Евгений Чернов
«Я покинул ГУЦЭИ как студент, а вернулся педагогом. Училище показалось мне таким же родным»
Евгений Петрович, вы окончили ГУЦЭИ по специальности гимнаст. Как изменилось училище со времени вашего обучения?
Мне сложно ответить на этот вопрос. Я покинул ГУЦЭИ как студент, а вернулся педагогом. Училище показалось мне таким же родным. Даже та парта, за которой сидел, была прежней. Только теперь она повернута в другую сторону.
В 1971 году вы успешно выступили на Всесоюзном смотре новых номеров. Какую программу представили на конкурс?
Наш успех был заслугой начинающего тогда режиссера Вилена Головко, который поставил нам пантомиму «Русские самоцветы». До этого наша программа называлась «Беспокойные сердца». И это сохранилось в её основе — наши сердца, согретые юностью и благодарностью педагогам ГУЦЭИ.
Почему приняли решение вернуться в цирковое училище уже в качестве педагога?
Решил писать диссертацию о проблемах создания художественного образа в клоунаде и параллельно проверять свою теорию на практических занятиях. В результате пришел к гениальному открытию. В основу обучения надо брать не историю клоунады, а теорию комического. Может устареть реприза, ход, но сам комический прием будет вечен. Как, например, может устареть комизм сходства человека с животным или усложнение простой задачи? Этот и другие приемы будто вешалка. Смотри, что делается вокруг и меняй шмотки.
Вы преподавали и мастерство актёра, и специализацию в жанре «клоунада», а также историю цирка и эстрады. Чем отличается методика проведения актёрского мастерства в цирковом училище и театральном учебном заведении?
Ничем, если брать в целом. А если в частности, то многое зависит от мастера и разной специфики образа. Например, К. С. Станиславский писал, что характерность помогает актеру-человеку скрыть свое «Я». В цирке же, наоборот, раскрыть. Виды характерности одинаковые: грим, костюм, музыка, свет и пр. Задачи одни, но цели разные. Учитывая, что артист цирка пользуется и спецификой театрального творчества, то настоящее мастерство артиста цирка гораздо сложнее. Хотя бы в плане действия — трюкового.
В 1997 году клоунская группа «А» завоевала золотую медаль на конкурсе «Цирк будущего» во Франции. Расскажите подробнее про этот проект. Вы выступали в качестве режиссёра-постановщика?
Да. На конкурсе были показаны репризы «Куклы-клоуны» и «Лебединое озеро». Меня радует, что эти работы были результатом моего метода преподавания. Мы тогда проходили темы по приемам гротеска и другим приемам теории комического. Лучшие этюды вошли в репертуар будущих клоунов.
Ваш стаж педагога уже 44 года. Изменились ли студенты и их отношение к обучению по сравнению с вашими первыми выпусками?
Как говорили древние, «тempora mutantur et nos mutantur in illis» («времена меняются, и мы меняемся вместе с ними»). Студенты всегда были разными. Думаю, во многом это зависит от меня. Но и от них тоже. Например, они научили меня справляться с программами интернета, а я их, надеюсь, осознать необходимость в бережном отношении к истории цирка. А также понять, чем отличается «медвежий цирк» от «человеческого». Например, как-то ко мне подошел акробат и спросил, «ничего я сальтишко сделал?»
—Дурачок, на самом деле ты показал египетский культ мертвых.
— Как это?
— Сальто — это прыжок, а мортале — смерть. Ты на моих глазах умер и возродился.
— Ни фига себе! Пойду еще раз сделаю.
На ваш взгляд, существует ли «ген артиста» или преемственность поколений происходит в связи с тем, что ребёнка с детства окружает атмосфера цирка?
Думаю, первое будет вернее. К сожалению, многие из нас проживают вообще не свои жизни. Мои родители были артистами цирка. И я был «обречен» продолжать это творчество. Хотя меня тянуло к рисованию. Даже чуть было не поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года. Там посмотрели мои рисунки и сказали, что есть дар. Но приемные экзамены уже закончились. Я рисую и сейчас, когда есть время для личного вдохновения. Уже дорос до наивного творчества и стал рисовать по методу Пикассо, он говорил, что рисует не предмет, а что он думает об этом предмете.
Сейчас вы не только преподаёте, занимаетесь режиссурой номеров, но и пишете научные работы. Недавно опубликована хрестоматия по методике обучения цирковым жанрам, в соавторстве с Романом Григорьевичем Новаком. Наверное, раньше не так много внимания уделялось теоретической составляющей обучения? По сути, эта хрестоматия поможет более комплексно осваивать цирковое искусство.
К сожалению, цирковое научное братство очень малочисленное. Ещё меньше занимается практическим обучением. По сути, наша хрестоматия подобна маяку, куда вошли методические работы истинных профессионалов. Надеюсь, этот малодоступный материал поможет найти правильный путь в навигации правильного обучения. Сейчас я готовлю к публикации учебник по клоунаде «Смеховая школа». Название взял у Маяковского, который мечтал о создании такого высшего учебного заведения.
Вы основатель музея ГУЦЭИ. Что интересного могут увидеть будущие студенты в вашем музее?
Создание музея ГУЦЭИ было моим долгом Александру Маркиановичу Волошину. А ответом будет мое объявление.
Уважаемые господа, педагоги и студенты! При нашем методическом кабинете открыт музей ГУЦЭИ им. А. М. Волошина (директор ГУЦИ и ГУЦЭИ в 1950 ‒ 1978гг.). Виртуальность музея пока составляет примерно 75%, но её основой служит собственный архив. Это оцифрованные материалы из истории ГУЦЭИ (начиная с 1927г.), вся периодика журнала «Советская эстрада и цирк» (1957-1993гг.)». Кроме этого, есть учебные программы (бывшие и настоящие), множество книг по цирку и эстраде, буклеты, программки, газетные статьи, картины (плакаты, открытки, этикетки, значки). И, конечно же, несметное количество фотографий.
Выставлены материалы, представляющие особенную ценность. Например, подлинная рукопись клоуна И. С. Радунского «Записки старого клоуна», картины, посвященные жизни нашего училища, художника Д. Б. Дарана, архив курсов «Искусство движения» В. И. Цветаевой…
И всё это было собрано Александром Маркиановичем, который мечтал о создании музея цирка. Как писал Ю. А. Дмитриев, в архиве Волошина «можно увидеть материалы, касающиеся прославленных мастеров всего мира. Смотри, изучай, бери самое яркое и интересное… После музея цирка в Ленинграде коллекция, собранная Волошиным, вероятно, самая большая в нашей стране. А ведь её собирал всего-навсего один человек». /«Наш общий друг. К 70-летию А. М. Волошина», СЭЦ, 1975г., с. 18-19/
Желающие посетить музей, звоните заведующему методическим кабинетом ГУЦЭИ Е. П. Чернову +7(916)176-39-50.
Евгений Петрович, что пожелаете будущим студентам ГУЦЭИ?
Быть похожими на китайцев, которые занимают первые места на цирковых
конкурсах и фестивалях. Главным образом, благодаря школе и преданности национальным традициям.