Евгений Петров

«Главное — не пытаться рассмешить»


Евгений, вы с тринадцати лет занимаетесь брейк-дансом. Что в нём настолько сильно увлекло, что стремились его развивать и занимаетесь им до сих пор?

Изначально увлекла форма, внешняя эффектность. Когда в летнем лагере я увидел, как на дискотеке парень прыгал на руках (он был гимнаст), меня это очень впечатлило. Да и вообще с самого детства меня привлекала хип-хоп культура. Впечатляли граффити в моём родном городе на улице, программы «Башня» и «…до 16 и старше», где были уроки от Jam Style и Da Boogie Crew в конце девяностых-начале нулевых.

Затем, когда я уже начал заниматься брейком, интересовать стала сама культура хип-хопа, его идейная составляющая, а не только внешние проявления. Я имею ввиду историю развития танцевальных направлений, феномен возникновения этой субкультуры, историю музыки. То, что в андеграунде называют словом knowledge. А стремление выяснить, кто круче в баттлах, даёт драйв и мотивацию, ощущение смысла жизни, страсти или даже одержимости.

Сейчас я уже не стремлюсь развивать, как вы выразились, а занимаюсь для своего удовольствия. Для меня — это как физически-духовная практика, что-то вроде йоги. И я также преподаю брейк-данс.

Со временем это хобби переросло в увлечение клоунадой. Расскажите, как так получилось?

В 19 лет я переехал в Москву, чтобы развиваться в брейке на более высоком уровне. Тут Европа ближе, дешевле проезд. Да и в самой Москве и Центральной России уровень брейкинга тогда был выше, как, в общем-то, и сейчас, по-моему. Два года я активно участвую в баттлах, знакомлюсь с би-боями, езжу в Европу, разные города России. Удаётся приобрести репутацию и поднять свой уровень. В 2014 году у меня происходят некоторые события, которые влияют на моё эмоциональное состояние, что немного отдаляет меня от участия в баттлах и соревнованиях. Вместе с этим пробую зарабатывать на съёмках в мелких роликах, в массовке, в клипах. Меня это увлекает. В этом же году снимаюсь в документально-игровом фильме, где играю американского моряка. Всё это производит на меня впечатление. Интерес к изучению актёрского мастерства растёт.

Параллельно начинаю работу в танцевально-юмористическом коллективе «Группа захвата». Руководители этого коллектива — танцоры, которые немало шумели в начале нулевых, и, как оказалось, профессиональные клоуны Анвар Саттаров и Николай Коновалов, клоунский дуэт «Группа захвата». В процессе работы ребята делятся опытом, учат отыгрывать оценки, играть мини-сценки в танцевальных номерах. И в 2016 году зовут подменить их в шоу «Эмоции» в цирке на проспекте Вернадского. Я подтянул своего друга Кирилла Волина, ныне актёра и танцора. Мы выучили репертуар Коли и Анвара и выступали с ним в течение какого-то времени в спектакле. А дальше закрутилось, стали звать ещё.

В 2017 году я поступил в ГИТИС и отучился на актёра театра и кино. Параллельно занимался драмой и работал в цирке клоуном. Как и сейчас. Как-то так.

Какие элементы брейк-данса можно применить в клоунаде?

Любые. (Улыбается.) Клоунада подразумевает использование всего, что будет полезно. Ну, а в брейкинге и других жанрах, которые я изучал: поппинге, локинге, роботе, вэйвинге, хореографии — очень многое заимствовано из акробатики, пантомимы, русских народных танцев. Много трюковых элементов и пластики.

Клоунада — очень непростой жанр. Это подтвердит любой, кто хоть раз с ней сталкивался. Кто и как вас обучал и во многое ли вы вникали самостоятельно?

Во-первых, как я уже сказал, это клоунский дуэт «Группа захвата». Ребята готовили меня к работе в цирке и в целом одними из первых начали давать мне «мастяру». Во-вторых, если брать клоунаду, то в БМГЦ работу клоунов курировал режиссёр Андрей Шарнин, и он, конечно, подсказывал и направлял меня. В-третьих, старшие, более опытные партнеры по спектаклям — ребята-клоуны. Я смотрел на них и учился. Что-то спрашивал, просто наблюдал. Ну и тут важно, что я учился актёрскому искусству в ГИТИСе. Конечно же, применял эти знания и в работе в цирке.

Вообще в цирке я учился чему-то почти у всех. У артистов других жанров, когда они подсказывали нюансы. У униформистов, которые давно работают в цирке, и некоторые из них артисты в прошлом. Так и должно быть. Отовсюду впитываешь.

Много было просмотрено записей выступлений клоунов советского цирка и иностранных клоунов. Читал биографии артистов клоунады: Карандаша, Леонида Енгибарова, Юрия Никулина и других артистов. Интересовался историей жанров, цирка. Искал какие-то методические материалы по работе над маской клоуна. Вообще это просто было интересно и рождало пиетет к месту, где я работаю, к артистам, с которыми выхожу в манеж.

Знаете, я не могу называться клоуном в полной мере. Не имею на это права. Я не работал над маской, не углублялся в этом плане так, как профессионалы именно этого жанра. Скорее я актёр, который имеет опыт работы в клоунаде.

Что бы вы назвали в числе важных особенностей работы в клоунаде?

Не пытаться рассмешить. Скорее создавать ситуацию, которая будет смешной сама по себе. А артист внутри этой ситуации должен относиться ко всему происходящему максимально серьезно. Для него всё очень всерьёз. Оттого и возникает парадокс, и это вызывает смех. Вообще, вышесказанное относится не только к клоунаде, а в целом к юмору и в кино, и в театре, и на эстраде. Посмотрите, как работали Карцев и Ильченко, Ширвиндт с Державиным. Или Мистер Бин. Или хорошие стендаперы. Или тот же Джим Керри. Да кто угодно, кто успешен в юморе.

Восемь лет вы работаете в Большом Московском цирке. Какие шоу вам наиболее запомнились?

Именно по пёстрости для меня это «ЭпиЦЕНТР мира». Очень яркое шоу. А в плане удовольствия от работы — «Эмоции». Просто потому что там работалась прямо клоунада клоунадная, классика. Это репертуар Коли и Анвара, и было много хороших реприз, порядка восьми штук. А у ребят очень смешной репертуар. И вообще для меня они в современной России одни из самых смешных клоунов, работающих в манеже.

Вы пару лет назад окончили ГИТИС. Как удавалось совмещать работу в известном цирке, учёбу, сниматься в кино и играть в театре?

В цирке я не работаю на постоянной основе. Меня приглашают в конкретные проекты, когда я нужен. Поэтому удаётся распределять занятость. Отработал проект в цирке, поснимался в кинопроекте, параллельно успел что-то порепетировать театральное. Или берёшь паузу в одном месте, чтобы на время сконцентрироваться на другом. Пока что я не артист на разрыв, график достаточно пластичный. Совмещать удаётся, хотя иногда от чего-то приходится и отказываться.

Клоуны всегда стремятся к взаимодействию с публикой. Как актёрскими средствами с помощью клоунады воздействовать на эмоциональное состояние зрителей?

Ну как — берёшь и воздействуешь. (Смеётся.) Это нужно описывать систему работы. Это долго. Для этого можно почитать книги по актёрскому мастерству или методички по клоунаде, которых, кстати, в общем-то, и нет. Я находил небольшие статьи по теории клоунады, но, чтобы прямо как у Станиславского в драматическом искусстве – полноценное пособие – такого не встречал. 

Ну и, как я уже говорил, не стоит пытаться рассмешить. Люди чувствуют, когда их хотят обмануть, убедить в том, чего нет. Ещё лично моё убеждение — надо постараться принести пользу людям. Не для себя работать, мол, какой я смешной и профессиональный, а внимание концентрировать на пользе для зрителя. Тогда будет самое плодотворное воздействие и счастья для обеих сторон будет больше. Этому я стараюсь учиться сейчас. Я большой эгоист. (Улыбается.) Это надо выкорчёвывать из себя.

Какие ещё цирковые жанры вы хотели бы освоить?

Меня всегда вдохновляла акробатика. А так как с детства меня привлекал еще и хип-хоп, то я нашел этот микс в брейк-дансе. Эквилибристика. Отдельная тема — джигитовка. Это вообще что-то невообразимое. Артисты этого жанра создают прямо героическую атмосферу в своих номерах, заражают ею. У меня дух захватывает, гордость возникает за ребят. И вот какие-то элементы джигитовки я бы освоил, так как стремлюсь играть в историческом кино, и мне хочется выполнять трюки самостоятельно.

Что, на ваш взгляд, является наиболее важными качествами артиста цирка?

Наиболее важным качеством любого артиста, не только цирка, является потребность отдавать, тратиться. Тогда возникает честность. Тогда возникает диалог.

Добавить комментарий