Роман Новак

«Студенты не дают нам, преподавателям, расхолаживаться»  

Роман Григорьевич, вы артист цирка, режиссёр, художественный руководитель и преподаватель ГУЦЭИ. Расскажите о вашем цирковом пути. С какого жанра вы начинали?

В цирк я пришел вслед за старшим братом Аркадием, когда мне исполнилось 14 лет. В это время отец, Григорий Ирмович Новак, задумал создать необычный аттракцион, который сочетал бы в себе многие цирковые жанры: атлетику, акробатику, эквилибристику, жонглирование. Конечно, отцу пришлось приложить множество усилий, чтобы аттракцион «Атлетическая поэма» появился в прокате Союзгосцирка. И тогда, и сегодня подобного аттракциона не было и нет, так как такие масштабные произведения можно было делать и задумывать только при поддержке государства. Что касается меня, то мне были интересны все жанры и даже клоунада.

В России Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша) является единственным цирковым училищем. Есть ли подобные учебные заведения зарубежом?

Попытка создать учебное заведение такого рода была предпринята в 1847 году при Петербургском театральном училище. Был образован специальный класс, где обучали цирковому искусству, преимущественно наездничеству. В 1927 г. были созданы Курсы циркового искусства (КЦИ) с трехлетним сроком обучения. Так возникла система государственного профессионального воспитания молодого циркового артиста, который получил возможность приобщения к знаниям, к высотам культуры.

Педагоги училища помогали создавать цирковые школы в Монголии, Венгрии, Болгарии, Германии, Вьетнаме, Лаосе. На Кубе цирковая школа носит имя её создателя Ю. Мандыча. Педагоги ГУЦЭИ преподают во Франции, Италии, Канаде, поэтому во многих зарубежных школах до сих пор используются методические приемы советской цирковой школы. Однако все эти школы существуют или за счет пожертвований или за счет своих студентов. Кроме того, там основной упор делается на освоение конкретной специальности (гимнаст, акробат, жонглер и прочее).

В цирковом училище работают сильные педагоги. Вы стараетесь поддерживать постоянный педагогический состав?

В ГУЦЭИ преподают выдающиеся педагоги-режиссеры, новаторы циркового искусства, изобретатели цирковой  аппаратуры, обогатившие новыми творческими идеями не только отечественный цирк, но и мировое цирковое сообщество. Многие из них были выпускниками училища — Ю. Мандыч, Н. Степанов, С. Морозов, Н. Бауман, С. Каштелян, Ф. Земцев, Н. А. и В. Н. Кисс.

Из ГУЦЭИ вышли будущие «звезды» отечественного цирка О. Попов, Л. Енгибаров, Ю. Куклачев, А. Николаев, Л. Костюк, О. Лозовик, В. Шемшур, Е. Майхровский, отец и сын Головко, В. Гнеушев и многие другие. За долгие годы в училище сложился прекрасный профессиональный коллектив, и, конечно, администрация прикладывает все усилия, чтобы не только его сохранить, но и привлечь молодых преподавателей. Этому способствует и то, что наши выпускники теперь получают две квалификации — «артист цирка/эстрады» и «преподаватель». Это значительно расширяет возможности выпускников, которые сразу после выпускных экзаменов могут начать преподавать.

Студенты ГУЦЭИ осваивают абсолютно все жанры. Так было всегда? Почему у вас нет факультетов?

Учебный план составлен таким образом, чтобы на первом курсе выявить индивидуальные способности каждого. Именно поэтому студенты занимаются по пяти основным жанрам: акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибристика (ручная) и эквилибр на проволоке. И только после освоения на первом курсе основ этих жанров, на втором курсе распределяются по жанрам (специальностям).

Вам нравится работать со студентами?

Я люблю работать со студентами. Веду «Методику преподавания цирковых жанров». На наших уроках иногда протекают бурные дискуссии о цирковом искусстве, о месте циркового искусства в ряду других искусств, поэтому я всё время нахожусь в «тонусе». Студенты не дают нам, преподавателям, расхолаживаться. И это правильно, так как мы постоянно взаимодействуем, что, в конечном итоге, идет на пользу и нам и студентам.

Скажите, а вы сами продолжаете изучать что-то новое?

Любой преподаватель обязан следить за современными течениями в своей специальности, каждые три года проходить повышение квалификации и подтверждать свою квалификацию. Я — не исключение.

В наши дни цирк представляет собой синтез различных жанров, не только цирковых. Артисту нужно и уметь танцевать, а порой даже петь или играть на музыкальном инструменте. Как вы относитесь к такому процессу объединения?

Действительно, артист цирка или эстрады должен владеть многими умениями, чтобы быть востребованным. Мы предоставляем возможность нашим студентам осваивать не только свой жанр, но и смежные. Конечно, таким ребятам это дает большое преимущество при участии в кастинге. Однако, специфика цирковых жанров такова, что требует огромного количества времени (репетиции и пр.) для поддержания владения трюковыми элементами собственного жанра. Так что всё зависит от самого артиста. Училище, при необходимости, конечно, помогает таким разносторонним студентам.

Как проходят экзамены у абитуриентов циркового училища?

Что касается вступительных экзаменов, то они проводятся в соответствии с требованиями, размещенными на сайте. Хочу только отметить, что, к сожалению, контингент поступающих с каждым годом все слабее и слабее. Этому есть множество причин, одна из которых недостаточная  общая физическая подготовка ввиду отсутствия в школах нормальных уроков по физкультуре, а также слабое здоровье.

Какой совет вы бы дали своим будущим абитуриентам?

Будущим абитуриентам хочется пожелать крепкого здоровья, обратить внимание на физическую подготовку и иметь большое желание поступить в училище. Тогда всё получится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.