«Через силу заставить медведя что-либо делать невозможно»


Сергей, любовь к цирку — из детства?

Да, она родилась, когда бабушка водила меня на представления. Уже тогда нравилось смотреть на дрессированных животных. Я окончил школу и устроился в краснодарский цирк униформистом. С каждым годом всё сильнее и сильнее втягивался в профессию.

В цирках вы работаете более 25 лет. Как они менялись за это время?

Меняются в первую очередь технологии в цирковых программах, поэтому и шоу стали высокого уровня.

Вы начинали работать в цирке униформистом. Насколько важна слаженность команды для общего дела?

Сначала меня поставили на лонжу. Это страховочный трос, особенно нужный для канатоходцев, воздушных гимнастов. Очень ответственно! Но мне доверили.

Конечно, чтобы цирковая программа прошла без заминок, в униформе должны работать ответственные ребята. Команде необходимо быть слаженной, а функционал отточить до автоматизма.

А с какими интересными задачами вы сталкивались тогда?

И крокодилов приходилось выносить на манеж, и питонов, и удавов. Просили страховать артистов с хищными животными — львами, тиграми. Во время работы дрессировщиков стояли вокруг клетки, следили за кошечками.

Страшно было?

Не столько страшно, сколько интересно. Цирковая карьера затягивает. Погружаясь в процесс, начинаешь ближе общаться с дрессировщиками, расспрашиваешь обо всех тонкостях. Ну и сам набираешься опыта потихоньку.

Как вы стали ассистентом в номере с медведями?

Это случилось в шапито в Крыму. В номер к медведям меня неожиданно позвали в 2002 году. Первые полгода просто убирался у животных, кормил их, наблюдал за повадками. Но контактировать с медведями стал гораздо позже, хотя дрессировщик рассказывал и как вести себя, и как подходить.

Двадцать лет вы думали о номере с медведями. Почему всё-таки решились?

Начать было страшно. Взять медведя мотивировала жена, именно она напомнила о мечте. Мы купили медвежонка-девочку. За ней я из Ижевска умчался в Петербург, а затем на попутках уже вдвоём мы добирались обратно.

Мне повезло, что первая медведица оказалась очень умной, с детства показывала свои таланты. Так, её в первую очередь интересовала техника: самокат, велосипед и, вы не поверите, гироскутер. На нём медведица поехала сама за две репетиции.

Через два года, когда старшая уже начала работать, появились ещё два медвежонка. Тоже настояла жена.

Их всех я воспитывал играючи, баловал сгущёнкой, печеньем. Они до сих пор воспринимают сладкое как поощрение.

Через силу заставить что-либо делать медведя невозможно. Только когда они показывали, на что способны, мы это развивали. Год укрепляли трюки и только после этого начали работать номер.

Как понять, что номер получился хорошим?

Это видно по аплодисментам зрителей, детей, взрослых. А ещё по комплиментам — они хвалят мишек и отмечают их ухоженность и упитанность.

У зрителей наверняка есть желание сфотографироваться с медведями. Вы это приветствуете?

Фотографироваться и позировать любит старшая медведица. Настоящая модель!

Нередко ко мне приходят поклонники. Я выхожу в фойе и провожу их к вольерам. Показываю мишек, рассказываю, как они живут. После делаем памятные фотографии.

Вы с медведями участвовали в киносъёмках. Косолапые артисты не подкачали?

Впервые это случилось со съёмочной группой из Китая в зимнем лесу в Житомире. По сюжету мишка должен был побегать за людьми. Моему ассистенту пришлось поработать дублёром. Побегали, поиграли, получили удовольствие.

Позже большая медведица Люба снималась в «Абсурде» с Андреем Мерзликиным. Актёр стоял напротив Любы буквально в полутора метрах и разговаривал, как с человеком, проговаривал роль. Естественно, медведица всё понимала, я всегда разговариваю с ними точно так же. Люба отработала часовую съёмку великолепно. Мы даже не могли понять, как она так здорово справляется, отыгрывает. Андрею тоже понравился опыт.

Конечно, не обошлось и без казусов. Снимались в двух белорусских фильмах. Так вот, в одном из них режиссёру нужно было, чтобы медведица выбежала из леса на поляну и зарычала. Однако после четырёх дублей медведице стало скучно. Она ушла со съёмочной площадки и сорок минут бегала вокруг меня, пока не наигралась. Когда устала и присела отдохнуть, мы отвели её на съёмочную площадку, и за один дубль медведица выдала результат, который был нужен режиссёру.

Многие дрессировщики говорят, что у них животных-любимчиков нет. А у вас?

Я люблю каждую из трёх медведиц. И они меня тоже. Но вот старшая медведица Лада, первый «ребёнок» в семье, самая любимая. И, надо сказать, она меня ревнует к младшим, не пускает, пока я ей не уделю столько внимания, сколько она хочет. Лада и самая талантливая, делает всю основную работу. Младшие пока выходят на один трюк, дают возможность Ладе немножко отдохнуть.

Знаю, что старшая медведица названа в честь заслуженной артистки Лады Сарнацкой.

Да, всё верно. Дело в том, что, когда создавался мой номер, мы вместе с Ладой и Александром Сарнацкими работали в шоу фонтанов в общей сложности около пяти лет.

Лада, можно сказать, с пелёнок полюбила маленького медвежонка и поэтому попросила меня назвать медведицу в честь неё. Я не прогадал. Медведица оказалась очень талантливая. А Лада Сарнацкая, как крёстная, всегда интересуется успехами тёзки.

Творческие люди всегда горят идеями. Что планируете?

Ближе к весне возвращаемся в Беларусь. Есть предложение от директора цирка-шапито поработать сначала в русском стиле, затем в шаманском. Это очень интересно. Посмотрим, как будет воплощаться в жизнь.

Добавить комментарий