Юрий Гуламов

«Цирк — это лучшее, что придумало человечество!»

Юрий, вы представитель цирковой династии в четвёртом поколении. Ваше детство прошло в цирке?

Да, моё детство прошло в цирке. Оно было ярким и красочным, лучшее детство, которое может случиться у ребёнка.

Ваш прадедушка выступал в цирке в жанре «клишник». Расскажите про этот жанр.

Жанр «клишник», к сожалению, сейчас в цирке не актуален. В России его вообще никто не работает, в основном европейцы, и то их можно пересчитать по пальцам. Клишник — это примерно как «каучук», который в основном работают девушки. Но если в «каучуке» гнутся назад, то в «клишнике», наоборот, гнутся вперёд. Сложность в том, что должны быть до безумия мягкие суставы и связки, но немногие этим обладают.

С детства вы мечтали работать клоуном. Когда начали осуществлять свою мечту?

Осуществлять мечту я начал в более осознанном возрасте, если говорить про работу в цирке. А вообще в клоунаде, благодаря театру, я с 15 лет.

После окончания школы вы начали работать в театре клоунады под руководством Терезы Дуровой. Что такое театр клоунады? Чем он отличается от традиционного цирка?

Это не такой театр, к которому все привыкли и, как бы странно не звучало, это не только для детей театр. Зачастую игралась комедия — симбиоз трагикомедии и клоунады. Есть спектакли и для взрослых, и для юных зрителей.

Ваши родители работали акробатами в цирке, но потом создали свой номер «Воздушный полёт с обезьянами», а затем сделали «Подкидную доску с обезьянами». Обезьяны тоже неплохо выполняют акробатические трюки?

Обезьяны выполняли человеческие трюки, что совершенно им не свойственно. Все привыкли видеть, что обезьянки ловят мячики, ходят по палочкам, прыгают через барьеры. (Улыбается.) Родители сломали стереотипы, они смогли обучить их оригинальным трюкам, таким как сальто в плечи, в кресло и даже двойное сальто, ловили в плечи.

Вместе с родителями вы успешно работали на протяжении 10 лет. В каком жанре вы начинали?

Я начинал в жанре служащего. (Смеётся.) Только потом стал артистом-эксцентриком.

Вы выступали в качестве комического артиста. Чем этот жанр отличается от других, например, от клоунады?

Тем, что в клоунаде зачастую в репризах есть смысл, и исполнитель чётко пытается донести до зрителя, что он хочет сказать (это я про хороших клоунов). А вот эксцентрика основана на умышленном нарушении логики и причинно-следственных связей в действиях или событиях. Причудливом смещении обыденных понятий, в результате чего привычные действия и жизненные явления получают неожиданное переосмысление.

Мысль о клоунаде не покидала вас. Вы нашли режиссёра и совместно создали программу. Над чем было сложнее работать?

Мой режиссёр (он меня выпустил) — заслуженный артист Андрей Леонидович Шарнин, клоун Мак. Вы знаете, сложно не было совсем, несмотря на большую разницу в возрасте. Работалось очень легко, как сейчас принято говорить, были на одной волне. Я приносил на репетицию много идей и гэгов, а Андрей Леонидович смотрел своим чутким глазом и говорил, что может зайти, а что — нет, что нужно доработать или выкинуть. Он давал свободу творчества. Помню его слова: «Чтобы не было топорным или как под копирку — должна работать голова». За это я ему очень благодарен!

Что можно увидеть сейчас в вашем репертуаре?

Репризы. (Смеётся.). Мой репертуар построен на современный лад, посмотреть всё можно в интернете

Сейчас вы работаете в Большом Московском цирке. Нравится ли вам выступать на большой сцене? Какие эмоции дарит вам эта атмосфера?

Очень нравится. Самый сок получаешь в эпилоге, когда зритель встаёт и весь зал кричит: «Молодцы!». Это прям до мурашек, дорогого стоит. Всегда приятно работать на большую аудиторию в 3500 зрителей, с прекрасными спецэффектами и новейшими технологиями. Всё это дополняет труд артистов, от этого шоу ярче, красочней, эмоциональней. Зрители в восторге от каждого проекта!

Юрий, если бы вы заново выбирали профессию, это был бы цирк или что-то другое?

Однозначно, цирк! Это лучшее, что придумало человечество! Не зря говорят цирк — это болото, потому что засасывает по самую голову и выбраться из него никак невозможно.

На ваш взгляд, в каком возрасте можно начинать осваивать клоунаду? Можно ли с детских лет или психология ребёнка может быть не готова?

Скажу так: дети это и есть клоуны, просто понаблюдайте за ними и сами всё поймёте! А что касается занятием клоунады… Развивать ребёнка, конечно, можно с самого детства, но осознанно подходить к клоунаде, думаю, лучше в подростковом возрасте, когда он отдаёт отчёт своим действиям и понимает, что делает и для чего, это я про творчество. А самое главное — ему должно быть интересно то, чем он занимается. Хотя клоунада априори не может быть неинтересной.

Добавить комментарий