Вадим Зайцев

«Без цирка невозможно прожить»


Вадим, в детстве вы не пропускали ни одного циркового представления в Доме культуры поселка Ноглики Сахалинской области, где родились и выросли. Помните ли вы первое шоу, которое удалось посмотреть?

Да, конечно, помню первое представление. Я тогда впервые увидел большого северного оленя. Следующее впечатление оставил цирк с привидениями Андрея Капрана. Ошеломляющее шоу по свету, звуку — у нас никогда такого не было.

Но разочаровывало то, что наши сахалинцы обманывали: чтобы завлечь публику, анонсировали цену за билет 45 рублей, а в кассе просили 50. Помню, как несколько раз ходил домой за пятью рублями и возвращался обратно.

Работать в культуре вы начали в 14 лет. Какими были первые шаги в профессиональной деятельности, чем занимались?

Во-первых, я был победителем всех районных и областных конкурсов чтецов. Мне легко удавалось читать стихотворения выразительно. И в районном Доме культуры всё начиналось с этого. Меня приглашали на День Победы, Международный женский день. Звали и ведущим. Все мероприятия районные, даже областные вёл. Меня заметили и пригласили в передачу «Переменка», она выходила на местной телестудии. Я был диктором и ведущим спортивных новостей, спортивным обозревателем. Со временем мне стало интересно участвовать в сценках. Начали делать постановки, пародийные программы.

Вы создали районную команду КВН. На каких темах вы заостряли внимание, когда придумывали шутки?

На политике, разумеется, образовании, высмеивали ЖКХ. Мы были большими поклонниками сахалинской команды КВН «Острова». Её участники и в Высшей лиге играли, и в Премьер-лиге на федеральном уровне. Мы были знакомы с ребятами, они многому нас учили. Но поскольку мы были неопытные, не понимали, как всё устроено, то и продержались недолго.

Вы хотели поступать в театральный институт, но родители были против.  Почему не удалось их переубедить? Какую профессию вы выбрали в качестве альтернативы?

Я хотел продолжить театральную деятельность, и меня ждал на работу директор Дома культуры. На дни рождения, другие праздники работники писали на открытках «Будущему директору районного Дома культуры». Но, к сожалению, этого не случилось.

Родители посчитали, что профессия актёра, культработника несерьёзна, перспектив не видели. В качестве альтернативы предлагали учиться на юриста, тем более дедушка был мировым судьёй. Поскольку доказать обратное не получилось, я поступил в юридический техникум. Правда, проучился только семестр, и то занятия не посещал — настолько было неинтересно!

Меня тянуло к поездам. Втихую, не сообщая родителям, уехал в Южно-Сахалинск, подал документы в железнодорожный техникум и поступил. У меня среднее специальное образование по трем специальностям: «Пассажирские перевозки», «Перевозки особо опасных грузов» и «Перевозки спецвагонов». Проработал на железной дороге, наверное, года три.

Работу на железной дороге часто представляют романтичной. Так ли это на самом деле?

Я бы сказал, романтики процентов на пять. В основном для пассажиров. Интересно ехать из Хабаровска до Москвы шесть суток. Заводишь знакомства, проезжаешь всю страну.

В профессии проводника много сложностей. Во-первых, постоянные экзамены. Их сдаёшь каждые три месяца без шпаргалок. Знания проверяет специальная экзаменационная комиссия. Причём материал то и дело обновляется, и со всеми изменениями ты должен быть знаком. Во-вторых, только кажется, что разносить чай, постоянно менять белье, встречать и провожать пассажиров легко. Плюс ещё на не электрифицированной железной дороге нужно было таскать уголь, разжигать и чистить печь, чтобы в вагоне было тепло. Нужно соблюдать санитарные условия. В-третьих, сейчас к проводникам нет уважения ни со стороны руководства, ни со стороны пассажиров. От нас постоянно требовали невозможного и то и дело штрафовали.

Чтобы работать на железной дороге, нужно любить эту профессию, понимать её. Но, к сожалению, я не выдержал. Работа очень тяжёлая.

В цирк-шапито «Небо» вы изначально пришли администратором. В 19 лет уже многое умели в профессии или набивали шишки на практике?

Администратором цирка устроился в 22 года. В профессии уже умел многое. Ещё в Доме культуры приглашал людей на мероприятия, привозил артистов. Знакома была и рекламная компания. Шишки тоже набивал. Были подводные камни, о которых я не знал. До сих пор, несмотря на большой опыт работы, на все сто процентов ты не можешь быть готов. Но, тем не менее, это благодарная профессия, мне она очень нравится.

После окончания сезона директор цирка Андрей Чехов предложил вам стать клоуном. Чем вам нравились выступления клоунов в детстве, кто вам импонирует сейчас?

Клоуны дарят смех, их любят дети. Кажется, что всё так легко и просто. Но когда я впервые вышел на манеж, понял, как ошибался. Клоун — самая тяжёлая профессия. Хотя бы потому, что подход нужно найти к каждому зрителю. Ты должен понравиться публике, чтобы та улыбнулась и наслаждалась твоими репризами, веселилась.

Конечно, у меня есть клоуны, которые мне импонируют: Слава Полунин, Анатолий Окулов, трио «Без носков». Я стремлюсь к их уровню. Мне есть чему у них учиться.

Так сложилось, что я не получил ни актёрского, ни циркового образования. Но талант смешить людей, видимо, есть. Я считаю, у меня очень аккуратные репризы, без резкости и пошлости. Поэтому после представления дети подходят, обнимают, целуют. Взрослые фотографируют. Недавно в Горячем Ключе в Краснодарском крае ко мне подошла женщина лет 60, обняла и сказала: «Наконец-то! Я впервые за много лет посмеялась над клоуном». Приятно, когда тебя ценят.

Вы и администратор, и клоун. А что, и главное, почему вам ближе? Административная деятельность ближе, поскольку ты постоянно общаешься с людьми, находишь новые контакты, связи, завязываешь знакомства. К тому же это движение. Ты узнаешь города с профессиональной точки зрения. Ищешь, как запустить рекламу, рассчитываешь, сколько человек придёт на представление. Нужно делать так, чтобы в твоём шатре были «переаншлаги». Но и профессия клоуна мне нравится, прежде всего вниманием и любовью зрителей.

Как я понимаю, вы осваивали профессию клоуна методом проб и ошибок. Как придумывали репризы? Сразу ли их принимает зритель или требуется время?

Нужно уметь импровизировать, находить подход к зрителю. Я научился этому спустя месяц после первого выхода на манеж. Сейчас поставь меня в любую программу, любой шатёр — и я справлюсь.

Репризы мы придумывали с Андреем Геннадьевичем Чеховым, Ваней Химом. И сами же шили костюмы!

Когда первый раз реприза показывается зрителям, мы смотрим на их реакцию, анализируем, меняем или оставляем так.

Я за то, чтобы у каждого клоуна были свои, эксклюзивные репризы — неважно сам ты их создаешь или в команде. Помимо Андрея и Вани, мне всегда помогает режиссёр Алина Султанова. Несмотря на то, что она работает на мировых круизах за границей, ей всегда можно позвонить по видеосвязи, спросить совет. Сейчас Алина ставит нам новое шоу, новую программу. После её выхода будем смотреть, что понравилось публике, а что нет. И это постоянная работа.

Какой из номеров ваш самый любимый?

Наверное, «Волшебный микрофон». За основу мы взяли игру для корпоративов, и развили её. Импровизируя вместе со зрителями, создаём сюжет: девушка и клоуна влюбляются друг в друга, женятся, становятся родителями. Что вы, это целое пятиминутное театрализованное представление!

Вы говорили, что после представления зрители выстраиваются в очередь для фотографии. Вы уделяете внимание каждому?

Да, и дай Бог так будет всегда! Что мне очень не нравится, так это то, что зрители спрашивают: «Сколько стоит с вами сфотографироваться? В прошлом цирке снимок стоил 500 рублей». У меня всегда это бесплатно. Ко мне подходят сфотографироваться, потому что я понравился. Внимание зрителя главное, а не деньги. Я понимаю, можно брать деньги за фото с животными — им нужен корм, уход, осмотры ветеринаров, на переезды тратятся немалые средства. Но артисты получают официальную зарплату.

Несмотря на то, что каждый раз выстраивается очередь, я стараюсь уделить время и внимание каждому. Не было ещё ни одного зрителя, которому я бы отказал. Детей беру на руки, дарю им воздушные шарики.

Клоун обязан быть добрым и должен оставить о себе такое впечатление, чтобы его полюбили и запомнили.

В какой-то момент вы прервали цирковую карьеру. Почему приняли такое решение, что стало альтернативой?

В какой-то момент мне захотелось переехать в Москву и попасть в шоу-бизнес. В самое тяжелое карантинное время снял квартиру в столице. А за год до этого построил большую цепь знакомств. Увидев статью, в которой Шура называет Марину Хлебникову «алкашкой», написал сообщение в соцсетях, поддержал, предложил встретиться, посотрудничать, рассказал о себе, своём опыте организации концертов. Мы поговорили в кафе, и она дала мне дорогу в шоу-бизнес. С Мариной мы сдружились. Она оказалась очень общительным, весёлым, добрым человеком.

Позже я познакомился с певицей Эммой М. Мы земляки и однажды, не сговариваясь, купили билеты в самолёт из Москвы в Сахалин рядом. После девятичасового плотного знакомства Эмма предложила стать её концертным директором. До возвращения в цирк я работал с ней. С концертами мы объездили всю страну. В Краснодарском крае спланировал тур так, чтобы я мог заехать в гости к своим цирковым ребятам. Андрей Геннадьевич пригласил на ужин и намекнул, что пора бы и вернуться в цирк. Так и получилось.

Скучали ли вы по цирку? Каким было возвращение?

Без цирка невозможно прожить. Пока работал в шоу-бизнесе, поддерживал связь с цирковыми артистами, и вернуться, конечно, хотел. Но у меня был выбор: шатёр или все вип-условия: мерседес, отели, бизнес-класс. И только со временем ты понимаешь, что счастье не в «лакшери», а в людях, которых вы любите и уважаете.

Говорят, что не артисты цирка выбирают профессию, а цирк — артистов. Согласны ли вы с этим утверждением? Как добиться взаимной любви и принятия?

Да, конечно, согласен. Я пришёл в цирк без образования. Суждено мне работать в цирке клоуном и администратором, так и работаю.

Два раза я отсюда уходил. Столько же возвращался. Теперь уже понимаю, что этим местом нужно дорожить. Любить работу, уважать коллектив, руководство и относиться по-человечески.

Добиться успеха можно своей индивидуальностью. Качественные эксклюзивные номера, прежде всего, оценят зрителя, они и тебя будут любить. Меня благодарят за то, что видят что-то новое, и это новое нравится.

1 комментарий для “Вадим Зайцев

Добавить комментарий