Демир Хертек
«Артист цирка гораздо больше, чем просто профессия. Это призвание и жизнь!»
Демир, когда в 26 лет вы принесли документы в Пенсионный фонд, на вас, наверное, все работники сбежались посмотреть?
Мой папа Борис Хертек после окончания ГУЦЭИ попал в номер «Тувинские артисты — эквилибристы на проволоке и жонглёры» под руководством народного артиста СССР Владимира Оскал-оола. Когда мне было 10 лет, в 1994 году, меня официально зачислили в штат компании «Росгосцирк» в этот же номер. Я ходил по проволоке, делал на ней шпагат. Участвовал в групповом жонглировании палочками и тарелками. Поскольку в то время необходимый стаж для эквилибриста был 15 лет, через 16 лет, когда мне исполнилось 26, я подал документы в Пенсионный фонд по месту жительства. Через некоторое время мне сообщили, что не хватает ещё года из-за того, что некоторые цирки не делали отчисления. Ровно через год я стал самым молодым пенсионером в Туве. Сотрудники Пенсионного фонда очень удивлялись, спрашивали меня о цирке и о том, как туда попасть. Это интересное ощущение — стать пенсионером в 27 лет. Время летит быстро, вот вроде только недавно начинал и тут — бабах! — уже на заслуженном отдыхе. Когда только получил удостоверение, друзья называли меня в шутку «пенсионер», было смешно. А получив первые выплаты, подумал, что теперь у меня есть пассивный доход.
В детстве вас тренировал папа — эквилибрист, заслуженный артист Республики Тува. Он был требовательным педагогом или делал поблажки? Какую роль играла в становлении вас как артиста мама — известная дрессировщица?
За то, чему научился, я очень благодарен папе. Он отличный тренер. Только сейчас понимаю, сколько у него было терпения и сил, чтобы заниматься со мной практически каждый день. Повторять снова и снова элементы жонглирования, эквилибристики, акробатики. Растяжка — вообще отдельный разговор. Думаю, цирковые меня поймут. (Улыбается.) Тяжело было разделять, где папа, а где тренер. На репетиции у нас могли быть разногласия, споры, где-то недовольство с моей стороны, когда мы приходили домой, то внутри всё равно сохранялась обида. Но лет в 13 это прошло, и я чётко разделял, что на репетиции папа — это тренер, а дома — папа. Конечно, он был требователен: понимал: если не задаваться целью, то ничего не получится. Мама часто приходила к нам на репетицию, поддерживала меня. Но я часто расслаблялся при ней, начинал отвлекаться. Она это поняла и стала приходить реже, чтобы нам не мешать. Зато дома мама всегда интересовалась моими успехами, спрашивала, что нового получается, над чем сейчас трудимся. И очень радовалась, когда я рассказывал и показывал. Поддержка её была колоссальной.
У вас есть своя цирковая студия. Какие методы воспитания вы переняли от папы?
Если честно, я ничего не менял, занимаюсь по той же схеме, что и папа со мной. Поскольку сам на себе всё это прочувствовал, теперь мне легче это объяснить и показать. Всё равно без самоотдачи, усердия, терпения ничего не получится. Надо это осознать и понять. И тогда спустя время начнёте замечать результат, а потом дальше идти к своим целям. Как говорится, под лежачий камень вода не течёт. (Улыбается.)
Один из самых зрелищных трюков — балансировка на довольно высокой башне из этажерок. Страшно ли осознавать, что под вами шаткая конструкция?
Мне это трюк очень нравится, особенно в исполнении французского эквилибриста на катушках Дани Даниэля. Первый раз этот трюк увидел именно у него, был в восторге, как виртуозно он его исполнял. Он тогда делал пирамиду из шести этажерок. Спустя некоторое время репетиций, у меня уверенно получалось балансировать на пяти этажерках. В работе начал запускать шесть штук. Тут самое главное не просто выполнить трюк, а очень хорошо его обыграть, «продать» как говорится, чтобы зрители смотрели, затаив дыхание, и следили за каждым движением катушки. Когда стоишь на самом верху пирамиды, стоит чуть-чуть войти в точку невозврата — и всё, надо уже думать, как безопасно спрыгивать, вернуть пирамиду назад нереально. Надо ещё умудриться не упасть со всеми этажерками на ассистента, который мне их подаёт и находится подо мной, ожидая, когда я начну отдавать их ему обратно. Мой личный рекорд — девять этажерок.
Вы ловите баланс и на шаткой конструкции из цилиндров, стоя на крыше движущегося автомобиля. Такой экстрим только ли ради восторженных возгласов публики?
Я фанат Джеки Чана. Посмотрел почти все его фильмы. В юности с ребятами копировали сцены с драками, прыгали с высоты на песок. Идея балансировать на катушках на крыше автомобиля родилась случайно. Я купил экспедиционный багажник и когда его установил, залез туда. Постоял. В голове пронеслись отрывки из фильмов с Джеки, где он часто дрался на движущемся транспорте. Мне тут же представилось, что стою на катушках на крыше автомобиля, который летит с большой скоростью. Смешно, конечно. После первых же проб понял, что это очень сложно и, конечно же, опасно. Много отвлекающих факторов, любая неровность на дороге и меня болтает на крыше. Поэтому моя супруга ехала медленно. Один трюк, правда, с пятью катушками мы всё-таки сделали на стоящей машине, в движении. Не получилось. Ролик мы, конечно же, сняли. Я ожидал от себя большего, но получилось, как получилось. Делал это только для себя, ни о каких восторженных возгласах публики даже и не думал. Внукам потом, наверное, покажу.
Вы также жонглируете геометрическими фигурами. Почему выбрали именно их?
Когда мы с папой работали в групповом номере, там было много реквизита, установка аппарата требовала специальных креплений, выдерживающих хорошую нагрузку. Сам аппарат был тяжёлый. Когда папа сделал мне второй номер, «Эквилибр на катушках», он хотел, чтобы я был более мобильным. Катушки много места не занимают. Пьедестал тоже небольшой и разборный. Я мог работать на любой площадке. И вот, наверное, по такому же принципу мой выбор пал на геометрические фигуры, они в разборном виде занимают очень мало места, лёгкие и мобильные. А зрелищность номера, особенно если смотреть в ультрафиолете, очень хорошая.
Зрители во время выступления часто думают: «Вау, хочу также!». Известны ли вам случаи, когда вы повлияли на зрителя? Кто из артистов впечатлил вас?
Жаль, что часто зрители думают, что то, что делает артист, очень легко и у него это тоже получится. Это, конечно же, ошибочное мнение. Когда артист выполняет трюк, а со стороны это кажется легко и просто, значит, перед вами настоящий профессионал. Показать трюк с лёгкостью — это топ. Однажды хореограф, который помогал мне с одной постановкой, сказал, что смог бы через неделю работать так же на проволоке. На одной из репетиций я ему поставил репетиционные козлики высотой меньше метра и он попытался пойти. И искренне удивился, что ничего не получилось.
Как-то дома меня пригласили выступить на благотворительном концерте. Я отработал там номер на катушках. Спустя много лет один парень написал мне в соцсетях, что уже тоже стоит на катушке и жонглирует. И всё это после того самого концерта. Я был очень рад за него.
Когда только начинал репетировать катушки, мне очень нравился номер Михаила Сазонова, у него тогда была постановка под Майкла Джексона. Я восхищался его работой, он с такой лёгкостью выполнял трюки. Я позже, когда репетировал, часто вспоминал его номер.
Ваше имя есть в Книге талантов канадского Circus Du Soleil. Как вам это удалось?
Во время гастролей в Голландии мои друзья, акробаты на батуте из Бразилии, записали промовидео для Circus du Soleil и спросили меня, не хочу ли я тоже отправить своё видео. Я согласился. Мы всё сняли и отправили. После гастролей был дома в отпуске, и мне на почту пришло письмо: «Мы вас поздравляем с успешным первым шагом. Теперь мы вас приглашаем на живой просмотр, который состоится в ГУЦЭИ». Это был 2008 год. Мы с папой после отпуска поехали на поезде в Москву. От Кызыла до Москвы путь неблизкий. Почти четыре дня были в дороге и, как говорится, попали с корабля на бал. В этот же день состоялся наш просмотр. Всего две группы: «А» и «Б». В нашей группе «Б» было около 20 человек, насколько я помню. Просмотр проходил в несколько этапов: смотрели физические данные, то, как мы подтягиваемся, отжимаемся, забираемся на канат в уголке. Дальше шли гимнастика и акробатика. Потом очень интересный этап — нам несколько раз показали танец, и мы по очереди должны были его повторить. Точь-в-точь. Дальше — актёрское мастерство. Представляли себя на камеру и, конечно же, показывали свой основной номер. Когда я стоял на катушках, меня после поезда ещё немного дергало в разные стороны, было немного некомфортно. В итоге несколько завалил номер. В конце нас осталось человек пять. Нам сказали, что мы успешно прошли просмотр и нас внесут в базу артистов. Если кто-то из нас будет подходить по типажу и характеру для шоу, с нами свяжутся.
С гастролями вы побывали в Германии, Франции, Голландии, Бельгии, Румынии, Венгрии. В 2008 году принимали участие в Днях российского искусства в Каннах. Что обычно запоминается в таких поездках?
Каждые гастроли в новом месте — это всегда очень любопытно и интересно. Люди покупают туры, а артисты цирка мало того, что тоже путешествуют, смотрят разные достопримечательности, так ещё и деньги за это получают. (Улыбается.) Я бы не смог отметить одну какую-то страну. Везде было по-своему классно. В Венгрии запомнился огромный банный комплекс с термальными источниками, который находился прямо через дорогу от цирка. В Германии встретил Christmas, увидел, как красиво там оформляются улицы, дома. Атмосфера, конечно, необычайная. Встретился со своим одноклассником, который переехал туда в конце 90-х годов. Тысячи километров намотал на велосипеде. В Голландии: зелёные поля, тюльпаны, игрушечные с виду домики с очень красивыми садиками внутри. В Бельгии запомнился огромный зоопарк и аквапарк. В общем, везде есть свои очень интересные места и люди. Побывать в Каннах, пройтись по красной дорожке, отработать во Дворце фестивалей и конгрессов, где проходит Каннский фестиваль — это всё запоминается на всю жизнь. Путешествие — это здорово, поэтому всем желаю почаще выезжать хотя бы в соседний город. (Улыбается.)
Цирковые артисты не могут обойтись без историй за чашкой чая. О чём бы рассказали вы?
Я бы рассказал про переезд через перевал. Мы работали в коммерческой программе в цирке «Европа». Всем коллективом загрузились в автобус и выехали из Тбилиси в Кисловодск. Всё было хорошо, мы болтали, шутили, пели песни. В горах лежал снег. Вдоль дорог стояли пушки. Мне сказали, что с их помощью сбивают обвалы снега с гор, тем самым делая обвалы контролируемыми. Уже в горах на КПП к нам в автобус зашёл военный в очках, с автоматом, хотел, чтобы мы все вышли из автобуса. В итоге, после некоторых переговоров он передумал и отпустил нас. Мы поехали дальше. Через некоторое время подъехали к тоннелю и встали в большую пробку из легковых автомобилей и фур. До тоннеля оставалось метров 200. Оказывается, на той стороне тоннеля сошла лавина и завалила выезд из него. Мы простояли несколько дней. Местные военные, которые там тоже были, стреляли по горам из «калашей». Целью была какая-то маленькая чёрная точка, передвигавшаяся туда-сюда.
Пока ждали, когда расчистят завал, не скучали. Играли в снежки около обрыва. Кто-то читал книжки в автобусе. Хорошо, что еды взяли с запасом. Один из солдат хотел показать, как взрывается граната, выдернул чеку, стал размахиваться, поскользнулся и упал. Хорошо, что гранату не выронил и тут же, лёжа, кинул её в обрыв. Потом был громкий хлопок. Мы даже не успели испугаться, как быстро всё произошло.
За эти дни, пока мы там стояли, уже все друг друга знали в этой пробке. В итоге тяжёлая техника расчистила путь, и мы по одной машине ехали по узкой дороге, а слева и справа были стены из снега высотой больше нашего автобуса. Завал был очень сильный.
Позже ночью, на спуске с перевала, а там был страшный гололёд, один из наших артистов, ехавший на своём грузовике с животными, не справился с торможением. Его занесло. Он ехал перед нами метрах в 30, и я видел, как его грузовик опрокинулся на бок и его понесло к горе. И хорошо, что к горе, а не к обрыву. Мы чудом в него не врезались. Наш водитель был ас, и он по самому краю дороги объехал тот грузовик. Мы все были в шоке. Тот артист в панике выбил лобовое стекло и уже стоял на крыше кабины, когда мы к нему подбежали. Никто из животных не пострадал. Позже он ехал с тремя одеялами и без лобового стекла, его тянула другая машина.
В день, когда должны были начаться наши гастроли в Кисловодске, мы ещё ехали по трассе. Начаться программа должна была в 15.00. На подъезде к городу главный администратор сказал, что проданы все билеты и люди уже подходят в цирку. Мы всем коллективом думали, как быть. Решили, что будут работать те, кто успеет подготовиться. Ведь нам ещё требовалось время, чтобы собрать реквизит, приготовить костюмы, собрать аппаратуру.
И вот такая ситуация. Мы подъезжаем к цирку, видим толпы зрителей, заезжаем во двор цирка и начинается суета. Представление задержали на несколько часов. Люди отказывались сдавать билеты и ждали нас. Групповой номер на проволоке мы не работали, я работал только катушки. Остальные номера почти все были, даже животные. Зрителям всё очень понравилось. Для меня это самая необычная премьера. 1999-й год, но помню, как будто вчера.
Удивительно, но вы ведь жили в доме на колёсах! Почему не в квартире?
Да, у нас был замечательный караванчик, он же дом на колёсах, он же прицеп-дача, надёжный и красивый немец Tabbert. Это как Мерседес среди машин. Как правило, артисты живут в цирковых гостиницах, когда работают в стационарных цирках, и в вагончиках, когда трудятся в шапито. Так вот, эти гостиницы и вагончики не всегда бывают хорошими, и мы решили купить свой караванчик. Тем более тогда у нас была квартира только в Кызыле. Каждый раз туда ездить было проблематично, всё-таки от Москвы по трассе 4 500 км в одну сторону.
У меня уже был опыт проживания в таких караванах, а вот у жены Лизы нет. И поначалу она никак не могла понять, зачем нам какой-то вагончик на колесах. Я ей, конечно, показывал фото разных моделей, и после нескольких десятков вариантов ей очень понравился Tabbert Comtesse 560. Мы созвонились с владельцем, и позже я поехал за ним в Орёл. Как только мы его купили, а это был конец января, отогнал его в кемпинг около ВДНХ, и там мы жили два месяца. Когда Лиза первый раз зашла в караван, она просто обалдела, не могла поверить, что здесь может быть так уютно, красиво, чисто, тепло и много места. Как обычно говорят, внутри он больше, чем кажется снаружи. В нём три зоны: кухня в центре и два жилых отсека по бокам.
У детей были стандартные односпальные кровати, а мы с Лизой раскладывали угловой диван и получалась большая кровать. Также там есть туалет, душ, печка, которая отапливает зимой от газа. Газовая плита на три конфорки, очень много разных полочек и тумбочек. Открывающиеся окна с москитными сетками, три люка в крыше, две раковины — одна в туалете и одна на кухне. Холодильник, который может работать от 220 Вт, газа и аккумулятора. В общем, для артистов это идеальный вариант. Я бы даже сказал, для любого человека такой караванчик станет любимцем для всей семьи. Там есть все необходимое для комфортной жизни, и я думаю, мы это доказали, прожив в нём пять лет. (Улыбается.) Кстати, однажды на моём дне рождения нас было 13 человек в караване, и все чувствовали себя комфортно.
Вы прославили Туву, и местные жители вам благодарны. Скажите, а что в родных краях есть циркового?
На данный момент у нас есть пара цирковых частных студий для детей. Две девочки сейчас учатся в ГУЦЭИ, надеюсь, через несколько лет они выпустятся и будут помогать возрождать тувинский цирк. Когда общался с нашим министром культуры, мы обсуждали варианты развития циркового искусства в Туве. Они тоже заинтересованы, но для этого надо проделать большую работу: нужно специальное помещение, оборудование для цирка и многое другое.
Ваши увлечения не менее экстремальны. Например, слэклайн — хождение по натянутой стропе высоко над землёй или водой. Какие «тропы» преодолевали и хотели бы повторить эти же маршруты?
Со слэклайном я познакомился в Кисловодске на первом международном фестивале по хайлайну. Поскольку я сам эквилибрист на проволоке, мне было очень интересно попробовать себя на этой стропе. Но из-за того, что суть баланса разная, на тугую проволоку себя ставлю, а стропу, как на свободной проволоке, подвожу под себя. Поэтому мне сначала было сложно даже просто постоять на ней, но через некоторое время перестроился и начал ходить. Ещё одним фактором была высота, так как ребята тянули хайлайн над ущельем, где высота обрыва достигала 80 метров. Понятно, что я был в обвязке, которая с двойным альпинистским кольцом была ввязана восьмёркой в стропу, но всё равно было боязно, особенно когда после неудачного захода срывался и летел вниз. Первая моя стропа была 25 метров, сейчас — 45. В планах — стометровая. (Улыбается.)
Демир, ваше имя имеет тюркское или монгольское происхождение, и в переводе означает «крепкий», «настойчивый», «железный». Скажите, а в какие моменты вы можете проявить слабость?
Моё полное имя Демир-оол, переводится как «железный мальчик». Какая слабость! Вы о чём? Я же Т1500, новый Терминатор, не слышали? Шутка, конечно. (Улыбается.) На самом деле, я обычный человек. Недавно смотрел новый фильм с Джеки Чаном — «Кунг-фу жеребец», так у меня полфильма слёзы текли. Дети из меня могут верёвки вить. Но в делах и работе я — железяка. (Смеётся.)
Что для вас значит цирк?
Цирк — это мой дом. Цирк многое мне дал, многому научил. У меня много друзей по всему миру. Есть профессия благодаря цирку. Он постоянно держит меня в тонусе. Это всегда новые вызовы, путешествия, знакомства с замечательными людьми. Французский писатель Франсуа Мориак сказал: «Цирк — последнее прибежище чистого искусства». Артист цирка гораздо больше, чем просто профессия. Это призвание и жизнь!
Демир, вы удивительны! С ваших номеров дух захватывает! Король баланса!
Да, удивительный человек, с интересной судьбой