Сергей Кораблёв

«Я не знаю, что это такое — волшебство»


Сергей, вы более 40 лет в творчестве. C чего всё началось?

В детском саду увидел фокусника, который в кастрюльку клал платочки, закрывал её крышкой, а когда открывал — раз! — и манная каша появлялась. Это очень сильно впечатлило! В первом классе на Новый год, когда все хотели быть зайчиками, мишками, лисичками, твёрдо сказал, что буду фокусником. Наша воспитательница нашла несколько интересных фокусов, их я выучил и показал. Не получился один — упал реквизит, но в целом всем выступление понравилось. Это и послужило началом моей деятельности, которой занимаюсь до сегодняшнего дня.

Сорокалетие творческой деятельности вы планируете отметить 10 сентября на сцене КДЦ «Металлург» в Орле. Каким вы задумываете концерт?

Мы начнём отмечать праздник в Орле, где я сейчас живу, но планирую за год проехать все города, в которых когда-либо выступал: Москва, Петербург, Ковров, вплоть до Тюмени. Всё хочется сделать по-простому. Приглашу своих друзей-фокусников, которые есть в каждом городе. Что они будут делать, какие сюрпризы преподнесут, сами понимаете, заранее знать не буду. Сценарий может в разных городах отличаться. Если вдруг от друзей поступят предложения, как лучше провести торжество, мы внесём изменения в программу. Главное — общая концепция есть, и дело начало набирать обороты.

Профессия иллюзиониста довольно сложна, и с каждым годом удивлять всё труднее. Тайное становится явным. Часто ли публика интересуется, как делается тот или иной фокус?

Да, с появлением интернета работать стало намного сложнее. В наше время и книг-то было мало, а сейчас информации полно. И мода пошла на раскрытие секретов. Есть даже мнение, что чем больше фокусов будет раскрыто, тем больше иллюзионисты будут придумывать новые.

Я не боюсь этого. Люди, которые раскрывают профессиональные тайны, поступают нечестно по отношению к коллегам, причём сами они с публикой как фокусники не работают. Даже уже не обращаю внимания, понял, что всё равно повлиять на это не смогу.

Однако есть маленькое «но». Вы даже проверьте. Посмотрите разоблачение хотя бы двух фокусов. Даю вам слово, вы через несколько дней про них забудете. Сам в этом убедился, когда провёл небольшое исследование.

Знаю, что у многих фокусников летают столы и карты превращаются в часы. Они как под копирку. Одинаковые. Я показываю фокусы, которым не один десяток лет, вот, например, даже с завязыванием платочков, и вижу заворожённые взгляды зрителей. Секрет трюка у меня просят даже фокусники. Удивительно, ведь он известен и описан давно. Но, может, они видят, как я ловко его показываю?

Суть ведь не в том, что мы показываем, главное — как. Я стараюсь фокусы адаптировать под публику. Чтобы завязать те же платочки, вызываю зрителей из зала. Подбрасываю платочки — развязать не получается. Второй раз тоже. На третий говорю: «Вот вы сами завязали, сами и развязывайте». Бах! Получилось. Все в восхищении. Продолжаю: «Вот видите, вы настоящие волшебники. Но вы к кому вышли на сцену? Тоже к настоящему волшебнику». После этого из этих же платочков, которые мы только что подбрасывали в воздух, достаю голубя. Публика вообще не ожидает такого поворота!

Надо сказать, в своём маленьком театре я учу фокусам зрителей. Мне говорят: «Ты раскрываешь секреты». Раскрыть — значит рассказать. Но я, например, могу научить, как рвать купюру и делать её снова целой. И зрителям, особенно юным, это интересно. Именно так могут появиться новые фокусники. Если у них возникнет желание, они начнут копать дальше сами. Может быть, так помогу кому-то определиться с профессией.

А есть ли фокусы, что разработали с нуля вы сами?

Я не являюсь разработчиком трюков. Лично не придумал ни одного. Беру фокусы, которые уже есть, и показываю по-своему. Меняю подачу. И хорошие артисты поступают точно также.

Вы нередко выступали за границей: участвовали в фестивале в Китае, были на гастролях в Южной Корее. Отличается ли восприятие трюков у зрителя зарубежного и нашего?

Считаю, что у российских зрителей и зарубежных отношение к фокусам разное. Наши постоянно интересуются, как фокусники делают тот или иной трюк, дети иногда перешёптываются в зале: «Ой, а я это знаю, я это видел». За границей такого не слышал, даже находясь в метре от зрителей! Там приходят развлекаться и удивляться, а не разгадывать секреты. С нашими зрителями, прежде чем выйти на сцену, веду «воспитательную работу». Соглашаюсь с тем, что благодаря интернету публика многое знает и умеет, но прошу посмотреть на волшебника, который будет показывать фокусы. И поверьте, это сильно действует на людей. А когда они с тобой на одной волне, то и тебе легче, и они хохочут, расслабляются. Когда работаешь большие иллюзионные шоу для пятисот, тысячи человек, то определяешь реакцию зала по аплодисментам и смеху. А в маленьком зале любую реакцию, полушёпот слышно моментально.

В 1995 году вы поставили шоу, в финале которого исчезала машина. Почему решили его делать?

В девяностые мы искали крупную, по сегодняшним меркам, наверное, сумму на шоу, миллиона три. Мой администратор договорился с банком. Сотрудники вытащили, по-моему, пятнадцатую передачу Копперфилда, где он проходил через вентилятор, и мне было чётко сказано: «Если этот трюк сделаете, мы вам деньги дадим». Я сделал, и они своё слово сдержали.

А поскольку начинал шоу с прохождения через вентилятор, то решил и заканчивать программу не менее масштабным фокусом. Вот тогда и взяли автомобиль — вагон, который исчезал у Копперфилда, мы бы физически не смогли затащить в тюменский драмтеатр. На подготовку шоу понадобилось полтора месяца. И, несмотря на все технические сложности, риски исполнили 3 января всё так, как и задумывали. Перед этим, конечно, разбили бутылку шампанского о машину — чтобы все было хорошо.

На Дне города Орла вы продемонстрировали уникальный для России и СНГ трюк — прохождение сквозь стену. Как вы о нём узнали? Насколько сложно было его изучить?

На самом деле этот трюк я должен был показать ещё в 1997 году, на 850-летии Москвы. Но тогда гастролирующий Дэвид Копперфилд меня опередил. Он уже проходил сквозь Великую Китайскую стену, и об этом, разумеется, знали очень многие. Поскольку идея уже была, решил её осуществить в Орле на Дне города. Это удалось сделать только спустя десять лет, в 2007 году.

Помню, делал два больших концерта в Орле и показал, кстати, первым в России трюк «Телепортация». Наш ведущий уходил в зрительный зал. Я бросал восемь мячиков зрителям, и те, у кого мячик оставался в руках, при завершении музыки выходили на сцену. Далее вставали на платформу, которая поднималась наверх. Сверху падала и улетала тряпочка. После этого на платформе уже стоял ведущий, а восемь зрителей оказывались в зрительном зале. Это увидела администрация города и попросила сделать что-нибудь эдакое на Дне города. Я вспомнил, что хотел в Москве пройти сквозь стену. Попросил показать трюк в центре площади, чтобы зрители встали вокруг, и всё было максимально прозрачно. Как нам потом говорили, в тот день собралось 25 тысяч зрителей. Вот тут придуман мой личный секрет прохождения сквозь стену. Может, Копперфилд точно также проходит, этого не знаю.

Вы создали несколько ярких шоу. Одно из них — «Феномен КОЛИОСТРОва», высоко оценил Игорь Кио. Как вы познакомились?

С Кио мы познакомились в Тюмени. Он был на гастролях, которые организовывал мой друг, и попросил помочь. Тогда мы общались с Игорем, его директором, я показывал видео со своими номерами. А чуть погодя у меня было большое шоу в гостинице «Союз» в Москве, и мы решили на него пригласить Кио. Он приехал. После программы Игорь спросил: «Серёжа, а как у тебя всё заряжается?». Его удивило, что все трюки с самого начала стояли на сцене, хотя в аппараты должны, например, попасть ассистентки. Думаю, с Игорем мы могли бы посотрудничать. Но, к сожалению, в скором времени его не стало.

Вы открыли театр фокусников в Орле. Расскажите, пожалуйста, о нём.

На самом деле в Орле я открыл уже третий театр. До этого работал в Лазаревском и Новороссийске, сейчас в этих городах театры закрылись. В Орле красивое, небольшое, всего 30 квадратных метров, помещение. В зале 20 мест. И я работаю в метре от зрителей, показываю фокусы, связанные с ловкостью рук.

У вас есть штат: контролёры, администраторы, звукорежиссёры?

Вы не поверите, но в театре всё делаю один: запускаю рекламу, рисую афиши, продаю билеты, пропускаю зрителей, включаю музыку и выступаю. Каждую деталь знаю досконально! Но сейчас притормозил развитие маленького театра. Мне предлагают создать проект, которого пока вообще нет в России. И если он получится, то смысла в маленьком театре уже не будет.

Вы создаёте шоу не только для себя, но и для других иллюзионистов. Когда работаете вместе, соперничества не возникает?

А в чём здесь соперничество? Оно может быть на сцене, если работают пять иллюзионистов или больше, и кому-то громче аплодируют зрители, а кому-то тише. Мне так кажется. Но я стараюсь всегда собирать на одной сцене тех, кому зрители будут аплодировать одинаково. Да и задачу обычно ставят передо мной — собрать фокусников всех жанров иллюзионного искусства. Ведь одни хорошо манипулируют, другие отлично показывают ментальную магию, третьи — иллюзионы. Ещё можно было бы говорить о неком соперничестве, если бы объявили конкурс на лучшее шоу иллюзионистов. Но пока до такого в России не доходили.

Интересно, что ещё в девяностые годы вы продюсировали гастроли российских экстрасенсов. Сами верите в магию и сверхъестественное?

Нет, что вы! Я прекрасно понимал, что экстрасенсов нет, Но поймите правильно, в девяностые надо было выживать. Поэтому, когда мой ученик, которого обучал с восьмого класса, предложил стать администратором его мамы, в прошлом начальника цеха, а затем экстрасенса, согласился. Тем более, повторюсь, это мой ученик, коллега, работавший со мной в одной программе, неплохой фокусник и друг.

Мы решили проводить мероприятие в Тюменской филармонии. В зале 1 200 мест. На первый сеанс пришли 120 человек, на второй — 400, на третий — 1 200. Вот тогда я оценил силу сарафанного радио.

Позже мы анализировали, на что именно идут люди. Всё построено на психологии. Если человек верит во что-то, это и будет в его жизни. Позже организовывал гастроли моего друга, тоже выдали его за экстрасенса, и он помог многим. С людьми иногда нужно просто поговорить по душам, и тогда всё встанет на свои места.

А история про экстрасенсов для нас — про зарабатывание денег. Мы откатали тогда Тюменскую, Орловскую и Свердловскую области и неплохо заработали.

У вас есть дети. Интересуются ли они иллюзионным искусством, есть ли кому передать опыт?

Семья полжизни проработала со мной на сцене. Вместе с дочерью ставили шоу «Даша». Но дети сами должны принять решение, хотят они заниматься фокусами или нет. Я не буду заставлять, не ставлю такой цели. Если захотят пойти по моим стопам, то передам им всё, что смогу.

Где кроется волшебство в повседневной жизни, замечаете ли вы его?

Я не знаю, что это такое — волшебство. Кажется, это когда у человека всё хорошо. Другого ответа у меня нет.

Добавить комментарий