«Артист в любом жанре – это, прежде всего, артист»

Дмитрий, ты родился в провинциальном городке Кемеровской области в шахтёрской семье. Какой круг интересов был у тебя в детстве?

В детстве в моем городе не было такого разнообразия творческих кружков, спортивных секций и прочих организаций, где можно было развиваться ребенку. С детства я был активным ребенком, поэтому родители отдали меня в секцию хоккея, которая в то время была очень популярной. Свободное от школы и спортивной секции время я проводил, как и многие ребята, на улице. Играли в футбол, баскетбол, катались на велосипеде. Сил хватало.

Ты профессионально занимался хоккеем в школьные годы. Как это влияло на твой ритм жизни?

Любой спорт, если он переходит из любительского разряда в профессиональный, занимает очень много времени. Сначала время уходило на долгие тренировки. Потом, когда начались разъезды в другие города, времени порой не хватало и на школу. К такому ритму привыкнуть нелегко. Однако потом, когда появлялся выходной, тяжело было просто сидеть на одном месте. К этому быстро привыкаешь. Я думаю, что занятие спортом помогло мне стать более дисциплинированным и собранным. Эти же качества важны и для артиста.

После окончания спортивной школы ты увлёкся творчеством. Кто или что пробудило твой интерес к искусству?

Если быть точнее, то творчеством я увлекся в годы занятия спортом, однако не уделял этому много внимания. Всегда участвовал в школьных концертах и театральных постановках. Всегда чувствовал себя на сцене уверенно, никогда сильно не волновался перед выходом к зрителям. Окружающие меня люди говорили, что мне нужно быть артистом. Последующая травма и знакомство с цирком и жанром иллюзии изменило мою жизнь.

Почему именно фокусы? Как проходило твоё освоение профессии артиста цирка?

Впервые я увидел передачу по телевизору, где фокусник в маске рассказывал зрителям секреты самых известных фокусов. Мне эта передача очень понравилась, я каждый день ждал с нетерпением нового выпуска (к слову, с каждым годом эта передача мне нравится все меньше…). Фокусник рассказывал, как делаются сложные фокусы с большим реквизитом и легкие фокусы, не требующие долгой подготовки. Простейший фокус с зубочисткой я решил показать родителям. Через 5 минут состоялся мой дебют. Фокус очень простой, но я увидел искреннее удивление родителей, и тогда подумал: а какая реакция будет у них, если я покажу что-то более серьезное и эффектное? Так я и увлекся этим жанром. 

В моем городе никогда не было цирковой школы, тем более фокусников, которые могли бы меня научить. Я заказывал реквизит и книги по интернету, мастерил реквизит сам. Профессия «фокусник» – это кружок «очумелые ручки». Будучи в 11 классе узнал, что в городе открывается цирковая студия. Педагогом оказался цирковой артист, завершивший свою карьеру и переехавший в Прокопьевск. Увы, обучение длилось полгода. У педагога были проблемы со здоровьем. Но от него я узнал, что есть в России ГУЦЭИ, и там учат артистов цирка и эстрады, в том числе фокусников. Цель была намечена.

Твои близкие и друзья поддержали тебя в твоём увлечении?

Фокусы нравятся всем. Хотя у общества к ним особое отношение. Я всегда шучу, что в нашей стране к фокусникам и фокусам относятся как к женщинам легкого поведения: всем нравится, но никто не уважает.
Друзья и родные любили смотреть, удивляться, искать разгадку. Просили постоянно показывать им новые фокусы. Но мало кто верил, что это увлечение может стать настоящей профессией, приносящей не только удовольствие, но и заработок. Когда я сообщил близким, что собираюсь поступать в Москву, к тому же в ГУЦЭИ, они были удивлены, и, как мне кажется, не поверили в успех, мол, Хазанов не сразу поступил, Добронравов вообще много раз поступал… Поезжай, посмотри на других и себя покажи. Москву посмотришь. Потом вернешься и поступишь у нас на экономиста или юриста.

Твоей мечтой была профессия артиста-иллюзиониста. Шоу каких артистов этого жанра наиболее вдохновляли тебя?

Дело в том, что первый фокусник, которого я увидел вживую, оказался педагогом в ГУЦЭИ. Михаил Цителашвили – потомственный артист. Его выступления мне запомнились очень хорошо. Беру пример с него и по сей день. Также нравится Ланс Бартон. Ну и, конечно, Коперфильд – его шоу знает весь мир.

Ты поступил в училище циркового и эстрадного искусства ГУЦЭИ. Какими были вступительные испытания? Расскажи, как проходило твоё обучение?

Мне повезло, поступил с первого раза, но не все было так гладко. Дело в том, что на сайте училища не указывалось, на каком отделении учат фокусников. И я считал, что это цирковое отделение. Даже учился делать акробатические элементы, жонглировать, стоять на катушке. Но, приехав в Москву, за один день до поступления узнал, что мой жанр преподается на эстраде. Пришлось экстренно вспоминать все басни, прозу, стихотворения. Волнение усилилось после того, как узнал, что в приемной комиссии сидят Олешко, Песков, Кирсанов – артисты, которых я видел только по ТВ. Коленки тряслись жутко. Все этапы прошел более-менее успешно, провалил лишь вокальный тур, но это было ожидаемо.
Обучение проходило отлично. Мне все нравилось. На первом курсе забрали в армию, но после службы продолжил обучение. Правда, однажды был огорчен. Я думал, что меня начнут обучать фокусам в первый же день, однако до третьего курса я даже не знал, где находится кабинет, в котором преподают иллюзию. Хотя сейчас я понимаю, что это правильно. Там учат в первую очередь быть артистом, поэтому очень много занимались хореографией, мастерством актера, техникой речи. Это помогает мне и сейчас.


Сейчас ты являешься шоуменом программы. В чем заключается работа шоумена? 

Кроме фокусов я еще веду и программу. Но так как программа у нас космическая – есть сценарий, не дивертисментная, то и персонаж мой тоже необычный, космический, сильно отличающийся от классического шпрехшталмейстера. Я весь вечер на манеже, принимаю участие почти во всех номерах, показываю фокусы, танцую степ, представляю каждого артиста. В общем, развлекаю зрителей как могу.

Ищешь ли ты свой путь в направлении иллюзии? Насколько эксклюзивными могут быть фокусы?

Я всегда пытаюсь найти что-то новое, найти свой стиль. Я понял вот что: все уже давно придумано, но если работает фантазия, то можно совсем древний фокус преподнести так, что все подумают, что это что-то совершенно новое, необычное. Тем более с развитием технологий для фокусников открывается совершенно новый горизонт. Сейчас очень популярны фокусы с гаджетами. Но здесь главное не переборщить. На одном сайте я видел, что продается устройство, при помощи которого карты могут появляться из воздуха. То, что раньше делалось в «ручном режиме», теперь делает аппаратура. Я считаю, что это неправильно. Манипуляция и ловкость рук должны оставаться всегда.

Какой совет ты бы мог дать подросткам, увлечённым цирком? Какие качества важно развивать в себе, чтобы стать харизматичным и востребованным артистом?

Первое и, я считаю, самое главное – нужно всегда оставаться человеком. Доказывай свою состоятельность на сцене, на манеже, где угодно, но не в жизни. Чем проще человек, тем легче с ним работать. Многие фокусники, особенно начинающие, страдают этим.
Во-вторых, репетиции. Без них не достичь успехов в любом жанре. И репетировать не только положенные по расписанию час или два, а еще и дополнительно.
Нужно не забывать, что артист в любом жанре – это, прежде всего, артист. Он должен уверенно держаться на публике, красиво говорить, если требуется, уметь импровизировать. И, конечно же, желание. Если оно есть, можно горы свернуть, если его нет, то не будет и нужного результата.
Про себя могу сказать, что я – счастливый человек. Моя профессия приносит мне колоссальное удовольствие. Я открыто могу сказать, что я ни дня не работал. Я получаю удовольствие и дарю радость окружающим.

Добавить комментарий