуть за форганг. Как складываются взаимоотношения с вашими воспитанниками? Каково это — быть в тесном контакте с этими прекрасными животными?
Я безумно благодарен судьбе за то, что она свела меня с этими уникальными животными. Слоны как сеятели добра. Они заполняют все пространство, в котором находятся, светом, теплом и радостью. Рядом с ними я действительно счастлив. Возможно, это оттого, что у слонов есть гормон радости, и они имеют такую уникальную особенность — делиться радостью с другими. Не зря говорят, что того, кто увидел слона, ждёт счастье!
Конечно, каждая слониха со своим характером. Претти — старшая, ей 32 года, более спокойная, мудрая, но очень хитрая. А Марго, в силу возраста — ей 16 лет — более строптивая, любопытная и требовательная. Периодически ревнует меня к моим близким. (Улыбается.)
Чтобы выучить хотя бы один трюк, требуется приложить немало усилий. Как вы работаете над номером? Есть ли секреты?
Да. Это вы правильно подметили. Например, трюк «Слон на шаре», который слониха Претти делает в манеже уже без меня, самостоятельно, готовился пять лет.
Конечно, есть секреты, но на то они и секреты, чтобы хранить их из поколения в поколение. Единственное, что могу сказать: без заинтересованности слона в трюке ничего не получится. И это самое сложное — увлечь.
Говорят, что животные многому учат человека. А чему научились у слонов вы?
Знаете, как в анекдоте: «Слон боится мышей, но при его весе это не его беда». Слон настолько величественный и большой, что его не беспокоят маленькие вещи. Вот и я научился у них смотреть на проблемы с высоты слона. И когда мысленно становлюсь таким же большим, любые проблемы кажутся маленькими. А, как правило, маленькие проблемы решить гораздо проще.
Для слонов вы сумели стать «вожаком». А как стать авторитетом для увлечённых и талантливых людей, которые работают в шоу?
Я считаю, что в принципе, самое сложное в системе руководства — это управление людьми. Нужно уметь договариваться, находить индивидуальный подход к каждому. Но главное правило для меня — принимать людей такими, какие они есть, и просто правильно подобрать под них, их характер и возможности спектр работы. Когда каждый человек в команде занимается именно своим делом, тем, что ему подходит по характеру и душе, тогда в коллективе будет здоровая атмосфера. Ведь если все счастливы, значит, нет повода для разногласий, и остаётся только дружить.
Если говорить о техническом исполнении сплочённости, то мы вместе отмечаем праздники. Я периодически устраиваю совместные выезды куда-то, мастер-классы по актёрскому мастерству, танцевальные и многие другие.
Есть ли, на ваш взгляд, в цирках кадровый голод? Даёте ли вы дорогу молодым? Какими навыками и качествами они должны обладать, чтобы работать с вами?
Безусловно, кадровый голод есть везде. В цирке тоже. Очень сложно найти подходящего специалиста. Я всегда за молодое поколение и считаю, что цирк должен быть больше молодёжным искусством. Ведь чем моложе артист, тем ярче у него горят глаза, тем азартнее он исполняет свои трюки и стремится постигать что-то новое и интересное. Чтобы работать со мной, человек должен обладать безусловной дисциплиной и желанием развиваться. Он должен быть благочестивым и с добрыми намерениями. Я даже не говорю о том, что эти люди должны искренне любить животных. Это само собой разумеющееся. Всё остальное дадим, научим.
Вы планируете создать ещё одно шоу?
Да, безусловно. В планах у меня есть создание нового шоу. Его в России пока нет. Для создания требуется сочетание многих факторов, над которыми мы сейчас усиленно работаем.
А насколько сложно сейчас удивлять зрителей?
Сложно, но у нас это получается. Сейчас достаточно искушённый зритель, как взрослый, так и маленький. Удивить практически невозможно. Мы же затрагиваем за живое. К тому же трюки, которые исполняют мои слоны, противоречат всем законам физики. Думаю, может это тоже помогает создавать тот самый эффект «вау».
Наверняка у многих есть желание погладить слона или даже покататься на нём. Как вы относитесь к таким просьбам?
Плохо. Если погладить, покормить, то да, это слоны любят. Они социальные и контактные животные, очень любят общение с людьми, особенно через кормление. Это доставляет им радость. Но для меня главное, чтобы слоны сами хотели и тянулись к людям, а не наоборот.
Второй вариант я стараюсь не допускать. Если кому-то очень хочется погладить слона, ему придётся дождаться, когда слон сам захочет подойти.
А вот с катанием дело обстоит немного иначе. Катать слону на себе человека несложно. Разница в весе настолько гигантская, что слон мог бы и не заметить на себе человека, если бы его кожа не была настолько чувствительной. Дело вот в чём. Если так разобраться, то кататься хочет очень высокий процент людей. У нас зал 2000 человек. Представляете, если они все захотят покататься на слоне? А захочет ли слон? Это довольно тесный контакт с человеком. А захотели бы вы, чтобы 2000 человек присаживались к вам, например, на коленки и обнимали вас? А люди бывают разные.
Я сам, бывает, катаюсь на Претти. Марго ещё маленькая, на ней катаются мои дети. Но слон сам закидывает меня к себе на шею. У нас тесный контакт, основанный на доверии и любви. Это одна из техник общения. Но вот чтобы катались на слонах другие люди, я против.
Прощает ли цирк звёздную болезнь? Как оставаться скромным и дипломатичным, не зазнаваться, будучи успешным?
Звёздная болезнь не возникает у тех, кто занят делом. Если это твоё любимое дело, то совершенно неважно, будут тебя принимать люди или нет. Нравишься ты кому-то или не нравишься. А когда ты в процессе, то уже и не обращаешь внимание на признание в обществе. К тому же нужно всегда помнить, что даже самая яркая звезда может потухнуть в один миг, так что вы даже не успеете загадать желание.
Немаловажную роль играет поддержка близких. Кто внёс особенный вклад в ваше развитие и развитие яркой цирковой программы?
Моей династии уже больше 160 лет. Из поколения в поколение передавались опыт и знания. Из рода в род каждый вносил свой вклад в то, что вы сейчас видите на манеже.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru.