«Мне кажется, я интересен цирковому миру, потому что никогда не стою на месте»


Олег, почему вы обратились к жанру «штейн-трапе», которым никто долгие годы не занимался? Что вас привлекло?

Вызвало интерес, скорее всего, то, что это, как говорили, самый сложный жанр в цирке. Это действительно оказалось очень непросто, но я люблю преодолевать трудности, так что решил попробовать. И когда в цирковом училище предложили начать репетировать, долго не думал. Первый раз встал на штейн-трапе стоечку ещё держась ножками еле-еле, но так это увлекло, что понял — моё. И остаётся моим долгие-долгие годы. Это счастье — заниматься в любимом месте любимым делом.

Я считаю, артисты должны выбирать жанр по душе, а если к ней добавить действие, получается хороший продукт. Когда только начинал, штейн-трапе работали несколько артистов, но жанр умирал. Знаете, как динозавры вымирают. Потому что он действительно очень сложный, ответственный и весьма опасный.

Когда стал работать в этом жанре, он начал привлекать молодёжь. Молодые артисты звонили, спрашивали совета. Не отказываю, потому что, когда ты умеешь всё делать сам, включая реквизит, нужно передавать, подсказывать, помогать. Хотя я многому учился сам.

Одно время вы работали с режиссёром Владленом Ивановичем Левшиным. Как помогло профессиональное взаимодействие с ним в развитии творческой карьеры?

В 1995 году, работая в программе шапито в Крыму, я познакомился с Язловскими артистами, которые рассказывали о необыкновенной школе Владлена Ивановича Левшина. Попасть туда было довольно сложно, к нему стояла очередь из артистов. Он находил самородков и делал великолепных артистов. Я для него стал своеобразным экспериментом. У него никогда не было штейн-трапе, в основном он выпускал воздушных гимнастов. И у нас получилось благодаря его настойчивости и моему упорству.

Тогда мне было очень тяжело. Мы вставали рано. Хореографический класс, ОФП, растяжка, потом перерыв и ещё одно занятие по ОФП. Также каждый занимался своим жанром. Когда приходил в гостиницу при ростовском цирке, на автомате доходил до кухни, что-то съедал, валился в кровать и спал без задних ног. И так два года, пять дней в неделю.

На втором году понял, что срываюсь. Появилось желание собрать вещи и уехать. Я сказал об этом Левшину, но он как-то убедил меня остаться.

Хочу сказать, его школа, его отношение к артистам, особенно молодым, стоят многого. Например, выслушивание, в частности от меня, истерических криков: «Я устал уже сидеть на репетиционном. Хочу работать. Я — артист!». Понимаете? И всё-таки судьба оказалась благосклонна. Терпение Владлена Ивановича создало шедевр. В 1997 году был выпущен номер «Голгофа» с потрясающей пластикой, балетмейстером стала Алла Тим, великолепной музыкой, которую написал композитор Игорь Левин, трюками.

Школа Левшина оставалась номером один. К сожалению, сейчас она закрыта, и тот продукт, который выпускали раньше, теперь не выпускают. Но стержень, который Левшин даёт артистам — на многие годы. Ведь это в первую очередь работа над собой, как над телом, так и над головой. Я очень благодарен и судьбе, и Владлену Ивановичу, что прошёл эту школу и выпустился из неё достойно.

Вас пригласили в Московский цирк Никулина на Цветном бульваре для участия в программе Мстислава Запашного «Триумф XXI века», где продемонстрировали уникальный трюк — стойку на зубнике с вращением. Как пришла идея? Модернизировался ли элемент впоследствии?

В 2001 году, летом, я выпустил зубник на штейн-трапе. Это был очень сложный трюк. Когда-то давно его пытались сделать в цирковом училище, но не смогли. Я слышал про этот трюк, но никогда его не видел. Более того, вообще не представлял, как можно стоять на зубах на штейн-трапе. Нереально, но это так впечатлило! Может, мне специально рассказали эту историю, видя, что меня всегда прорывает на что-то новое? И я стал репетировать зубник на штейн-трапе. Но одно дело, когда зубник тебе показывают, подсказывают элементы, например, как держать баланс. Другое — когда ты всё делаешь сам. Помню, как искал угол наклона зубника, как у меня болела шея. Я еду не жевал, а глотал. Болели челюсть, зубы. Довольно жёсткий период моей жизни. Но летом в Воронеже выпустил трюк. Тогда он был на двух тросах, трапеция спускалась, и я финалил номер.

Потом пришла идея делать более эффектный элемент — этот же трюк в крутке на одном тросе, что тоже очень сложно, потому что в системе косынки, когда два троса соединяются в один, баланс нереально сложный. На репетиции у меня ушло два года.

Однажды в кисловодский цирк приехал заместитель генерального директора цирка Никулина на Цветном бульваре, увидел мой номер, и я был приглашён в программу «Триумф XXI века». Здесь впервые показал этот трюк в крутке. Поначалу он был сыроват, но я почистил и усилил трюк. После этого меня номинировали на национальную премию «Цирк». В 2002 году получил от министерства культуры почётную грамоту за многолетний плодотворный труд, успехи в области культуры и искусства.

Работая на Цветном, придумал перецепку в воздухе. Два троса, не спускаясь вниз, я перестёгивал, закручивался, выходил в зубы и спускался.

Что заставляет вас совершенствовать и без того сложные трюки?

Я работал не только в России, но и за границей, где чувствовал пристальное внимание зарубежных артистов, для них было неожиданным сочетание зубника, пластики, истории, музыки. Хотелось чего-то нового. И я понял, что буду пробовать зубник по кругу. Впервые попытался в Санкт-Петербурге — увы и ах. Помню, сколько уходило времени! Есть время на основную репетицию, чистку трюков, поддержку тонуса. Когда репетирую, оставляю время на оттачивание новых трюков. Всегда искал что-то интересное, что будет хватать зрителя за живое. Пришла идея сделать зубник по кругу, на одном тросе, что невероятно сложно. И у меня, честно скажу, первый раз не получилось. Забросил. С 2014 по 2018 годы периодически возвращался к трюку, но он у меня не шёл. А когда ты упор делаешь на определённом трюке, то основные трюки остаются без внимания. Возникает дисбаланс. Это меня очень пугало, и я подумал: «Значит не судьба».

Когда номер создан, отработаны трюки, репетиции очень нужны. Как я репетирую? Подвешиваю трапецию и начинаю гонять по комбинациям: первая, вторая, третья, четвёртая. По несколько раз, чтобы настолько было всё идеально, чётко, красиво, чтобы баланс был мягкий, и зрители думали: «Боже мой, как это легко!». Это и заставляет совершенствоваться каждый день.

Сколько приходится репетировать, чтобы создать уникальный номер?

На зубник на двух тросах я потратил два года. Затем пришла идея сделать элемент эффектнее — в крутке. Можно подумать, что это легче — ничего подобного. Ты должен сохранять баланс, не шевелить руками и ногами, а вдобавок держать упор на зубах, что весьма сложно. Уточню, зубник представляет собой железную пластину, перетянутую кожей, внизу — маленький упор, чтобы в случае чего не проглотить зубник.

У меня были ситуации, когда слетал с трюка, даже на Цветном в программе «Акварель». Пару раз коллеги хватались за сердце. Я очень много лет работал с лонжей, и когда падал, она меня спасала. На Цветном бульваре потихоньку, на отдельных элементах, стал снимать лонжу. В 2003 году полетел на гастроли в Южную Корею. Здесь стал репетировать новый трюк. Лонжа мне мешала, стал репетировать внизу без неё. Но я же воздушный гимнаст. Трюк должен демонстрироваться на высоте, и понимаю, что мне придётся его делать без лонжи. Выпустил трюк. В Южной Корее случился сильный завал, благо высота была небольшой. Я упал на спину, повезло, можно сказать. Удар был такой, что стал задыхаться во время представления. Все испугались. Публика притихла, музыку выключили. Но постоял, отдышался и продолжил работу. Конечно, на следующий день всё адски болело, но работа есть работа.

А в 2014 году решил полностью убрать лонжу со всех трюков. Было очень страшно, но это такой драйв. Вроде как когда едешь на машине и начинаешь давить на газ. Единственное, когда стою на руках, у меня есть петля для успокоения. Но в 2016 году я делал трюк «Мексиканка» в Санкт-Петербурге, произошёл завал на репетиции, и петелька сломала мне кисть. Полтора месяца ходил с гипсом. Переживал ужасно. Думал: «Неужто всё? Неужели из-за этого моя карьера может закончиться?». Но цирковые старики говорили: «В случае травмы берите тазик с горячей водой и стирайте вещи с мылом». И вот так я разрабатывал кисть, чтобы она снова стала гнуться.

Когда пришла идея делать зубник по кругу, и у меня не получалось, поступило предложение сняться в телепроекте American Got Talent. Для артистов это, знаете, как чудо чудесное, когда приглашают на серьёзный и дорогой проект. Выигрыш составлял миллион долларов. Я тогда понял: хочу победить. И снова решил репетировать зубник по кругу. Не знаю почему — сошлись ли звёзды, решил преодолевать трудности, появилась жажда выигрыша, но на репетиции с первого выхода почувствовал баланс. Потихоньку начал привыкать к трюку. Появилась уверенность, что я это сделаю. Каждый день репетировал, ради трюка отменял выходные. Преодолел страх. Через три месяца выпустил в Киеве. Это было триумфально! Многие оценили работу. Я получал комплименты и даже своё первое золото на международном цирковом фестивале «Золотой трюк Кобзова». Мой трюк оценивало жюри из Монте-Карло, разных зарубежных стран.

Вас пригласили в American Got Talent. Расскажите, пожалуйста, об участии в этом шоу.

В 2018 году еду на American Got Talent. Прохожу первый тур успешно. Зал я разорвал, хотя тогда даже ещё не показал зубник по кругу, оставил его на десерт. Пригласили на второй тур. Продюсеры выбрали сроки, спросили, когда могу участвовать. У меня параллельно был заключён контракт с Кристианом Криштафом, известным цирковым продюсером, который был в жюри на фестивале в Монте-Карло. Он меня и номинировал на золото в конкурсе «Золотой трюк Кобзола». Приехал в Будапешт на проект Кристиана Криштафа, начал репетировать, и вдруг звонок из Лос-Анджелеса. Спрашивают: «Вы можете в другие даты?». Говорю: «Извините, но я действующий цирковой артист, у меня заключён договор, так что не смогу». Те даты, которые назначил сам, были свободные для второго тура проекта.

В первом туре съёмки проходили практически весь день. Снимали разные ситуации, вплоть до того, где я сидел грустный или весёлый. Они заранее готовили разные съёмочные моменты. Мне тогда сказали: «Если вы не приедете, то мы смонтируем так, что как будто вы проиграли». А я не люблю проигрывать и другим не советую. (Смеётся.) В общем, я сказал: «Нет, не хочу проигрывать. Сделайте тогда, пожалуйста, так, что меня как будто бы вообще не было на вашем проекте». Они были очень удивлены, звонили мне несколько дней подряд, постоянно спрашивая, уверен ли я в своём решении. Но поскольку я уже поставил финальную точку в проекте, они действительно удалили все видео. Однако интернет всё помнит (Смеётся.). Но от American Got Talent я в первую очередь получил трюк, к зубнику по кругу я шёл не один год и, наконец, его сделал.

Также вы выступали в «Буглионе» в Париже на фестивале «Цирк завтрашнего дня». Какие впечатления и воспоминания сохранились?

Это было в 2004 году. Тогда от Росгосцирка на фестивале, кроме переводчицы, никого не было. Я прошёл хорошо, порвал Париж, но из-за неопытности вышла небольшая неувязка: не вышел в эпилог и был отстранён от действий. Но в любом случае я показал трюк в Париже, причём без лонжи. Тогда ко мне подбегали, говорили комплименты. Ну а после был великолепный тур по Франции.

Америка, Швейцария, Малайзия, Австралия — где вы только не гастролировали! Работать за границей сложнее?

Вы знаете, русского артиста всегда пытаются в чём-то ущемить, но я никогда не давал себя в обиду. Мог собрать чемоданы, реквизит и улететь. Были и хорошие контракты, хорошая работа.

В 2020 году, перед пандемией, сольно работал в Circus Due Soleil в шоу «Стратосфера» в Австралии. Это был триумф! Начиналось так. В 2016 году сотрудничал с молодым начинающим режиссёром Дмитрием Черновым. Мы создавали номер. Была написана музыка, пошит костюм, выстроен мой образ. Я ему очень благодарен за это. Как-то он позвонил: «Олег, у номера, как у корабля, должно быть название. У меня предложение — «Легенда». Долго отказывался, это же так пафосно. И тогда он сказал: «То, чего ты добился в цирковом жанре, уже легендарно». Через некоторое время я попросил его отправить моё резюме в Circus Due Soleil. А на следующий день мне уже предложили собрать чемодан. Многие артисты годами в очереди стоят, а я прошёл, можно сказать, по щелчку. Это здорово!

Как вы попали в цирк на Цветном?

Каждый артист с юности мечтает работать в престижном месте. В нашей стране площадка номер один — цирк Никулина, где выпускаются великолепные номера с отличнейшим трюковым багажом. Мне удалось поработать здесь, на многих других цирковых площадках.

Хотел бы немножко перенестись в прошлое. В 2008 году я решил уйти из Росгосцирка, потому что не хватало кислорода. Меня зажимали со всех сторон, хотя я не понимал, почему. Единственное, стоит отдать должное Мстиславу Запашному, на тот момент генеральному директору компании. Он не хотел, чтобы я увольнялся. Но я перешёл на Цветной и не жалею об этом. Всё, что тебе предназначено — препятствия, бонусы — догонит тебя. Я счастлив, что являюсь артистом цирка Никулина. Это звучит гордо! И где бы я ни выступал, не работал, всегда говорю, что я — артист цирка Никулина. И фестиваль «Артист», который проходит здесь, был для меня волнительным, хотя я уже стреляный воробей. До фестиваля у меня уже было четыре золота, два серебра. Мне доверили представлять цирк, в котором работаю, и для меня это было очень важно. Слава богу, показался достойно, наступал на пятки многим призёрам. Но звёзды не сложились, пятое золото я не получил. Надеюсь, получу его на фестивале в Монте-Карло, о котором мечтаю уже не первый год. На Цветном же получил серебро и тоже им горжусь. Получить такую награду при огромном выборе шикарных, разноплановых артистов ценно.

Очень благодарен Евгению Шевцову и Ольге Полтарак, которые подготовили номер «Эскиз» для программы «Акварель». Я первый раз работал весь номер с балетом. Мне нужно было раскрыть образ в «Эскизе». Спросил у Ольги: «Скажите, пожалуйста, как мне играть эту роль?». Всегда, когда работаю постановки, должен знать, кто я, проживать роль. «Ты знаешь, Олег, тебя рисуют. Не получается. Комкают, выбрасывают в корзину. И снова рисуют», — ответила она. Я тогда посмеялся: прямо как моя жизнь. Постоянная борьба за лучшее место под софитами.

Как думаете, почему вы так интересны цирковому миру?

Мне кажется потому, что никогда не стоял на месте. Помимо подготовки трюков, их изменения, всегда модернизировал свой номер. А ещё очень люблю постановки в своём номере. За время работы у меня было около пяти или шести режиссёрских идей и воплощений. Работаешь, работаешь, одна и та же музыка, костюмы — появляется монотонность, то, чего так не люблю в жизни и работе. С помощью приглашённых режиссёров, композиторов мы меняли номера. И это настолько оживляет! Считаю, что каждый уважающий себя артист должен периодически менять постановки, номера, образы.

Раскроете свои творческие планы?

Я всегда мечтал создать своё шоу. В первую очередь это творческий порыв, потенциал. Это завораживает. Я никогда не преследовал финансовые интересы. Всегда сам делал реквизит, нанимал режиссёра, композитора. Когда ты в это вкладываешь, номер становится вкусным. Тебя приглашают в хорошие проекты, где ты зарабатываешь. Это здоровый процесс.

Когда взял проект «Звёздный круиз» в плачевном состоянии, где работала моя дочка, подумал: «Вот же возможность проявить себя как продюсер, художественный руководитель». Взялся за проект, буквально жил им, ночевал в цирке, и от этого получил огромнейший опыт. Уже в третьем городе после чистки номеров был заметен прогресс. Когда работал над образами клоунов-инопланетян, сначала никто не понимал задумки. Но уже в Курске ребят стали хвалить, и для меня это было маслицем: всё получилось.

Для меня счастье, что я встретился с артистами, программой. В проект были вложены и финансы, и энергия. Но коллектив в итоге развалился. Конечно, сейчас есть финансовые трудности, которые затронули меня и выбивают из колеи как артиста. Как ни крути, артист — натура тонкая. Но я иду вперёд. И до сих пор мечтаю создать свой проект.

Почему я пришёл к продюсированию? Вот ты достиг определённой планки в номере, уже и не знаешь, какой трюк можно сделать, чтобы удивить. Саморазвитие, самодостаточность и самоудовлетворение от того, что тебя хорошо знают и в России, и за границей, в цирковом мире. И тогда думаешь: а что дальше? Становится скучно и хочется развиваться в другом направлении. Я выбрал продюсирование. Планирую делать шоу. Мне это нравится. Надеюсь, зритель его увидит на многих цирковых площадках мира.

1 комментарий для “Олег Спигин

Добавить комментарий