«Мы, фокусники, обманываем, но делаем это к обоюдному удовольствию сторон»


Юрий, ваше детство прошло в Омске, где вы занимались в спортивной секции. Вы были активным ребенком?

Очень. В третьем классе даже был награждён красной лентой через плечо с надписью гуашевыми красками «Чемпион школы № 17». Тогда я занимался спортивной гимнастикой, и этот «аванс» приходилось как-то отрабатывать. (Улыбается.)

Но к спорту я относился несерьёзно, меня увлекали другие интересные занятия. Летние каникулы я проводил в пионерских лагерях, у родственников в деревне. Но в начале каждого нового учебного года вспоминал, что я спортсмен, и шёл к своим старым друзьям в секцию акробатики при омском заводе «Металлист».

В спортзале вы познакомились с мальчиком, который занимался акробатикой. Сразу ли в вас зародилось желание стать артистом?

В секции я познакомился с ребятами из циркового коллектива «Юность», а именно с Романом Бикчентаевым. Он точно знал, что станет  цирковым артистом. Мне тогда это показалось даже слегка странным: впереди целая жизнь, а он уже не только определил свою цель, но и шёл к ней, не отступая перед трудностями. Это была первая встреча с людьми цирка.

Цирк не терпит компромиссов, это честное искусство и не приемлет ни выступления под фонограмму, ни каскадеров, как в кино. Принцип артиста цирка: выйди в манеж и покажи, что ты можешь. Не могу сказать, что желание стать артистом возникло сразу и бесповоротно. Но сразу осознал, что стать хорошим артистом требует большого труда.

Вы записались в цирковую студию в своём городе. Какими были первые впечатления?

Цирковых студий в нашем городе оказалось аж две. Я пошел в ту, где занимался Роман. Атмосфера, царившая там, меня приятно удивила, было ощущение, что попал в среду единомышленников.

Поскольку я был спортсменом, то, конечно, быстро вошёл во все акробатические номера. Осваивать новые для меня жанры стало не только интересно, но и вызывало здоровый азарт. Что-то получалось неплохо. Я мог ездить на одном колесе, стоять на нескольких катушках. В паре с прекрасной партнершей мы жонглировали семью булавами, а под финал номера я забирался на вольностоящую лестницу и продолжал перебрасываться с ней булавами уже на высоте 2-х метров. Перепробовал все направления, за исключением иллюзии. Фокусы для девочек, как говорил мой новый наставник, учитель, тренер и воспитатель в одном лице.

Студией руководил Анатолий Андреевич Захаров. Чем запомнились занятия с педагогом?

Анатолий Андреевич Захаров — великолепный в недавнем прошлом артист. Фронтовик, участник финской компании. Всю Великую Отечественную войну был связистом. А после фронта, дойдя до Берлина, вернулся в цирк и на эстраду. Последнее время он работал в Омской филармонии с партнёром, помню только его фамилию — Давидзон. Они работали парный жонгляж. Анатолий Андреевич работал ручной эквилибр, а заканчивал программу Давидзон номером «Иллюзия». Практически все трюки из его репертуара были впоследствии привнесены в наш кружок и переданы нашим девушкам. Секреты этих фокусов я, конечно, подсмотрел, а заниматься таким несерьёзным делом посчитал пустой тратой времени.

Цирк полностью увлёк вас. Как складывалась ваша профессиональная деятельность после школы?

Я принципиально не захотел поступать в местные институты, которых в Омске было достаточное количество, — не видел себя в других профессиях. Была армия, куда я шёл в полной уверенности, что попаду в ансамбль и там пригодится такой ценный кадр. (Улыбается.)

Время было непростое — начало 80-х. Много моих друзей попало в Афганистан. Начав службу в Литве, на дембель улетал из Германии. В армии не было времени заниматься любимым делом, разве только мог удивить сослуживцев тем, что мог сесть на шпагат, сделать сальто-мортале даже в тяжёлых сапогах.

После армии я не успевал поступить в ГУЦЭИ, но не сильно расстроился, так как в городе был колледж искусств, тогда он назывался культпросветучилище. Там я провел целый год, и это было незабываемое время. Я без труда поступил на театральную режиссуру, легко, потому как был невероятный дефицит парней — нас было двое на весь курс.

Утром я успевал пробежать несколько кругов по стадиону, который находился по пути в училище. Делал упражнения на турнике и шёл на занятия, которые мне, кстати, очень нравились. Ну а вечером ехал в Дом культуры в студию.

Учеба в училище меня очень увлекала, и я так прикипел к своему новому коллективу, что уже думал, а стоит ли вообще ехать в Москву? А потом понял: нужно ехать, ведь весь мой авторитет держался на том, что я будущая «Звезда». Забрав документы в учебной части, я поехал в столицу. Сокурсники проводили меня с добрыми пожеланиями удачи.

Вы поступили в ГУЦЭИ сразу на третий курс. Получается, на момент поступления вы практически были готовым артистом?

В ГУЦЭИ я поступил на удивление легко. Более того, уже через пару месяцев меня и несколько ребят, которые уже отслужили в армии, перевели на третий курс. В 1994 году я получил диплом. Артист цирка в номере «Плечевые акробаты». Педагог  — легендарный Иван Иванович Федосов. Именно он впервые в цирке сделал двойное сальто на опилочном манеже.

Состав у нас был так хорошо подобран, что нас ждало превосходное будущее. Партнёры: Михаил Кочуренков, Константин Добротворцев, Рафаил Акчурин, Иван Кацура, Сергей Маминченко, Геннадий Трегуб,

Юрий Орлов, Владимир Удалов,  Наталья Шанина, Наталья Зайцева, Наталья Беспалова. Чуть позже присоединились  Владимир Мут и прекрасная  Татьяна Орлова.

Как складывалась ваша карьера в Союзгосцирке?

Нельзя не отвлечься и напомнить, что за год до нашего выпуска в стране начинают происходить радикальные перемены. Но мы, полные надежд, гастролируем по всему Советскому Союзу: Сибирь, Сахалин, Камчатка, Казахстан, Украина… Успеваем проехаться по столицам всех республик СССР. Работали  на открытии ашхабадского цирка.

Мне повезло работать в коллективах Рустама Кассеева, Ивана Рубана, Юрия Михайловича Ермолаева, в иллюзионных аттракционах  Эмиля Кио, Вадима Символокова, Анатолия Сокола…

А сколько номеров которые и сегодня составляют «Золотой фонд»… клоун Буф Костеренко, Клоуны Альперов Борисов, Диаманди Ермаченков, …. многие другие.  В стране тем временем перестройка. Групповые номера становятся нерентабельными, мои партнеры создавали сольные номера, уходили в другие жанры.

В красивый групповой номер мы вводили всё более интересные и сложные трюки. Из плечевых акробатов стали акробатами-вольтижерами, а уходил я из номера, который писался в программках «Акробаты с брейк-дансом». В 1990 году в паре с партнершей Людмилой Плиской мы работаем номер «Озорной манекен». На гастролях в Австралии нас объявляют как клоунский дуэт или cloyns acrobats.

Карьера складывается более чем удачно. Я помогаю своей партнерше в создании ею номера «Воздушное кольцо». Сам начинаю более ответственно изучать иллюзию. В Египте 1992 год мы вдвоем, как когда-то мой учитель Анатолий Андреевич Захаров, работаем три номера: акробатическую пару, воздушное кольцо и я показываю фокусы.

Параллельно с работой в цирке вы решили развиваться в эстраде и поступили в ГИТИС.

Понимая, что знаний в постановке номеров у меня не хватает, после этих гастролей я поступаю на заочное отделение ГИТИСа, мастерская Валентина Ивановича Гнеушева. Было большой удачей оказаться рядом с мастером такого уровня.

Но страна переходит в новое качество. Многие первоклассные артисты, которые составляли основу цирка того времени, разъезжаются по заграничным контрактам.

Страна из развитого социализма переходит в рыночные отношения. Перемены происходят и в шоу-индустрии. В эти годы фокусами я стал заниматься очень серьёзно. Свой диплом в Российской академии искусств, как стал называться (ГИТИС) я защищаю уже иллюзионным номером «Резиновые курицы», где был и режиссером, и исполнителем.

Этот номер долгие годы был вашей визитной карточкой.

Да, номер на тот момент получился очень удачным. Сама идея, как водится, пришла совершенно неожиданно. Это была пародия на классические номера с живыми голубями. Именно тогда в Европе появились первые движения в защиту животных, партии зеленых и пр. С трюковой частью мне помог друг фокусник Игорь Онищенко, дуэт «Свейго», а музыку для номера написал ещё один мой друг — клоун, композитор, шоумен невероятно талантливый артист Владимир Иванов.

Номер делался с прицелом покорить западную публику. Но, благо, я уже побывал в различных странах, и вывод созрел сам собой: гораздо перспективнее работать в России, тем более что я не переставал экспериментировать, а на площадках Европы артисты нужны были с номерами, в которых ценилось стабильность.

Я с азартом принялся осваивать все направления иллюзии. Смело могу сказать, что могу работать как микромагию, так и есть опыт с постановкой больших постановочных номеров.

В 2010 году вместе с партнёром Анатолием Катанским вы создали компанию «МагиШоу» и открыли первый в России магазин профессионального оборудования для фокусников. Расскажите об этом подробнее.

В 2010 году я познакомился с Анатолием Катанским, точнее, нас познакомил Сергей Кораблев. Мы тогда задумали грандиозный проект «Большое иллюзионное представление». Этот проект благополучно прогорел, но родился новый: мы вдвоём решили открыть первый в Москве, а соответственно, и в России, специализированный магазин фокусов. Магазин не был самоцелью. То, что зарабатывали, мы с лёгкостью тратили в других наших проектах, например, «МагиШоу». Собирали на одной сцене лучших фокусников не только Москвы, но и страны, в наших программах с удовольствием показывали свои лучшие номера и зарубежные артисты. Ежегодно в декабре делали совместные представления с Дедом Морозом из Великого Устюга, который специально приезжал в Москву на два-три представления. А еще нас не устраивало то, что в стране не было иллюзионного фестиваля такого, какой бы хотелось видеть нам.

В том же году вы создали «Общество любителей фокусов». Это обучающий центр?

«Общество любителей фокусов» — это отдельная любовь. Нужно сразу оговориться, что похожих объединений во всём мире огромное количество, и ничего нового тут изобретено не было. Регулярно собирались коллеги по жанру, все, кто принимал участие в наших совместных проектах. Мы обменивались новыми разработками, идеями. Римас Новицкас предложил это название, которое не было новым — такое общество было описано в одной из дореволюционных московских газет.

Мы продолжаем устраивать наши встречи, которые происходят, как правило, в межсезонье. Мы развлекаем не только себя, но и наших друзей, которые просто любят фокусы. Иногда проводим семинары, лекции, на которые не приглашаем посторонних по простой причине: для непосвященных это будет просто скучно.

Вы были в числе организаторов семи международных конгрессов Russian Magic Convention (RMC). Где проходят соревнования?

Обычно конгрессы проходят в октябре, когда все возвращаются из отпусков и заканчивается сентябрьская суматоха. Такие мероприятия без надежной команды не осилить. А если учесть, что они, как правило, всегда выходят в минус, прибыли никакой не приносят, то можно рассматривать их как собрание энтузиастов нашего дела.

Места, где мы проводили конгрессы, самые разные. Вначале нам хватало места в малом зале КЦ «Вдохновение». Затем нас долго терпел у себя Дмитрий Юрьевич Куклачев в своём уникальном театре кошек. Мы проводили конгрессы в театре «Высокие братья» (руководитель Денис Васильев), в загородном доме-отеле в г. Пушкино у Владимира Смирнова, нашего давнего друга, хозяина этого комплекса, артиста по призванию.

На наши конгрессы мы обязательно приглашали первоклассных зарубежных артистов. В 2018 году нас посетил Tony Hassini (Тони Хассини) основатель Американского братства магов, отметил специальными призами лучших исполнителей.

В 2019 году вы были отмечены специальным призом «Кубок Мерлина» от Американского интернационального магического сообщества. На ваш взгляд, фокусы и иллюзия тесно связаны с миром фэнтези?

Мир фэнтези и фокусы, по моему мнению, это разные направления. Как ничего общего у фокусников нет и с экстрасенсами, псевдолекарями. Я думаю, любой артист, проработавший в нашем жанре больше 10 лет, легко отличит афериста, который при помощи фокусов пытается ввести в заблуждение людей. Мы, фокусники, обманываем, но делаем это к обоюдному удовольствию сторон.

Как развивается ваш жанр сегодня?

Я застал те прекрасные времена, когда наш жанр был востребован не только в Советском Союзе. По стране гастролировали артисты с индивидуальными самобытными номерами, никто не был похож на своего коллегу по цеху. Все, имена я могу долго перечислять, но делать этого не буду, потому как могут обидеться те, кого забуду упомянуть. В Советском Союзе было самое большое количество чемпионов: Иван Нечипоренко, Владимир Данилин, Султангали Шукуров и Сара Кабигужина, Василий Руденко.

Вот только спустя более 30 лет наш жанр возвращает утерянные позиции. В этом году у нас вновь появился чемпион. В Канаде на самом престижном конкурсе FISM, который проходит раз в четыре года, Артём Щукин получил первое место в разделе «Манипуляция». Из этого факта уже можно делать вывод, что жанр на подъёме. Горжусь, что первые призы Артём получал на наших конгрессах. Russian Magic Convention и был участником наших разнообразных экспериментов.

На сегодня очень много молодых талантливых артистов всё чаще получают признание на самых различных, в том числе и международных, площадках престижные награды. Например, Вадим Савенков и многие другие

Что бы вы пожелали начинающим фокусникам и будущим иллюзионистам?

Что можно пожелать? Если начинающим фокусникам, то желаю обращать внимание на классику, на то, как показывали своё мастерство фокусники прошлых лет. Нужно учиться и уметь смотреть на то, что вы демонстрируете глазами вашего зрителя. Это непросто — управлять вниманием. Для этого есть друзья и родственники, на которых вы всегда можете опробовать ваши начинания до того, как выходить на публику. Профессионалам желаю искать свои пути и не быть похожими на коллег. Если администратор видит двух похожих артистов, то у каждого из них работы будет в два раза меньше.

Добавить комментарий