Мария Наровская
«Когда осваиваю новые жанры, бросаюсь в омут по самую макушку»
Мария, вы родились в цирковой семье, и, наверняка, с детства знали, что будете работать на манеже. Но к какому жанру тянуло изначально и как пришли к тому, что есть сейчас?
Очень плохо помню детство до работы. В семь лет начала трудиться, не задумываясь ни над чем. Всё, что нравилось, я делала, всё, что делала — нравилось. К арбалету, метанию ножей со свободной цепи пришли как-то внезапно. Сначала арбалет хотели вставить в финал номера «Хлысты» — пару раз выстрелить. Мужа пришлось уговаривать, а потом просто привезти в магазин за арбалетами. И понеслось! Увлеклись, и через месяц получился полноценный номер. С ножами история похожая. В 2011 году готовились отметить День Победы. Конечно, обсуждали работу. У Саши было несколько ножей, топоры и небольшая мишень. Он планировал сделать что-то вроде экстрима для ресторанов. Я предложила: «А давай ты это всё в меня будешь кидать?». «Ты что, глупая что ли?», — ответил он. Уговаривала две недели. Стали репетировать, и через пять месяцев выпустили «Метание ножей». Свободная цепь в номер добавилась недавно, просто объединили два жанра. Сегодня, кажется, это делаем только мы.
Вы стали работать в цирке в семь лет. На ваш взгляд, это оптимальный возраст для первых шагов на манеже или всё же хотелось беззаботного детства?
Мое детство было супербеззаботным. Оно прошло на контрактах в Европе и Азии. Это были не только цирки, но и аквапарки, лунапарки. Всё это без ограничений — стоит ли говорить, что это значит для ребёнка! Работа была в удовольствие, да и изнуряющих репетиций не было.
Работу вы совмещали с учебой. Что оказалось в приоритете?
Училась я дистанционно, с мамой приезжала и сдавала экзамены. Одно другому не мешало. И необходимо было и то, и другое.
Жанры, в которых вы работали и работаете, — рейнское колесо, иллюзион с тиграми, хлысты, арбалет, метание ножей в балансе — весьма опасны. А как вы их осваиваете? Начинаете с малого или сразу бросаетесь в омут с головой?
Я думаю, редко какой жанр в цирке не опасен. Каждый по-своему. Можно и на мыльных пузырях поскользнуться и переломать ноги. (Улыбается.) Также, например, в воздухе рассчитываешь не только на себя, но и на партнёра или ассистента. Был случай, когда работала корд-де-парель, и новый ассистент крутил меня весь номер в противоположную сторону. Неприятно было. Когда осваиваю новые жанры, бросаюсь в омут по самую макушку. Мы быстро загораемся и сразу стремимся воплотить задуманное.
Муж Александр Наровский, с которым вы работаете вместе, старше вас на 20 лет. В семье и на работе он лидер или вы обсуждаете все вопросы и приходите к общему знаменателю?
Прочитала Саше ваш вопрос, он долго смеялся и обозвал меня «Сталиным в юбке». (Смеется.) Ну а если серьёзно, то всё, конечно, обсуждается, находится общее решение и компромисс. Но мы мыслим одинаково, поэтому в основном приходим к единому мнению сразу.
Вы с Александром часто бываете на гастролях за границей. Удаётся ли погрузиться в культуру разных стран? Что вас особенно впечатлило?
На гастроли в разные страны мы ездили ещё до знакомства раздельно. Вместе были в Китае и Египте. Конечно, всегда хотелось увидеть и оставить в памяти по максимуму. В европейских цирках работали каждый день по два представления, особо не погуляешь, но на выходных отрывались. У меня с подружкой одно время была традиция: приезжать в новый город и обходить его пешком. Что и говорить, каждая страна прекрасна по-своему, везде свои прелести, своё очарование местного колорита.
Как я понимаю, реквизит вы перевозите самостоятельно. Как объясняете сотрудникам аэропорта, зачем вам столько ножей и других необычных предметов, так нужных для номера?
С арбалетом ещё пока не летали, но знаю, что это не проблема. Объясняли, как есть. На руках контракт и фото, конечно. Также есть сертификат, что реквизит не является оружием. Один раз, очень давно, была проблема с трансформацией, пришлось отпарывать грузики, потому что сотрудники таможенной службы не могли понять, зачем вшивать в платья куски металла.
Одно время вы работали и на корабле. Легко было привыкнуть к этой площадке?
На кораблях мы с Сашей работали раздельно, в разное время, до знакомства. Мне это тяжело далось, штормило часто. Тогда работала рейнское колесо, и во время шторма пол просто уходил из-под ног, площадка была небольшая, над зрителями. Долго привыкала. У Александра в основном позитивные воспоминания. Он там работал проволоку и хлысты, их штормило редко. (Улыбается.)
Не секрет, что цирк интересен риском. В чём приходится преодолевать себя и часто ли приходится подвергать себя опасности, чтобы удивить зрителя?
В чём-то сильно преодолевать себя не приходится, нам всё это нравится. Интересные эмоции испытываешь, когда в первый раз встаешь к мишени, над головой у тебя яблоко, а в тебя целятся из арбалета. Но это только в первый раз. Преодолевать себя, по сути, приходится только в одном: не есть вкусняшки по ночам. (Смеётся.)
Творческие люди, как правило, увлечены и уходят в работу с головой. Забираете ли вы цирк домой или стараетесь разграничивать карьеру и быт?
Разграничивать даже не думали. Всё-таки мы не только коллеги, но и партнёры. Так что получается, цирка дома даже больше.
Вашему сыну Егору уже 13 лет. Как вам дался декрет? Не скучно ли было в этот период без экстрима?
Декрет дался не очень легко. Через месяц понадобилось экстренно выйти на работу. Тогда были не экстремальные жанры, времени на подготовку не было. В связи с этим парализовало спину, пришлось долго восстанавливаться. Пришлось на полгода стать просто женой и мамой, в этом есть своя прелесть. (Улыбается.)
Выступали ли вы перед сыном? Какой была его реакция?
Ну, конечно же! Он всегда с нами. Совсем маленький не понимал, чуть постарше сидел в коляске, тыкал пальчиком, лепетал: «Мама, папа».
Цирковые артисты часто наблюдают друг за другом на манеже. А доводилось ли вам видеть номера с метанием ножей?
В России это редкие жанры, часто их не увидишь. Вживую видели только один номер с арбалетами, нам понравилось! Всё остальное видели в интернете. Что-то нравится, что-то не очень, какие-то выводы делаем. В общем, на коллег всегда приятно смотреть.
Поделитесь, что самое важное в работе и жизни друг с другом.
Самое важное, наверное, это доверие. Уважение, любовь, взаимопонимание. Мы смотрим в одну сторону. Не представляю, как без этого можно вместе работать и жить.