«Цирк сегодня развивается благодаря энтузиазму оставшихся профессиональных артистов»


Максим, вы с 1988 года работаете в цирке. Какие, на ваш взгляд, изменения произошли за 35 лет?

За 35 лет произошли существенные изменения в цирковом искусстве. Цирк стал больше похож на театральные спектакли с элементами цирка. Номера с животными стали менее профессиональными, на смену им пришла бутафория и всевозможные технические спецэффекты. Это, по моему мнению, вредоносно сказалось на цирке в целом.

Династия Запашных – Симадо – Масляновых прославилась в акробатике, эквилибристике, жонглировании и дрессуре. Чему вы научились у знаменитых родственников?

Наши династии всегда отличались большим трудолюбием и любовью к цирковому делу. От моих родственников мне передались эти качества — трудолюбие и любовь. И до сих пор я продолжаю изучать жанры и учиться у близких.

Вы начинали как жонглёр-дрессировщик на лошадях. Чем вас привлекли эти жанры и что в них самое интересное?

Жонглирование на лошадях — это один из самых трудных жанров циркового искусства. Здесь сочетаются наездничество и высокое мастерство жонглирования. 35 лет назад этим жанром владели выдающиеся артисты советского цирка: Леонид Ольхавиков, Сарват Бегбуди. Все артисты цирка хотели быть похожими на них. И я тоже мечтал об этом.

Жонглировать можно чем угодно. Каким самым необычным предметом приходилось жонглировать вам?

Одним из самых необычных предметов были теннисные ракетки.

У каждой лошади свой характер. Как вы искали подход к своим воспитанникам?

Лошади попадались разные. Среди них, как и среди людей, есть строптивые, а есть и меланхолики. Строптивых приходилось больше тренировать и гонять, чем меланхоликов.

Наверняка, с этими животными связано много необычных случаев.

Однажды, сидя на барьере, я кормил с руки своего коня, одновременно разговаривая. Забывшись в разговоре, почувствовал, что моя кисть находится в пасти у коня. Меня обдало холодным потом, так как я через мгновение мог остаться без кисти. Но конь не стал откусывать руку, он просто держал её в пасти, и я медленно вытащил её. Этот случай запомнил на всю жизнь. Мне было тогда 12 лет.

Во время выступлений животных в цирке обычно просят не включать фонарики, не фотографировать и не ходить по залу. Чего ещё боятся ваши питомцы и возможно ли побороть страх?

Всё правильно. Нельзя использовать все эти вещи во время выступления с животными. Побороть страх у животного не представляется возможным, так как это их рефлекс.

Для артиста много значат не только партнёры по номеру, но и по программе. С кем вам легче установить контакт — с людьми или животными?

Конечно, для артиста немаловажно, с кем ему приходится работать в программе. От этого зависит его выступление, потому что в хорошей команде всегда приятно работать. А найти общий язык, конечно же, легче с животными.

Вы получили высшее образование по специальности «Режиссура». Почему решили развиваться в этом направлении?

Это моё предназначение.

Один из первых созданных вами номеров — «Дрессированные кошки». Каково было с ними работать?

Номер с дрессированными кошками — моя дипломная работа. И так как я имел навыки работы с животными, с кошками мне работалось комфортно.

Больше пяти лет вы работаете с бурыми медведями. Чем вас покорили хищники?

Никогда не думал, что судьба сведёт меня с бурыми медведями, хотя в программах они очень часто работали. Взяв медвежат, я стал замечать за ними то, на что никогда не обращал внимание. Эти животные обладают невероятными способностями. И к тому же являются думающими животными. С ними мне очень интересно работать.

Насколько я понимаю, вы воспитываете медвежат с рождения. А когда понимаете, что они уже готовы выйти в манеж?

Уже в три месяца медвежата, умеющие выполнять какие-либо трюки, могут выходить на манеж.

А можно ли сказать, что у животных есть талант или всё, что они демонстрируют на манеже — это тренируемые навыки?

Конечно. У одних есть способность к чему-то конкретному, у других эти способности могут быть не так развиты. Например, стоять в стойке.

В 2006 году вы стали лауреатом национальной премии «Циркъ». Что дала вам эта награда?

Эта награда подняла мой профессиональный дух и укрепила уверенность.

Спустя три года вас наградили Почётным знаком «За заслуги в развитии российского цирка». Как вы думаете, благодаря чему цирк развивается сейчас, развивается ли он вообще и что делать, чтобы это происходило?

Цирк сегодня развивается благодаря энтузиазму оставшихся профессиональных артистов. А также благодаря людям, любящим цирковое искусство, тем, кто обучается в цирковых школах, занимается в народных самодеятельных кружках. А чтобы цирковое искусство развивалось, должна быть помощь на государственном уровне.

Добавить комментарий