«В детстве мне очень хотелось прикоснуться к миру иллюзий. А когда чуть повзрослел, понял, что это ещё и профессия мечты — обманывать людей»

Ингвар, у вас необычное имя. Что оно означает?


Имя исконно скандинавское. Неразрывно связано с богом плодородия Фрейером. Ему подвластен солнечный свет, он посылает людям богатые урожаи. Он не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле, как между отдельными людьми, так и между целыми народами. В руническом алфавите, который называется Футарк, у моего имени есть собственная руна — Ингваз. Эта руна указывает на завершение старой фазы жизни для рождения новой и более волнующей. Она свидетельствует о выходе из состояния застоя. Ингваз также обозначает чувство облегчения, рождающееся в результате позитивных достижений. Ключевое слово «завершение», вслед за чем приходит новое начинание.

Вы представляете уже третье поколение цирковых артистов. Расскажите о своих корнях.
Да действительно. Мои родители работали в цирке, дедушка, дядя, двоюродные сестры. В данный момент, так сказать, заниматься творчеством остался только я. К сожалению! У нас две жанровые линии: акробатическая — это мой папа, мама и дедушка и жонглерская — дядя и двоюродные сестры.

Любовь и стремление к цирку были у вас с детства?


Можно сказать периодами. (Улыбается.) Я типичный цирковой ребенок. Когда спрашивают, каково это или сам начинаю об этом размышлять, то, как не крути, мне в голову лезут все эти карикатурно-шаблонные образы: «рожденный в опилках», «цыганщина» с вагончиками и кочевой жизнью. (Смеётся.) И пусть из этого всего процентов пять правда, но ведь это же так круто! Тем более сейчас. В эпоху TikTok, роботов-пылесосов и автомобилей Tesla. А что касаемо «стремления»… Были периоды, когда я искренне хотел быть обычным. Как все. Не получилось. (Улыбается.)

Какие этапы в вашей биографии привели вас к вашему жанру?


Я себя отношу к Поколению Y или, как принято называть, поколению Миллениалов.
Маленьким гостил у бабушки в деревне, как это не банально звучит. Естественно, у скандинавской бабушки в скандинавской деревне. (Улыбается.) Я смотрел телевизионные шоу Давида Коткина, он же David Copperfield и был под огромным впечатлением от исчезновения «Статуи Свободы» и «Прохождения через Великую Китайскую стену». В детстве мне очень хотелось прикоснуться к миру иллюзий. А когда чуть повзрослел, понял, что это ещё и профессия мечты — обманывать людей. Причём это не секрет, зрители знают и готовы платить за неправду. И чем лучше я их обману, тем профессиональнее буду!

Вы обогатили жанр иллюзии, добавив в свою программу акробатические, цирковые номера и номера с оружием. Как вам приходят новые идеи?


Я всегда за новшества. За развитие. За смешение жанров и стилей. Время всё расставляет по местам. Что-то приживается, что-то нет. Но нужно обязательно искать новые ходы и решения. Мы живем в очень динамичном мире. Всё постоянно меняется и развивается. Всегда нужно держать руку на пульсе. Знать, что интересно зрителю. Пытаться предсказать, что будет ему интересно завтра. Иначе есть вероятность остаться за бортом. (Улыбается.) Что же касается идей… Не буду лукавить, иногда новое это хорошо забытое старое. К примеру, те же арбалеты. В советское время был такой номер «Стрелки», где использовалось пневматическое оружие. Я же в своем номере использую арбалеты. Но бывает, что рождаются совершенно новые жанры. К примеру, «колесо Сира». У меня часто спрашивают, что за «сира»-то то такая. Я объясняю, что есть Дэниэль Сир, он, собственно, и является родоначальником этого замечательного жанра. И читайте книги об истории цирка, в них немало есть о забытых жанрах. Много интересных идей, которые можно осовременить. И тогда наше искусство будет продолжать развиваться и идти в ногу со временем.

Ваши номера отличаются невероятно быстрым темпом исполнения. Как вы работаете над скоростью? Что необходимо, чтобы при этом не потерять выразительность движений?


Начнем с того почему «мои номера отличаются невероятно быстрым темпом исполнения». (Улыбается.) Мне крайне не нравится, так сказать, «классическое» исполнение иллюзионных трюков, которое вы можете наблюдать, посмотрев любого артиста, выступающего в моём жанре. Все эти хлопанья в ладоши «раз, два, три», хождение вокруг иллюзионных аппаратов по несколько минут. Но в целом, если посмотреть, сам иллюзионист не является неотъемлемым участником номера. Убери его — и номер нисколько не изменится. Только не у меня! Я являюсь непосредственным участником практически всех моих иллюзионов. Что же касается скорости и того как её достичь… Тренировки и хорошая физическая форма, которая достигается не только на манеже, но и в тренажерном зале. А по поводу «как не потерять выразительность?»… Знаете же, повторенье — мать ученья. Чтобы некое действие приняло целостный и окончательный вид его нужно повторить порядка ста раз на зрителях, после этого номер примет окончательный вариант.

Жанр иллюзии существует давно. Какой смысл и идею вы привносите в свои номера? Что для вас иллюзия?


Тут, наверное, стоит сказать не только о моих жанрах, но и о цирковом искусстве в целом. Для меня цирковое искусство это, в первую очередь, живое искусство, live-выступление. У меня нет нескольких дублей, из которых можно выбрать лучший, как в кино или на ТВ. Или фонограммы, я не могу просто открывать рот во время выступления. Есть только здесь и сейчас. И зритель, который уже видел очень многое, и его нужно удивить. Зритель, привыкший к голливудским фильмам, к компьютерной графике. Вот и думайте, что для меня иллюзия!

Вы выступали на абсолютно различных площадках. Это и манеж цирка, и театр, и концертная сцена. Какой формат оказался наиболее близок вам?


Тут, смею предполагать, мой ответ будет краток. И скорее всего речь не о том, какой формат мне близок или нет, а о моем жанре. Как бы я не любил цирк, но в полной мере как иллюзионист я могу реализоваться на сцене.

Ваш образ напоминает рок-звезду. Помогает ли музыка вам в творчестве?


Музыка неотъемлемая часть моего творчества. Очень часто мои номера рождаются из музыки. Попробую пояснить. Есть трюк, есть образ, есть мизансцена. Всё вместе это уже номер. И начинаешь думать, как всё сложить воедино, чтобы получить этот самый номер. А при правильной музыке частички пазла складываются сами собой. Бывает, что у меня ещё ничего из этого, а только музыка, но я уже понимаю, каким в будущем будет мой характер исполнения, какой реквизит буду использовать и, соответственно, какой номер у меня получится. Что касается рок-звезды… (Улыбается.) Да действительно, мне близка рок-музыка. Хотя в плане моих музыкальных предпочтений я не ограничиваю себя только одним жанром или направлением, и мой вкус весьма разнообразен. Но сейчас не об этом. Так вот. Первоначально в своих номерах я использовал довольно тяжелую музыку. В какой-то момент понял, что можно что-то поменять. Одно дело мои вкусы, другое — восприятие зрителя. Что делать? Как не потерять себя? Нужно искать компромисс. И я его смог найти. Я очень люблю оркестровую музыку. На мой взгляд, оркестр — один из столпов классического цирка. И мое глубочайшее уважение тем циркам, где сохранился живой оркестр! Я сменил косуху на пиджак с пайетками. И, как ни странно, смог не потерять образ. А «вишенкой на торте» является музыкальное сопровождение. Я использую оркестровую аранжировку рок-композиций.

Вы участвуете во многих тв шоу на Первом канале, НТВ, ТНТ, СТС, ТВ-З. Можете поделиться каким-то особо запомнившимся моментом?


Я очень люблю телевидение. Есть в нем определенная магия. (Улыбается.) И в каждом проекте, в котором принимал участие, есть что-то, о чём можно рассказать. К примеру, «Званый ужин». В каждом выпуске принимают участие пять человек. Ходят в гости, оценивают кулинарные способности друг друга. Соответственно, пять съемочных дней. Отнялись мы в первом. Только познакомились, и на тебе — один из участников пропал. (Улыбается.) Конечно, одно дело мы, участники, ну пропал и пропал. Но есть же съёмочная группа, редакторы, для которых это работа. Такие сюрпризы им явно не на руку. В экстренном порядке пришлось менять героя. Была ещё такая программа «Любовь зла». Одна девушка, три парня и одно свидание с каждым из них. И выбор! Лирическое отступление — девушка выбрала меня. Но сейчас опять не об этом. (Улыбается.) Была сцена, где один из парней лепит пельмени на свидании с девушкой. Так вот парень так тупил, что эта сцена заняла неимоверно количество времени. Весь день. Съёмочная группа просто «вешалась» от всего происходящего. А вообще я всегда говорил, что съёмочная группа, особенно «технари» (звук, камеры) — святые люди. Терпеть все нестыковки и всех, кто на площадке многого стоит. Была ещё экстрасенсорная программа на Первом канале «Истина где-то рядом». Я участвовал в нескольких эпизодах, один из которых был посвящен Людмиле Гурченко. Снимался в доме, где она когда-то жила. Согласования на съёмку с жильцами не было. Представьте, живете вы спокойно, и вдруг какие то люди с камерами в вашем подъезде ходят туда-сюда, что-то спрашивают, снимают без объяснений. Вам бы это понравилось? Думаю, нет! Вот и им не нравилось. В итоге дело чуть не закончило вызовом полиции.

Среди других тв-шоу — «Школа экстрасенсов» на ТНТ. Приоткрывая завесу, вся ли программа построена на иллюзии?


Я уверен, этой теме можно посвятить отдельную статью. Для меня это был очень интересный опыт. Вначале состоялся кастинг, в нём приняли участие 2000 или 3000 человек, сейчас точно не скажу, но, в любом случае, цифры довольно внушительные. Кастинг прошло порядка 70 человек. Когда я проходил кастинг, редакторам честно сказал, мол, о наличии в моем роду ведьм не слышал, но искренне верю в удачу и интуицию. Я до сих пор не понимаю, как можно в течении жизни несколько раз выиграть джекпот в лотерею. Или все эти истории, когда происходит нечто и люди по каким-либо причинам не попадают на рейс, который в дальнейшем терпит крушение. Да и в целом много случаев, в которых удача или случай сильно повлияли на судьбу человека. На съёмках всё покрыто тайной. Вечером приходит сообщение, сбор там-то во столько-то. Потом автобус. Куда едем — не ясно. Привезли в особняк. Собрали всех в каком-то зале. Выйти нельзя. При возникновении любых вопросов нужно обращаться к редакторам. Началась съёмка. Выводили по одному в другое помещение, там стол с наставниками и много ширм. Суть задания в том, чтобы, видя человека, отгадать за какой из ширм находятся вещи, связанные с ним, и попробовать рассказать историю, что их связывает. Как выяснилось потом, испытание прошли только трое, в их числе ваш покорный слуга. Но и это не позволило остаться в проекте. Никак магия! (Улыбается.)

Ингвар, вы наполнены творчеством, новым видением себя, своих номеров и сцены. Вас вдохновляет жизнь или что-то другое?


Жизнь, смерть или что-то иное. (Улыбается.) У меня всегда возникает по этому поводу некий диссонанс. «Вдохновение» — какое замечательное и воздушное слово! И, по идее, на создание новых номеров, иллюзионов должны поощрять только положительные эмоции. Вдохновлять! Но нет же! Очень часто, по крайней мере, моё развитие двигают иные эмоции. Иными словами, вопреки и несмотря ни на что. Не оглядываясь назад, даже не смотря по сторонам. Только вперёд! В связи со всей историей с этой «короной» у меня была определённая пауза. Я пытался ответить себе на ряд вопросов. Но сейчас я опять «в строю». Уйма планов. Дальше будет ещё интересней!

Добавить комментарий