Клоунский дуэт «Конфуз»
«Клоун — это состояние души человека, его внутренний мир, который наполнен позитивом!»
Ребята, клоунский дуэт «Конфуз» существует с 1999 года. Кто из вас предложил название?
Идея названия «Конфуз» пришла сама собой, даже не помним когда, родилась внезапно. Это даже не название, а, наверное, суть клоунского дуэта. В своей несуразности, косолапости, вообще конфузности ситуаций, которые разыгрываются нами на арене цирка, да что там на арене — и в жизни тоже, ведь мы переносим в манеж жизненные смешные ситуации и хохмы.
Александр, в цирке вы уже 25 лет. Но ранее были и сейчас являетесь профессиональным танцором. Творчество пробудилось в вас в детстве?
Творчество проснулось во мне в раннем детстве, да, наверное, не проснулось, а родилось вместе со мной. Я даже не знаю, в каком возрасте и сколько мне было лет, когда решил, что буду клоуном. Родители водили на все премьеры брянского цирка, я пропадал в местном театре им. Медведева и пересмотрел все спектакли по несколько раз. И, конечно, мечтал стать знаменитым артистом.
В армии вы служили в ансамбле песни и пляски. Считаете ли вы этот опыт увлекательным?
Ансамбль песни и пляски, несомненно, стал одним из главных профессиональных этапов в моей творческой карьере. Я получил колоссальный опыт, ансамбль выступал на лучших площадках нашей страны: Кремлёвский дворец съездов, киноконцертный зал «Россия», мы принимали участие в парадах на Красной площади, работали с ведущими эстрадными певцами того времени! Хореография, которой я занимался, очень пригодилась, и сейчас я черпаю оттуда, из прошлой жизни, танцевальный опыт и пользуюсь им при создании новых реприз.
Ваша мечта выступать в цирке сбылась неожиданно, вы попали в цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре. Расскажите, как это произошло?
В цирк Ю. В. Никулина попал не сразу, был цирк на воде, аттракцион иллюзиониста Анатолия Сокола, а потом творческая мастерская в Центре циркового искусства в Москве, откуда меня и пригласили в цирк Никулина. Позвал клоун Виталий Маковский, сын великого клоуна Геннадия Маковского, а режиссёром был Александр Гримайло, с которым мы дружим уже четверть века. Для меня цирк на Цветном бульваре — очень трогательное и родное место, мы там любим бывать, дышать атмосферой этого цирка. Когда я первый раз переступил порог цирка Никулина, были ощущения как в песне В. Высоцкого: «И вот на вершине, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим — у которых вершина ещё впереди».
На протяжении вашей творческой карьеры менялись репризы, антре, номера. В общем, множество проб и экспериментов. Как вы понимаете, что номер удался?
Самый важный аргумент, что номер удался — реакция зрителей на происходящее в манеже. Когда тебя принимает зритель, тогда начинаешь купаться в своей работе, хулиганить (так мы называем импровизацию). Зритель это очень любит и понимает, вообще у нас самый чуткий, понятливый, с хорошим вкусом и чувством юмора народ. И мы любим своих зрителей!
У вас был опыт участия в телепроекте «Цирк со звёздами». Какие впечатления у вас от проекта?
«Цирк со звёздами» — это ещё один большой этап и опыт моей жизни. Мне очень понравился проект, я считаю, что таких экспериментов должно быть как можно больше в цирке. Цирк — большой пласт российской культуры, и его надо освещать, показывать, рассказывать в медийном пространстве. Сегодня этого не хватает! Знакомства на проекте открывают новые горизонты для артистов, режиссёров, актёров, просто необходимы творческим людям. Это касается и артистов цирка, и театра, и балета, и вокала. Очень важно объединяться и делать интересные спектакли и проекты, идти в ногу со временем!
Ирина, до цирка вы уже были в сфере искусства, но совсем другого порядка, увлекались живописью и хореографией. Это была профессиональная деятельность?
Занималась хореографией больше для себя, для души, хотя неплохо получалось, можно было сделать карьеру профессиональной танцовщицы. Немного занималась дзюдо, но тоже больше в целях познания своих возможностей и интересов. Живопись досталась по наследству, через гены от родителей, они оба у меня отлично рисуют и вообще очень много делают своими руками, как, собственно, и я сейчас. Мне нравится создавать 3D картины из полимерной глины и штукатурки, но это пока для родных, для дома и для близких друзей. Хотя кто знает, может, в будущем и откроем выставку Ирины Пеньковой. (Улыбается.)
В какой момент в вас проснулся интерес к цирку?
Ещё совсем маленькой я очень любила петь, танцевать и рассказывать сказки А. С. Пушкина, знала наизусть почти все благодаря дедушке, который мне их читал. Собирала взрослых, становилась на табуретку, и пока сказка не закончится, никто не уходил по своим делам. А с пением вообще был забавный случай: проходил у меня, значится, импровизированный концерт, хожу, пою сама себе в баллон дезодоранта. И тут мне в голову приходит замечательная идея сменить имидж, ведь певицы-то разные, а выглядят одинаково — непорядок! И нет бы переодеться — так я чёлку обрезала, ну как могла… Фото с этим имиджем до сих пор красуется у родителей в альбоме. Всё свое детство и юность я играла в самодеятельных спектаклях, а так как мама работала воспитателем в детском саду, то все утренники и праздники играла там разных персонажей. И даже учась в университете, всегда выбирала время для этого! Так же был опыт участия в КВН между школами города, правда, не за свою школу, а за школу лучшей подруги. В общем, с творчеством по жизни в разных проявлениях! И всё, что я себе фантазировала и чем увлекалась в детстве и юности, пришло в мою жизнь гораздо позже, в виде цирка: и смена имиджа, и юмор, и благодарный зритель!
В вашем репертуаре есть номер со степом. Как долго осваивали чечётку?
Чечётка интерес у меня не вызывала совсем! Не до неё как-то было. Да и в танцах мне больше нравились другие стили и направления. А тут решили сделать номер с чечёткой, пришлось научиться. И как затянуло. Сейчас, даже стоя в очереди в магазине, её отбиваю. Если есть хоть небольшая хореографическая подготовка, то гораздо проще, конечно. Хотя, когда танцуешь чечётку, работают группы мышц, которые раньше не были задействованы, и поначалу возникает крепатура (мышечная боль) очень сильная. Выучила комбинации быстро, в течение недели, а потом оттачивала их, наверно, полгода. Чечёткой можно заниматься всю жизнь, это тоже бочка без дна, как и клоунада!
Ирина, что для вас символизирует профессия клоуна?
Профессия клоуна многогранна, клоун может быть на манеже кем угодно. Лично я учусь у клоунады. Быть более гибкой, мгновенно реагировать на разные ситуации, нестандартно мыслить. Клоунада помогает быть больше ребёнком, чем взрослым, смотреть на мир светлым разумом, ты можешь больше себе позволить, выйти за рамки, зачастую ненужных «взрослых» правил и шаблонов.
Клоунада для меня — это свобода, импровизация, инакомыслие… Она помогает раскрыться в разных направлениях, не застрять на месте, не зацикливаться и не стареть душой!
Для работы клоуном необходимо быть позитивным и оптимистичным. В обычной жизни вы всегда оптимисты?
В жизни мы, конечно, оптимисты, за всю свою творческую карьеру нам не попадались гнусные клоуны. Клоун — это состояние души человека, его внутренний мир, который наполнен позитивом! Бывают моменты, как и у всех людей, когда взгрустнётся, могут навалиться проблемы, обстоятельства, но жизнь идёт дальше и всё перемалывается! Вот сейчас мы готовим три новые клоунады, и нам вообще не до грусти и печали.
Ребята, ваш коллектив объехал много городов и стран, среди которых Бразилия и Португалия, Дубай, Латвия, Будапешт, Япония, Израиль… Всю Россию исколесили вдоль и поперёк. Какие гастроли были самыми запоминающимися?
Вот так сразу и не ответишь. В каждом городе и в каждой стране, где мы были на гастролях, остаётся частичка души. Мы стараемся посетить все интересные места, где гастролируем. У нас есть традиция: из каждого города привозим сувенирную тарелку и вешаем на стену в своём доме. Вся стена увешана! А потом в отпуске, за самоваром с чаем вспоминаем о гастрольном туре, ведь за каждой тарелкой стоит история. В каждом городе, а тем более стране, есть свой неповторимый колорит, менталитет и уклад жизни, и мы всё это видим и впитываем. А потом дышим с этим городом и его жителями в унисон. После такого ощущения очень не хочется уезжать. Вообще понравились все города и страны. В некоторых побывали уже дважды, трижды… И вот когда приезжаешь второй раз — это как встреча со старым другом!
Вы проводите большую часть времени на манеже. А как насчёт личной жизни? Как отдыхают клоуны?
Действительно, много времени проходит в цирке, но есть, конечно, и личная жизнь. Воспитываем сына-хулигана, он пошёл в первый класс, а там уроки, поделки и прочая всячина. Ходим в театры, на выставки, на концерты. Это очень помогает в творчестве, некоторые идеи рождаются после посещения этих мероприятий. Не проходим мимо киноиндустрии. В каждом городе стараемся познакомиться с актёрами театров, со многими знакомство переросло в дружбу. Я люблю посидеть за изготовлением картины, Саня бродит с металлоискателем — новое интересное увлечение, а сыну нравится плавать и нырять.
Что ожидать зрителям в ближайшей перспективе? Какие новые зрелищные номера вы подарите нам?
Как мы уже говорили, готовится три клоунады. В ближайшее время начнётся так называемая обкатка. Пока будем держать интригу, скажем только направление: это будет шуточный номер с вокалом, музыкальная эксцентрика и номер с элементами акробатки. Планов очень много, много идей, которые мы будем воплощать и радовать нашего зрителя!