Игорь Жигалов
«Интерес к цирку появился после первого же похода на представление в детстве»
Игорь, вы из цирковой семьи? Хотели бы, чтобы в будущем дети пошли по вашим стопам?
Я не из цирковой семьи. Мои родители, Надежда Ивановна и Вячеслав Владимирович Жигаловы, всю жизнь проработали в строительной сфере. Любовь к творчеству передалась мне от матери, но и отец принимал активное участие, покупал дорогой реквизит, возил меня на репетиции, выступления и фестивали.
Не хотел бы, сложный путь. Нужно учитывать желания и предрасположенность ребёнка, поддерживать его, а не навязывать родительские мечты. Ведь своё истинное предназначение человек знает только в детстве. Тем более, сейчас появилось много новых современных востребованных профессий.
Вы окончили ГИТИС по специальности «режиссёр цирка». Как и когда появился интерес к цирковому искусству в целом и к цирковой режиссуре в частности?
На данный момент я ещё учусь на пятом курсе в ГИТИСе.
Интерес к цирку появился после первого же похода на представление в детстве. На следующий же день взял в яслях пластиковые кольца, мама сделала из бумаги шляпу-канотье, и я начал давать первые домашние представления.
К цирковой режиссуре интерес возник, когда я занимался в цирковой студии. Собрал свои первые жонглёрские трюковые комбинации, сам поставил номер. Получая информацию из интернета, я уже тогда начал понимать базовые аспекты режиссуры.
Почему выбор пал на ГИТИС, а не на ГУЦЭИ, ведь вы связали свою карьеру именно с манежем?
В ГИТИС я поступил, уже окончив второй курс института культуры. Цирк мне был знаком с детства, а настоящую любовь к театру мне привили только во время учёбы в Петербурге. ГИТИС всё-таки высшее учебное заведение, другая глубина знаний. ГУЦЭИ же ориентировано на физическую подготовку студентов, да и с этим местом у меня никогда не складывались взаимоотношения.
Вы обучались в СПбГИКе, затем в ГИТИСе, оба вуза творческие. Помимо работы в цирке, в какой сфере хотели бы применить свои знания?
Безусловно, в театре и на эстраде. Институт, помимо передачи стандартных знаний, прежде всего прививает навык к самообучению. В наше время очень важно постоянно развиваться и находить новые пути, поэтому это качество считаю очень ценным приобретением за годы учёбы. Сегодня, например, меня интересуют направления, связанные с дизайном.
Расскажите о своём номере «Вишня», в котором виртуозное жонглирование сочетается со смелым режиссёрским решением Руслана Ганеева. Номер полностью был создан Ганеевым или вы привнесли какие-то свои идеи?
Идея принадлежит Руслану Ганееву, я лишь наполнял номер трюками и частенько донимал различными просьбами, связанными с добавлением головного убора, обуви и решения кроя. Учась на режиссёра, я сознательно обратился к Руслану, так как считал очень важным, чтобы человек наблюдал и направлял со стороны. Изначально у меня было внутреннее отторжение этой больничной темы в связи со скоропостижным уходом матери, но в итоге, осознав новаторство хода, я решил осмелиться и попробовать.
Кто ваш персонаж, откуда он пришёл и что хочет сказать зрителю?
В номере затрагивается несколько тем. По замыслу режиссёра нормальный человек оказывается в смирительной рубашке в психиатрической клинике. Главное послание автора — призыв к свободе творчества, люди веками издеваются над творцами, репрессируя их. Также заложена тема вишни, прочитывающаяся в названии номера, в решении костюма и в стихотворении А. С. Пушкина «Вишня».
Вы поработали сразу в двух спектаклях Руслана Ганеева — «Принц цирка» и «13 месяцев» (реж. Дарья Костюк). Основа номеров у этих постановок одна, но ваши персонажи сильно отличаются друг от друга: в «Принце» это сумасшедший в смирительной рубашке, а в новогодней сказке — обаятельный Леший. Какой образ вам ближе?
Ближе, как ни странно, оказался сказочный Леший, который стал успехом всей постановочной команды новогоднего спектакля. Чисто случайно удалось подчеркнуть мою фактуру, подобрать индивидуальную пластику и даже громоздкий костюм начал работать в мою пользу.
Для циркового артиста проще взаимодействовать с залом, легче достигнуть успеха у публики, и зритель живее воспринимает прямую эмоцию. А вот сложные персонажи и глубокие темы требуют серьёзного подхода, детальной актёрской работы с ролью, внутренним наполнением. Не каждый артист цирка справится с такой задачей, требующей внимания, доскональной и кропотливой работы с режиссёром.
Зрители лучше принимали весёлого персонажа, вступающего с ними в контакт, чем серьёзный поэтический номер «Вишня», как мне кажется, ещё из-за того, что сейчас люди устали от суровой реальности и хотели бы убежать в радостный сказочный мир.
Что вы почувствовали, когда впервые вышли на манеж легендарного цирка Гаэтано Чинизелли?
С цирком на Фонтанке я связан с самого детства. Это первый стационарный цирк, в который меня привели родители. Я в красках помню своё первое посещение представления, когда мне было три года. Помню, как испугался в фойе клоуна в морской кепке и с накладным носом. Помню яркую программу, как после представления мы шли с родителями домой по Невскому. Я сидел на плечах у папы в поролоновом клоунском носе, галстуке, и хмурые лица прохожих, при виде меня, озарялись улыбками.
Во времена учёбы в институте я репетировал в цирке, частенько захаживал в музей циркового искусства за материалами по истории клоунады, разглядывал старинные эскизы костюмов и смотрел архивные цирковые программы.
Работать в цирке Чинизелли было очень волнительно и в тоже время комфортно. После реставрации цирк преобразился, удалось воссоздать интерьеры и вернуть атмосферу старого цирка. Мы с супругой Валерией даже провели здесь свадебную фотосессию.
Если бы вы сами ставили для себя цирковой номер, каким бы он был?
Поработав в цирке, я столкнулся с необходимостью создания ещё одного номера — в классическом стиле (дивертисмента) для работы в варьете и традиционных цирках. Поэтому сегодня я делаю себе постановку в комическом ключе, используя накопленный опыт, изучив свои особенности и пригласив выдающихся художников по костюмам. Надеюсь, что в ближайшее время зрители смогут оценить новый номер.
Параллельно реализую свои режиссёрские эксперименты, помогая друзьям-коллегам.