«На наш творческий рост влияют плечи, на которых мы стоим, и груз ответственности перед династией, который мы должны передать дальше»


Сабрина, вы с братом Владимиром представляете четвёртое поколение династии артистов цирка. Ощущаете ли груз ответственности или, напротив, опору и поддержку?

Да, мы, конечно, чувствуем ответственность за то, чтобы достойно представлять нашу фамилию в мире искусства и цирка. Но, безусловно, у нас именно та семья, в которой мы всегда чувствуем опору и поддержку, и у нас общие взгляды на творческий процесс.

Ваши папа и дядя — заслуженные артисты России Александр и Аркадий Шатировы работали всю программу в каждом номере, во всех жанрах. Охотно ли они помогали вам вникать в тонкости профессии?

Нам с братом повезло. В нашей династии большое количество специалистов циркового дела. Каждый развивался во многих жанрах, а не останавливался на чём-то одном. Они стремились передавать свои знания, учили всех детей нашего дружного коллектива, а также тех многих, кто обращался за советом. Мы с Владимиром занимались физической подготовкой, развитием в разных областях циркового искусства: от элементарных акробатических трюков до общения с хищными животными. И нам передавали опыт не только родители, а и коллеги — спортсмены, хореографы.

Ваша творческая карьера началась в 12 лет, а брата — в 14. Какие эмоции вы испытывали, когда выходили на манеж впервые и поддерживали ли вы своего брата?

Когда мы выпускались со своими номерами, это воспринималось скорее уже привычным делом, поскольку дети цирка часто выходят на манеж во время работы, порой даже едва научившись ходить. Например, в клоунских репризах, где нужно участие детей. И мы с братом тоже через эту историю прошли. Начинали свою официальную карьеру артистов в Росгосцирке мы с удовольствием, но, конечно, понимали, что это ответственная работа, и старались каждый день быть лучше в своём деле. Когда выпускался мой брат, я им гордилась, так как у него был сложный номер, построенный на элементах эксцентрики и акробатики с очень умным партнёром — конём по кличке Золло, который по сюжету номера был хитрее и ловчее незадачливого ковбоя.

Ваши родители работали с голубями, собаками, крокодилами, дикобразами, верблюдами, питонами, лошадьми, обезьянами, медведями, львами и наверняка учили правильно о них заботиться. Расскажите главные секреты.

Да, мы с самого детства проводили время с большим количеством животных и учились с ними взаимодействовать, понимать их личные границы и потребности. Главный секрет работы с дрессируемыми животными — это учёт техники безопасности, изучение видовой психологии и базовый комплекс кинолога — качественное содержание, всевозможная забота, взаимное доверие и бесконечная любовь.

Ещё важно понимать настроение животных. А каким оно может быть, и как сделать так, чтобы настрой не мешал качеству работы?

Разные животные носят не только видовую психологию, но также являются личностями со своими взглядами и предпочтениями. Кто-то энергичный и авантюрист, кто-то меланхолик, кто-то наглее, кто-то добрее. И с каждым нужно находить общий язык. Особенно это усложняется при групповой работе животных, когда каждого нужно правильно понять и на каждого правильно среагировать. Конечно же, на качество работы влияют взаимодоверие, взаимоуважение и поощрение, желательно вкусное. Без этого принципа невозможна качественная работа с любым животным.

Вспомним ваш с братом романтичный номер «Конные скульптуры». Скажите, каким он получился?

Номера «Живая конная скульптура», «Высшая школа в кабриолете» и «Лошадь-математик» создал известный советский артист, дрессировщик лошадей Михаил Королёв. Так вышло, что Михаил передал свои номера нашему папе, заслуженному артисту РФ Александру Шатирову и маме Ануш Акопян, зная, что этим людям можно доверить своих животных. Они продолжили работать, постоянно совершенствуя номера. А с 2007 года эстафету приняли и мы с братом.

Сложность номера заключается в полной неподвижности очень энергичного от природы животного — коня. При этом перед номером нужно пройти с конём в темноте до центра манежа и подняться с ним по чёрному трапу на возвышенность — пьедестал. Далее всем, и артистам, и коню, необходимо быстро замереть в нужной позиции до включения света и таким образом ещё несколько раз в темноте сменять эстетические композиции, создавая романтическую атмосферу свидания XIX века под лирическую музыку и стихи Александра Сергеевича Пушкина «Я помню чудное мгновенье…».

Когда вы с Владимиром достигли совершеннолетия, вам передали фирменный фамильный номер «Дрессированные гамадрилы». Какова его история?

В 2008 году, только когда мы с братом достигли совершеннолетия, смогли продолжить дело династии и начать работать наш фамильный номер «Дрессированные гамадрилы». Впервые в мире с группой плащеносных павиан гамадрил и исключительно с самцами начала работать наша бабушка, заслуженный деятель культуры Тамара Юрьевна Шатирова, первая женщина, покорившая группу свирепых и непредсказуемых обезьян в цирке. После того, как бабушке предложили стать директором цирка-шапито «Радуга» в Москве, она передала аттракцион с обезьянами сыновьям Аркадию и Александру Шатировым, а уже через много лет родители передали эту эстафету нам. С этим номером я участвовала в цирковом фестивале «Принцесса цирка», где получила бронзовую корону.

Вы сказали, что гамадрилы довольно непредсказуемы. Как удалось «покорить их сердца»?

Наша бабушка была первопроходцем для всего мира, кроме книги Брэма о животных ничего не было, а опыт взаимодействия приходилось получать буквально потом и кровью. Характер у павианов-самцов очень сложный и неудобный для классической дрессуры, просто максимально непредсказуемый. Но они всё видят и понимают, поэтому забота и внимание, общение и любовь дают возможность договариваться о дружбе и согласии.

Знаю, вам хотелось парить под куполом цирка, и мечта сбылась благодаря папе. Почему вдохновляла работа воздушных гимнасток и насколько представление об этом жанре совпало с реальностью?

Меня всегда вдохновляли воздушные гимнасты, всегда хотелось летать под куполом цирка, как когда-то моя бабушка Тамара, она была гимнасткой на трапеции, и дядя Аркадий, руководитель номеров, соло-гимнаст на швунгтрапе, также работавший в парной трапеции «Воздушная элегия» и в воздушном полете «Вертикаль». Здесь большое множество высококлассных гимнастов приводили в восторг своим мастерством и бесстрашием. Я, в свою очередь, пробовала разные направления в воздушной гимнастике, экспериментировала с трюками и пыталась понять, что именно интересно. Так случилось, что папа предложил попробовать воздушные полотна. Мы вместе стали разбирать узлы, раскладывая ткани на манеже, прежде чем подниматься на высоту. И вот уже в 2011 году я выпустила номер на полотнах «Флер». Мечта осуществилась! И да, реальность превзошла все мои ожидания.

Ещё вы пробовали себя в парной эквилибристике на лестнице. Легко ли было довериться партнёрам?

Изначально в форме игры мы всё пробовали с папой. Он ещё в детстве учил, как нужно стоять на плечах, на руках, и мы изучали всё, что касалось работы ханд-вольтиж и многое другое. Впоследствии это стало мощным, «само собой разумеющимся» фундаментом в работе такого технически сложного номера с уникальными лестницами, как «Восхождение». Номер создали знаменитый цирковой режиссёр Юрий Мандыч и заслуженный артист РФ Юрий Демагин, который передал этот сложнейший номер в руки моего брата и обучил всему, что знал. Юрий Демагин с этим номером отработал почти на всех континентах мира. Нам тоже очень хочется посетить все самые лучшие и престижные цирковые площадки. И вот случилось, что нас тоже приглашали работать на другой континент — в цирке Gran Circo de Rusia в Перу. В процессе обучения ты начинаешь понимать своего партнёра, чувствовать малейшие сигналы и, безусловно, ему доверять. Я вместе с Владимиром и ещё двумя нашими партнёрами — Александром Зайцевым и Марией Серышевой каждый день изучаем тонкости парной эквилибристики и стараемся придумать что-то новое, своё, уникальное.

Не менее, а, может, и более экстремальным стал номер «Шар смелости». Знаю, вы долго не решались попробовать. Что пугало?

Да, в 2017 году я впервые вышла в работу в номере «Шар смелости» под руководством мамы Ануш Акопян. Это большой металлический шар, внутри которого на большой скорости на мотоциклах каскадёры делают виражи и головокружительные трюки. Я долго не решалась попробовать себя в этой сфере, хотя в меня верили буквально все и не понимали, почему я отказываюсь. А всё дело в том, что я жутко боюсь больших скоростей и вздрагиваю, когда слышу рев мотоциклов. Поэтому участие в номере — победа над самой собой! Я поборола свой страх большой скорости во время езды на мотоциклах и успешно работала в номере.

Иногда номера ставятся в кратчайшие сроки, например, «По небу босиком». Тогда вы работали буквально, засучив рукава. Довольны ли результатом или что-то бы хотелось изменить, подправить?

Да, бывает, что номера ставятся в кратчайшие сроки, но крайне редко. Мы были заряжены на результат, и нам хотелось всё сделать лучшим образом. Мне кажется, мы прекрасно справились. Я довольна. Всегда есть к чему стремиться, но менять точно ничего бы не стала, только совершенствоваться. Мне очень повезло, что заслуженная артистка РФ Мария Ерёмина, руководитель номера «По небу босиком» пригласила меня к себе в партнёры. Ведь всегда большое удовольствие работать с профессионалами. А мой дядя Аркадий, создатель именно этого номера, подготовил меня к парной работе на трапеции в качестве «нижней». Это сильно отличается от того, что я делаю на полотнах. И его бесценный опыт помог мне справиться с поставленной задачей. Наш чудесный режиссёр Наталья Гончарова со своей творческой командой создала великолепную постановку. И уже через три недели в Твери состоялась наша общая премьера!

В 2019 году вас приняли на работу в Circus due Soleil. Как вы восприняли это предложение, было ли оно ожидаемым?

Нет, это была неожиданно. Компания Du Soleil нас заметила в 2018 году во время международного циркового фестиваля «Золотой слон» в Испании, на котором мы выступали с номером «Восхождение» и были награждены «Серебряным слоном». После фестивального выступления на манеже проходил кастинг Circus Du Soleil, в котором можно было принять участие, но мы в тот момент не придали этому особого значения и только лишь посмотрели, как он проходит. А спустя некоторое время для нашего группового номера «Восхождение» пришло приглашение от представителей компании в связи с созданием совершенно нового шоу. Мы решили принять участие и увидеть иные подходы к работе и многие другие аспекты творческого процесса.

Вы часто участвуете в больших проектах, цирковых фестивалях и зарубежных гастролях. А что особенно повлияло на ваш рост?

На наш творческий рост влияют плечи, на которых мы стоим, и груз ответственности перед династией, который мы должны передать дальше. Конечно, в этом помогает знание истории семьи в цирке и история самого цирка. Их необходимо беречь и передавать опыт старших поколений, ведь именно они создавали тот монолитный, ещё советский, цирк, покоривший весь мир.

В октябре у вас был юбилей — 20 лет официальной работы в компании «Росгосцирк». Чему именно вы благодарны больше всего и какие цели ставите перед собой в ближайшем будущем?

Я благодарна компании «Росгосцирк» за наше восхитительное цирковое детство, за возможность реализовать многие свои мечты, за доверие и плодотворную работу. В это непростое время сложно ставить цели, но мечты и задумки определенно есть.

Могу сказать, что нам с братом очень важно получать высокую оценку за свой труд и вклад в развитие циркового искусства!

Если бы вам предложили оставить цирк и заняться чем-то иным, как бы вы отреагировали?

Нормально, это частый вопрос. Но мы так сильно влюблены в то, чем занимаемся, и так бесконечно этому преданы! Цирк — это наша жизнь!

Добавить комментарий