«На языке мира»

Детский фестиваль со взрослым размахом


С 8 по 10 декабря Тула стала местом притяжения именитых цирковых деятелей, юных артистов и поклонников циркового искусства. В тульский цирк съехались люди, без преувеличения, из разных точек земного шара, а всё потому, что в «пряничном» городе состоялся III Международный детский и молодёжный цирковой фестиваль «На языке мира».

В оружейной столице конкурс юных талантов прошёл впервые. Два предыдущих года площадкой для смотра был тверской цирк. На пресс-конференции сообщили, что теперь Тула будет ежегодно принимать мероприятие в своих стенах.

В этом году из 500 заявок было отобрано 17 лучших номеров из России, Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана, Монголии, Вьетнама, Аргентины и других стран. Организаторы фестиваля — Росгосцирк и Министерство культуры РФ — устроили не просто детский и молодёжный фестиваль, а грандиозный праздник цирка с привлечением специальных гостей — известных мастеров арены и эстрадных артистов.

Уже традиционно постановщиками фестиваля стали заслуженная артистка России, главный режиссёр компании «Росгосцирк» Елена Петрикова и заслуженный артист России Гия Эрадзе.

В жюри вошли яркие представители цирковой индустрии: всемирно известный клоун из Италии Дэвид Ларибле, генеральный директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный, заслуженная артистка РСФСР, советская артистка цирка Ирина Шестуа, главный режиссёр ереванского цирка Наира Петросян, директор ГУЦЭИ Елена Шевченко, директор луганского цирка Дмитрий Касьян, Елена Петрикова, Гия Эрадзе и другие.

На пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, спикеры единодушно оценили это событие как уникальную проекцию циркового будущего в ближайшее десятилетие! Запашный отметил большой интерес к цирковому искусству у молодого поколения: «В цирковом училище имени Румянцева (Карандаша) конкурс — семь человек на место! И это прекрасно, ведь цирк приучает детей к культуре, трудолюбию, убирает их с улицы. Да, не все дети, которые поступят в цирковые училища, станут в итоге профессиональными артистами, но все они точно станут культурными людьми».

Специальные гости приготовили много впечатляющих сюрпризов для зрителей. Театр-студия «Непоседы» в прологе показал номер, в котором участники отдали дань уважения легендарным советским клоунам — в одном манеже встретились Юрий Никулин и Чарли Чаплин, Олег Попов и Карандаш, клоун Андрюша и Вячеслав Полунин. Для большего сходства «Непоседам» создали точные копии костюмов великих артистов. В прологе состоялась премьера песни «Вот это цирк». Уверена, что композиция с запоминающимся текстом и лёгким весёлым ритмом быстро уйдёт в народ. «Мальвина и Пьеро» в исполнении гимнастов на ремнях Альбины Сабировой и Антона Дубиненко привнесли сказочную атмосферу в напряжённые конкурсные дни. Покорила тульского зрителя высшая школа верховой езды в темпераментной «Цыганской любви» Юрия Володченкова и Александры Асуевой, которая завоевала «Серебряного идола-2017» и золото на XVIII Международном фестивале во Франции. Цыганскую тему продолжила шумная медвежья свадьба под предводительством дрессировщиков Алексея и Екатерины Плотниковых. Неподражаемые медведи, которые за несколько минут успели сделать огромное количество трюков, съесть внушительную порцию лакомства и даже покататься верхом на лошади, шикарный фаэтон, хореография, в лучших цыганских традициях и великолепные костюмы запомнятся гостям фестиваля надолго. Эпилог украсили студенты Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Под руководством Гии Эрадзе они подготовили «шаривари». Это сборный номер, состоящий из разных жанров: клоунада, жонглирование, акробатика. Особую трогательность всему действию придал гимн фестиваля «На языке мира» и костюмы студентов с изображениями советских афиш.

За хореографию праздника отвечал балет шоу «5 континентов» Росгосцирка и «Королевского цирка Гии Эрадзе», как всегда, артисты своим профессионализмом и фееричным обликом могли бы затмить любое западное шоу.

Ведущими фестиваля стал клоунский дуэт «Долли и Домино», заслуженные артисты России Лада и Александр Сарнацкие. Их разноцветные костюмы и образ шкодливых весельчаков как нельзя лучше подошли к такому событию.

Несмотря на то, что конкурсантам — от 8 до 18 лет, многие работали на уровне взрослых, профессиональных артистов цирка. Безусловно, все 17 номеров достойны внимания, но я позволю себе рассказать о тех, которые видела вживую, и они удивили, восхитили, оставили след в памяти.

В программе участвовали не только сольные артисты и дуэты, но и большие коллективы. Сегодня на представлениях это нечастое явление, поэтому особенно приятно видеть юных артистов, значит данное направление интересно, оно живёт и развивается.

Акробаты-вольтижёры из Нижнего Тагила под руководством Марины и Ивана Гуниных запомнились слаженностью и старательностью, а ещё было заметно, насколько бережно парни относятся к своим младшим партнёршам. Во время исполнения совместных элементов их лица становились по-взрослому сосредоточенными, а каждое движение — ещё более осторожным. Девочки наоборот, не забывали об актёрской составляющей: сальто, колесо, прыжки, перешагивание на высоте из рук в руки партнёров старались сопровождать улыбкой. А ещё у ребят прекрасная осанка, и хотя для цирковых это естественно, всегда приятно видеть статные фигуры.

Велофигуристы на моноциклах из Республики Беларусь под руководством Татьяны Абель выступили с очень интересным, разноплановым номером, в котором водили хороводы, делали различные синхронные перестроения, играли в «ручеёк», жонглировали, а одна из участниц выполняла акробатические трюки на «русской палке», которую два её партнера держали на своих плечах, всё время находясь в движении на моноциклах.

В сказочную атмосферу погрузил групповой антипод под руководством Ирины Михайловой — «Зима». Очаровательные конкурсантки из Пскова работали под одноимённую советскую песню Эдуарда Хиля. Номер получился не просто динамичным и весёлым, но и патриотичным. К советской песне добавились стилизованные под гжель костюмы и реквизит. Качество исполнения и артистизм, на мой взгляд, тоже были отменными. «Эмоции переполняют меня до сих пор,— поделилась Ирина Михайлова. — Мы были на многих цирковых фестивалях, но с такой, по-настоящему слаженной, профессиональной работой всех служб не сталкивались нигде. А ещё хочется отметить душевную, добрую атмосферу, которую создали для нас замечательные ведущие — клоунский дуэт Лады и Александра Сарнацких и режиссёры фестиваля Гия Эрадзе и Елена Петрекова».

«Каучук» артисток из Монголии под руководством Чинбаатар Урангу понравился не только высоким уровнем исполнения, превосходной гибкостью девушек, но и костюмами в радужных оттенках. Яркие краски всегда ассоциируются с цирком и праздником, а на детских фестивалях они особенно гармонично смотрятся.

Говоря про сольные и дуэтные номера, первой хочется отметить самую младшую участницу, представительницу Вьетнама — Та Лам Нхи. Эта очаровательная малышка показала отличное владение хула-хупами и не только в манеже, но и в воздухе. Её умение подавать свой номер и себя как исполнительницу позволяет отметить, что, несмотря на юный возраст, она уже практически готовый артист!

Самым романтичным стал номер Алисы Вардосанидзе из Электростали — «Аморэ». Девушка привела зал в восторг сложной и филигранной работой на корд-де-парели. Режиссёра фестиваля талант Алисы тоже не оставил равнодушной. Елена разместила видео с репетиции и поделилась впечатлениями на своей странице ВКонтакте: «Какая умничка! Мой изначальный жанр — корд-де-парель. Как приятно смотреть на таких молодых, но уже мастеров! Неимоверный восторг!». Скоро талантливую Алису Вардосанидзе увидят во всех цирках России, а возможно и мира. Елена Петрикова вручила начинающей артистке специальный приз — приглашение на работу в Российскую государственную цирковую компанию.

Фестиваль показал большую заинтересованность «воздухом» у будущих артистов. Номеров под куполом было много и в каждом из них что-то запоминающееся. Если Алиса рассказала красивую историю любви под лирическую композицию, в тёмно-синем костюме, богато декорированном стразами, то дуэт гимнастов на ремнях «Мы» из Урая под руководством Оксаны Ждановой — это ребята в джинсах из шумного мегаполиса, которые просто радуются жизни и демонстрируют молодёжный задор посредством любимого жанра.

В течение двух конкурсных дней перед глазами зрителей и судей предстал настоящий калейдоскоп цирковых номеров: гимнастка на корд-де-парели, акробаты на дорожке, диаболист, гимнастка на полотнах, групповой антипод, гимнаст на римских кольцах, велофигуристы, гимнасты на ремнях, акробаты-вольтижёры, эквилибр на катушках, игра с хула-хупами, эквилибр с луком в кольце и др. Список внушителен даже для взрослых, состоявшихся артистов, а для детей тем более. Единственное, чего не хватило — клоунады, иллюзии и дрессуры. Возможно, эти жанры не были представлены в силу того, что они сейчас менее популярны и востребованы среди детей и молодёжи, чем акробатика и воздушная гимнастика.

Перед жюри стояла очень сложная задача: оставаясь объективными оценивать как можно деликатнее, ведь юные сердца так страшно огорчить… Они с этим справились достойно, отметив талант и старание каждого. Ну а кому же достались главные награды?

Гран-при:

‒ «Эквилибр с хула-хупами» в исполнении Таисии Демидовой, (Казахстан).

Золото:

‒ дуэт «Мы», гимнасты на ремнях под руководством Оксаны Ждановой (г. Урай, Россия),

‒ «Легенда о Мулан», Полина Балагур, эквилибр (г. Санкт-Петербург, Россия),

‒ «Аморэ», Алиса Вардосанидзе, гимнастка на корд-де-парели (г. Электросталь, Россия).

Серебро:

‒ каучук под руководством Чинбаатар Урангу (Монголия),

‒ групповой антипод «Зима» под руководством Ирины Михайловой (г. Псков, Россия),

‒ Есуман Назарова, гимнастка на полотнах (Таджикистан).

Бронза

‒ Алия Харитонова, гимнастка в кольце (ДНР, Россия),

‒ «Надежда», Софья Гайденко, гимнастка в кольце (г. Ростов-на-Дону, Россия),

‒ «Римские кольца», Михаил Гайданка, гимнаст на римских кольцах (г. Нижний Новгород, Россия),

‒ акробаты-вольтижёры под руководством Ивана Гунина (г. Нижний Тагил, Россия).

Расскажу ещё об одной, как мне кажется, самой главной награде, которой удостоились все участники и организаторы. На гала-шоу за мной сидели две зрительницы и достаточно громко и очень восторженно обсуждали происходящее на манеже. Сначала меня это немного коробило, но потом услышала одну фразу и поняла, что вот он — самый важный гран-при, который я непременно должна отобразить в своей статье, чтобы каждый причастный к событию его получил. Женщины несколько раз за три часа искренне сказали: «Мы были много раз на представлениях, но такого цирка не видели!» Это и есть главное доказательство того, что мы все говорим на одном цирковом языке, на языке искусства, творчества и мира!

Добавить комментарий