Екатерина Шустова
«Когда глава государства оценивает ваш номер как самый лучший, это приятно»
Екатерина, вы представляете сразу две династии: Нестеровых и Шустовых. Расскажите немного про цирковых первопроходцев в вашей семье.
Родоначальником цирковой династии Нестеровых был Сергей Алексеевич Нестеров. Окончил техникум циркового искусства (ТЦИ). Работал в групповом номере «Акробаты с першами» под руководством Виктора Французова. Его сын Александр Сергеевич Нестеров был жокеем на лошадях в номере под руководством Святослава Александрова-Сержа. После выхода на пенсию продолжил работать в компании «Росгосцирк» начальником отдела формирования. С юности у Александра было хобби — съёмка цирковых программ и номеров на кинокамеру, позже на видео, сохраняя раритетные записи советских и зарубежных артистов. Собрал очень большую видео- и фототеку.
Его дочь Жанна, моя мама, окончила киевское цирковое училище (КГУЭЦИ). Работала в номере групповых жонглеров с булавами, далее уже с моими папой, дядей и тётей приняла участие в создании номера «Жонглёры с флагами». На тот момент это был единственный такой номер, и больше никто такой красочный номер не повторил.
Родоначальниками династии Шустовых являются мои папа и дядя, братья-близнецы Владимир и Анатолий Шустовы. В детстве занимались в цирковом кружке при ДК, далее поступили в Москве в ГУЦЭИ им. М. Н. Румянцева (Карандаша). После окончания начали работать в Союзгосцирке, номер «Силовая пара».
Удивительно, но сольную карьеру вы начали, когда вам было всего восемь лет, и в таком сложном жанре, как воздушная гимнастика! Это был талант от рождения или тренировки с пелёнок?
Скорее это была данность от рождения. Когда была маленькой, всегда лазила по деревьям, горкам и качелям на детских площадках, мы с братом называли их «лазилками». Делала номера, чаще это было связано с тем, что я где-то висела вниз головой. Генетически от папы мне досталась сила, и все подтягивания и упражнения на пресс мне давались легко.
Ваш дебют с номером «Воздушное кольцо» состоялся в Дании в цирке Dannebrog. Какие воспоминания у вас остались?
Воспоминания остались самые тёплые. Цирковой мир — это одна большая семья, и если какой-то другой цирк работает даже в 500 км, артисты всегда ездят в гости друг к другу. У директора цирка был юбилей, артисты программы готовили свои номера-подарки. Приехало много знакомых артистов и директоров из других цирков. Наши друзья смогли запечатлеть на камеру всё праздничное представление, так сохранился и мой дебют.
Директору цирка очень понравился мой номер, и он попросил родителей, чтобы я работала его каждое представление. Номер назывался From Russia with Love по одноимённой песне Shirley Bassey.
Конечно, родители спросили меня, прежде объяснив, что это ответственное решение, что нельзя будет согласиться, а потом, когда надоест, отказаться работать. А я, не раздумывая, с удовольствием сказала «да».
В следующие два года вы выпустили номер «Воздушные петли» и дебютировали с ним в цирке Mundial в Испании. Ребёнку воздушная гимнастика даётся легче или сложнее, чем взрослому артисту?
Ребёнку, конечно, легче. Рычаги короче, энергии в разы больше. Ещё нет травм, мешающих изучать что-то новое, нет большого страха. С возрастом приходит понимание, что это опасно и срабатывает инстинкт самосохранения, ответственнее относишься к изучению новых обрывов и трюков, думаешь о последствиях.
В 2001 году вы начали работать с воздушными полотнами в Familien Freizeit Park в Германии. Получается, всё детство вы провели в гастролях за рубежом?
Да, начиная с 1991 года, родители выехали работать за рубеж и оставались там вплоть до 2003. Объездили почти всю Европу. В 3,5 года мы с братом уже побывали в Париже, Будапеште, Берлине, Риме. Даже на аудиенции у Папы Римского Иоанна Павла II были. Когда началась школа, мама брала учебники и сама учила нас на гастролях. В Москве, когда приезжали для оформления рабочих документов для следующего контракта, мы ходили в обычную школу.
В 2003 году с номером «Воздушные полотна» вы приняли участие в Интернациональном молодёжном цирковом фестивале в цирке на Цветном бульваре в Москве, где заняли первое место и получили высшую награду «Золотой слон». Ещё бы, такая юная и талантливая девочка!
Я и не ожидала, что получу первое место. Было очень много сильных номеров. Жюри было уровня взрослого фестиваля. После этого фестиваля я как раз и получила приглашение А. П. Марчевского на главную роль в новогоднем спектакле «Золушка».
Спустя годы как вы относитесь к тому, что так рано начали свою карьеру? Насколько это было безопасно?
Только положительно. И я сейчас говорю только о своем опыте, у других всё может складываться по-другому. Мои родители всегда были для меня примером в работе, в отношении к работе, в семье, во всём. Мне этого никогда не говорили, но я всегда видела, какую планку они держат, и понимала, что должна быть достойна их. Достойна уровня их работы, не могу ударить в грязь лицом, чтобы кто-то сказал, у таких родителей и такая дочь. Родители привили правильное отношение и чувство ответственности к выбранному мной жанру.
Екатерина, вы участвовали и в Интернациональном юношеском фестивале в городе Латина, Италия. С этого моменты вы выступали чаще всего на воздушных полотнах?
Даже раньше, начиная с 2003, я работала только на полотнах. Так уж получилось, что полотна захватили меня полностью своими обрывами и возможностью придумывать всё новое и новое.
В 2007 году был очень интересный проект. В спектакле «Золушка» в цирке на Цветном бульваре вы играли главную роль, а также работали с домашними животными и в своём номере «Воздушные полотна». Что было для вас сложнее всего?
Сложнее всего было сдерживать грусть и слёзы, когда проект закончился. Я очень люблю животных, и первый раз мне удалось с ними поработать на Новый год 2003-2004, где я впервые сыграла Золушку в цирковом спектакле Анатолия Павловича Марчевского в Екатеринбурге. В 2007 году этот спектакль поставили в цирке Никулина на Цветном Бульваре. График работы был очень насыщенный — по три представления В ДЕНЬ?, без выходных. Но не было усталости, была энергия, желание творить.
В 2007 году на фестивале Première Rampe в Монако, Монте-Карло вы были удостоены специального приза принца Монако. Что даёт артисту цирка подобная награда?
Когда глава государства оценивает ваш номер как самый лучший, это приятно. Даже не смотря на то, что решило профессиональное жюри. В дальнейшем при оформлении звания, возможно, будет учитываться.
В 2008 году вы начали свою карьеру в самом известном цирке мира — Cirque Du Soleil и гастролировали с проектом четыре года. Где успели побывать? Какие гастроли больше запомнились?
С Du Soleil я отработала три с половиной года в Японии, в Токио и полтора года в Америке, в Лас-Вегасе. Конечно же, Япония покорила моё сердце. Это другой мир, другие люди, не с нашей планеты! Если выпадет возможность ещё раз съездить в Японию, я, не раздумывая, поеду.
Расскажите про спектакль Funambula, показ которого проходил в США. Что интересного и уникального в этом проекте?
Dreamcast Entertainment и Михаил Моторин совместно с Белло Нок делали шоу Funabula. Если есть место, где можно совместить работу в люксовом театре и отдых в люксовом отеле на побережье Мексиканского залива, это как раз то место. Ты не чувствуешь, что работаешь, ты творишь, наслаждаешься каждым моментом пребывания на манеже или сцене. А знакомство со звездой мирового масштаба Белло Нок — это что-то невероятное! Он знаменит и раскручен, и вместе с тем прост в общении и готов помочь, выручить.
Вы работали в Малайзии, США, Франции, Германии, Японии… А количество программ просто не перечесть! Какие проекты вы считаете самыми значимыми?
Постановка шоу Zed цирка Du Soleil в Японии — однозначно один самых значимых проектов. Увидеть постановку шоу одной из лучших цирковых компаний от начала и до конца. Работать с режиссёром, хореографом, композитором, с педагогами по актёрскому мастерству, импровизировать. Мне кажется, это должен почувствовать каждый артист. Далее, наверное, шоу «Ловеро» Руслана Ганеева. Руслан Ганеев — имя мирового класса. Его постановки ценят, ими восхищаются во всем мире. Я благодарна судьбе за возможность работать с Русланом. И для меня честь работать в его постановке «Папесса».
В одном из интервью вы делитесь тем, что именно родители были вашими первыми учителями, наставниками в цирковой профессии. Сейчас у вас уже свои дети. Вы также участвуете и помогаете в становлении молодых талантов?
Своих детей самим учить очень сложно. Моим родителям нужно памятники поставить за меня и моего брата. Детей пока учим только цирковой дисциплине и традициям. А далее дадим возможность выбрать свой путь самим, так же, как когда-то сделали родители.
Екатерина, очень интересно, как проходит выходной день артиста цирка. Выходные вообще бывают?
Конечно. По крайней мере, у тех артистов, кто работает без животных. (Смеётся.) В выходной можно встать чуть попозже, если дети не поднимут, как по будильнику. А дальше — вперёд, на поиски интересных, красивых мест в городе. Осмотр достопримечательностей и, конечно же, поиск интересных сувениров.