Артур Багдасаров

«Дрессура — это сложный и кропотливый жанр, как и многие другие жанры циркового искусства, овладеть которыми могут не все»

Артур, укротитель тигров – самая отважная и смелая профессия. Как давно существует это направление циркового искусства?

Это очень древняя профессия. Только нашему советскому-российскому цирку уже 100 лет, а вообще очень давно. Конечно, не с римских времён, когда гладиаторы сражались с хищниками. Сначала, это не была дрессура, человек просто заходил в клетку к диким хищникам и должен был там продержаться какое-то время поэтому и назывался укротитель. Ну, а сейчас дрессура — это разные вещи! Животные в цирке появились изначально, поэтому и манеж круглый; он был создан специально под лошадей 13 метров, чтобы лошадям было удобно в нём бегать, потом появились клоуны, которые в перерывах между номерами развлекали народ, ну а потом все остальные жанры цирка.

Нигде в мире нет школ по подготовке дрессировщиков. Обычно приходится осваивать азы своего дела с самых непривлекательных занятий — чистить клетки, ухаживать за животными, приглядываясь к тому, как работают мастера. Как проходило ваше знакомство и освоение профессии?

Все было как у всех. Уборка клеток, конюшня и т. д. Несмотря на то, что отец цирковой артист, знаменитый дрессировщик, все азы ты должен пройти с самого начала. Так что было дело… веники, тряпки, опилки и уборка фекалий (улыбается)! Без этого никуда. Всё впитывал от отца, перенимал его навыки дрессуры, а он в, своё время, работал у укротительницы тигров Маргариты Назаровой и Константина Константиновского, известных многим по фильму «Полосатый рейс», и перенял их школу дрессуры тигров. В России, как и во всех странах, нет места, где учат профессии дрессировщика, это всё передаётся от отца к сыну или ты должен найти того мастера, который тебя всему научит.

Вы с сестрой, Кариной, оба – дрессировщики. Кто из вас первым решил работать именно с тиграми?

Ну решил то я! Это была моя мечта, у меня был отличный пример, это мой отец. Каринка всю жизнь мечтала танцевать и училась в хореографическом училище, а я с отцом с маленького возраста ездил по городам и впитывал как губка всё что он делает, и в 10 лет уже профессионально помогал ему в репетиции с тиграми за клеткой. А в 15 лет стал самым молодым артистом дрессировщиком хищников в России. Я имею в виду официально по документам. Потому что по технике безопасности с хищниками можно работать только с 18 лет. Отец пришёл в Главк, тогда еще Союзгосцирк, показал кассету, на которой была запись, как я работаю с тиграми, и сказал какая разница во сколько его «сожрут» в 15 или в 18 лет. Ему одобрили (смеётся)!

Ваша цирковая программа называется «Тигры-шоу». Кто продумывает сценарий ваших выступлений?

Программа уже давно не называется «Тигры-шоу», у нас собственное шоу в 2-х отделениях, продюсерами которого мы являемся. Я закончил ГИТИС и получил специальность режиссёра, так что все номера в нашей программе режиссирую сам.

Как происходит дрессировка тигров? Что необходимо, чтобы звери тебя слушались?

У каждого дрессировщика есть свои методы и секреты. Самое главное в дрессуре любых животных — это огромное терпение и любовь к ним. Животные к нам попадают из разных мест: из питомников или зоопарков, некоторые рождены у нас, а некоторых приходится в прямом смысле спасать, бывают отказники, от которых отказалась мать, и приходится выкармливать их из пипетки и бутылочек, тем самым заменять им родителей.

Тигры весьма своенравные животные, а порой и агрессивные. Есть ли различие в характерах у этих «полосатых артистов»?

Конечно есть! Они как люди с разными характерами и судьбами. Кто-то спокойный, кто-то задира. Один толстый, другой худой кто-то одаренный, а кто-то не очень.

Выступление с тиграми – это всегда опасно, даже для самого опытного дрессировщика. Кто контролирует процесс выступления?

Ну кто контролирует, сами конечно! Есть некоторые правила поведения для безопасности, но многие правила приходится нарушать для того, чтобы зрителю было более интересно: поворачиваться спиной, сокращать дистанцию и т. д. Тут как в любой экстремальной профессии — не знаешь на 100 процентов чем закончится твоё выступление.

Есть ли какие-то приёмы, которые позволяют обезопасить работу с хищниками?

Конечно, есть — это брандспойты с напором воды для разгона драк, шумовой пистолет и т. д. Но, если бы это всё на 100 процентов защищало, то у нас бы не было столько шрамов от этих кисок!

В 2003 году вы с сестрой стали заслуженными артистами России. Благодаря чему артисты цирка получают такое звание?

Благодаря тому же принципу, как и другие артисты, будь это артист театра или эстрады. Звания получают не только артисты цирка, но и работники любой сферы, будь это искусство или что-то другое. Само название артист подразумевает твою артистическую деятельность, а заслуженный артист — это звание, которое тебе присваивается государством за твои заслуги. Организация, в которой ты работаешь подаёт документы, а Министерство культуры РФ рассматривает твою кандидатуру, и если ты достоен, то уже они выносят положительное решение о присвоении звания одному или другому артисту.

Как понять, что профессия дрессировщика подходит тебе?

Ну это должно быть твоей мечтой и твоим искренним стремлением — просто хобби не пойдёт. Это занимает основную часть твоей жизни. Ну и, конечно же, ты должен любить дело, которым занимаешься. А дрессура — это сложный и кропотливый жанр, как и многие другие жанры циркового искусства, овладеть которыми могут не все.

Добавить комментарий