Владимир Шкелев

«Клоун — это сердце цирка»


Владимир, как пришла любовь к цирковому искусству?

В детстве как-то раз проходили с папой возле цирка, пылающего огнями. Я спросил: «Это что?». Он ответил: «Цирк, и скоро мы туда пойдём». Папа купил билетики ещё за три недели до дневного спектакля. Билеты наши красненькие, до сих пор помню, хранились в шкатулке, всё время поглядывал на них и ждал момента, когда же наступит этот прекрасный день. Вот тогда в цирк и влюбился.

В первом классе, когда спрашивали, кем ты хочешь быть, я поднял руку дважды, сказал, что хочу быть космонавтом и артистом цирка. Так потихонечку судьба и вела меня к этому.

А с чего начался ваш путь на манеже?

С книги Юрия Никулина «Почти серьёзно». После армии, будучи профессиональным футболистом в то время, читал журнал «Молодая гвардия», где и была опубликована книга. И с первых страниц я понял: это моё, родное!

Когда учился на последнем курсе в торговом техникуме, в город приехал мой знакомый Геннадий Колосов, один из лучших, я считаю, комиков. Пришли мы к нему в гости в цирк. Я вдохнул запах опилок, вспомнил детство, мечту. И когда мне предложили подработку униформистом, с радостью согласился.

Потом приехал на гастроли Юрий Бирюков, дрессировщик лошадей и режиссёр клоунской группы. Я с ребятами сдружился крепко. А чуть позже устроился на конюшню к Юрию Бирюкову. В техникуме написал заявление о переходе на заочку. Все, конечно, были изумлены. Дома никого не было, отец с матерью уехали к сестре в Петербург. Написал записку, собрал чемодан и уехал в вагоне с лошадьми в Свердловск. В это время там проходил первый Всесоюзный конкурс циркового искусства. Здесь и встретился с Юрием Никулиным.

Час ночи. Я дежурю на конюшне. Жонглирую. Вдруг открывается дверь и входит Юрий Владимирович. С ним свита. Он, когда увидел меня жонглирующего, обратился к своим коллегам, а затем и ко мне:

— Вот, видите! Видите! Занимаются люди! Ты кем хочешь быть?

— Клоуном. Вы знаете, я неделю назад написал записку родителям и уехал с Юрой Бирюковым. Всё благодаря вашей книге

—Ты мою книгу читал? — удивился Юрий Никулин.

— Не просто читал — всё бросил и поехал.

— Отлично. Сейчас некогда, но потом мы с тобой встретимся.

На следующий день после конкурса Юрий Владимирович вновь идёт со свитой. Вдруг хватает меня в охапку и начинает расспрашивать, а заодно советует не терять удачных моментов и быть всегда начеку. Как в воду глядел. На следующий день один из клоунов ломает руку. А поскольку я знал весь репертуар, меня захотели видеть в группе. Юрий Бирюков воспротивился. Решающим оказалось слово Никулина. Он попросил: «Дай парню шанс». И я стал клоуном.

Зрители привыкли воспринимать Юрия Никулина в образе. А какой он, на ваш взгляд, в жизни?

Пример! Юрий Никулин, когда заходил в цирк, всегда здоровался с техническими работниками. Всех знал по имени, всем помогал. И я в своём цирке всех работников знаю и уважаю, И они меня тоже. Билетёры — мои люди!

А есть ли у вас желание самому написать книгу? О чём бы рассказали читателям?

Я бы не сказал, что горю желанием написать книгу, хотя меня об этом периодически спрашивают. Подталкивают к действию. Но, видимо, не созрел ещё. Посмотрим, время есть.

Ковёрным быть непросто. Какие есть особенности профессии?

Я думаю, очень сильно девальвировали слово «клоун». Но клоун — это ведь сердце цирка. Есть хороший клоун, значит, есть хорошая программа.

Клоун должен чётко понимать, для чего он в программе. По темпоритму, определённому накалу. Хороший клоун — это всегда индивидуальность. Сколько бы я ни встречал хороших клоунов, они все — личности. С ними интересно общаться, у них свой взгляд на жизнь. И они умеют создавать на манеже атмосферу, благодаря которой зрителям приятно, весело и смешно.

Клоунам не обойтись без сценического образа. Есть ли он у вас, как вы его создавали и похож ли персонаж на вас?

Всё исходит от индивидуальности. Если я холерик, человек шустрый, могу сыграть медлительного или толстого, но это будет не совсем то. А вот когда ты попадаешь в свой характер, в свою пластику, со своим настроением — это прекрасно. Сейчас могу сыграть кого угодно: белочку, рыжего и белого клоунов. И мне это даже нравится. Так я раскрываю свой актёрский потенциал. Моя фишка — мачеху играть в «Золушке», смешную, добрую, злую.

Как вы создаёте этот образ?

Читаю много об этом. Затем накладываю образ на свою индивидуальность, фантазирую, подбирая позы или мимику. Трудно объяснить, как это рождается — экспериментами и читкой.

Много времени вы уделяете созданию реприз. Как рождаются идеи?

На самом деле сейчас уже редко придумываю репризы с нуля, хотя иногда они рождаются. Гуляем с собакой по парку, слушаю музыку, в голове возникают образы. Всё — в наблюдательности.

Клоуны больше других артистов взаимодействуют с публикой. Как оставаться коммуникабельным во что бы то ни стало и создавать радостную атмосферу для зрителей?

Самое ценное в клоуне — умение работать с публикой. Это наука! Я сейчас часто наблюдаю, как молодые ребята начинают взаимодействовать с публикой, и вижу их ошибки. Недавно выхватывают родителей, которые сидят с маленькими детьми. Малыши начинают плакать, родители тушуются, а клоун оказывается в нелепом положении. Надо уметь читать лица. Когда работаешь с публикой, до репризы выглядываешь из-за кулис и думаешь: «Ага, вот эти добрые — пойдут. Эти приятно общаются между собой — можно взять». Но есть вероятность и ошибиться: схватить не того человека, он упрётся и не пойдёт. Подбегаешь ко второму — тоже не идёт. И третий. Возникает цепная реакция. Нужно чётко попадать.

Наверняка на манеже случалось немало нестандартных ситуаций. Расскажите о них и о том, как справлялись?

Однажды при мне упала воздушная гимнастка. Надо было заполнять паузу. Выскочили. Зал — «мёртвый». Мы кривляемся, а в голове-то совсем другое: как человек?

Бывали и смешные моменты. Пока идут другие номера, партнёры играют в шахматы. А я слежу, затем кричу: «Наш выход». Они подскочат, вылетают сразу же. Репризу сделали — и снова за шахматы. И однажды одну репризу мы сделали дважды, забыли, что сделали её уже. А зрители не понимают: только что же это смотрели.

В Челябинске работали репризу «Иностранные языки». С партнёром вышли, уже реплики свои сказали. Ждём третьего из команды, который должен учить нас правильному произношению. Коллеги нет, мы уже начали импровизировать. Вдруг он выбегает с безумными глазами и начинает делать репризу совсем другую. Представляете удивление наше? Мы смекнули, быстренько перестроились (мгновенная и грамотная реакция для клоуна — ценнейшее качество). Потом долго смеялись за форгангом. Зашли в гримёрку. всё перевёрнуто. Оказалось, партнёр не смог найти резину, реквизит.

Я всегда вёл тетрадочку, в которую записывал все нештатные ситуации, которые случались не только у меня, но и у других цирковых артистов. Так и записал: «Всегда нужно класть реквизит на своё место».

Хотели бы вы заниматься подготовкой молодых клоунов?

Да! Но я этим немножко и занимаюсь. Все клоуны, которые были в ижевском цирке, поднимались ко мне на одиннадцатый этаж в мастерскую по клоунаде, как мы в шутку называли это место. Здесь мы просматривали много хорошего видеоматериала, анализировали репризы. Всегда у нас очень интересно. Во мне также сидит режиссёр, и если ребятам нужна помощь, с радостью помогаю.

Что для вас значит зритель?

Какой интересный вопрос! А представьте, что зрителя нет. Пустые кресла. Зрители для нас — это всё! Я люблю людей. Мне нравится, когда дети смеются. И здорово, когда одни заряжают смехом других. Купаешься в волновой атмосфере. Появляется хорошая импровизация. А есть энергия, она двигает всё: смех, настроение, здоровье. Как-то стоим с партнёром, подходит женщина и говорит: «Ой, а вы же клоуны? Огромное вам спасибо! Я с работы, у меня столько проблем, так не хотела идти в цирк, но у меня дети, ради них пришла. Но вы так меня захватили, я про всё забыла. Хохотала! Вышла из зала, и как будто что-то отпустило». Такие слова зрителей дорогого стоят!

Добавить комментарий