«Я уверена, что детям необходим труд»
По данным исследования сервисов «Работа.ру» и «СберПодбор», 15% опрошенных работодателей в России планируют нанимать на работу подростков. Однако законом РФ установлены ограничения, которые важно соблюдать. Так, например, дети до 14 лет могут работать в кино, театре, цирке или участвовать в концертах и рекламе, если работа, как разъясняет Роструд, не причинит ущерба здоровью и нравственному развитию.
Мы узнали у молодых артистов цирка, как трудоустраивались (и трудоустраивались ли?) они до совершеннолетия: заключали ли договор, была ли страховка и социальные гарантии.
Данил Филиппов, шпрехшталмейстер и фокусник
Я работал неофициально, ни разу договор не подписывал.
Сева Елисеев, жонглёр
https://vk.com/vsevolod_eliseev
Работать я начал примерно в 15 лет. Предлагали товарищу, которому уже было 18, а он мне. С 17 же лет предложения поступали уже лично мне. Всё это время деньги выдавались наличкой, иногда выписывали чек. И всегда меня просили не светить возрастом, на всякий случай, а то 17-летний в ночном клубе в час ночи — сомнительное дело.
Святослав Расшивкин, воздушный гимнаст
Когда я был мелкий, работать было тяжеловато. До 18 лет официально взять на работу не могут, тем более в цирк. Я выходил на манеж через раз, например, на Новый год. Составляли контракты с мамой, она была доверенным лицом. Страховку обычно предоставляли. Правда, это, конечно, зависело во многом от того, где именно ты работаешь, в какой компании и месте.
Вячеслав Остудин, акробат
Я был официально оформлен в Росгосцирке. Но поскольку я не мог нести ответственность за номер, его руководителем был отец. Когда оформлялся, подписывал трудовой договор, как и все артисты. Но до 16 лет работал лишь 24 часа в неделю. До 18 лет — 35 часов. Оклад у меня был такой же, как и у всех артистов-акробатов.
Варвара Юрина, клоун
В 2002 году, когда мне было десять лет, меня официально приняли в штат Росгосцирка. Со мной заключили трудовой договор, завели трудовую книжку и оформили СНИЛС и ИНН. Моя первая должность — «артист вспомогательного состава». В то время была система наставничества. Руководитель номера, зачастую по совместительству родитель ребёнка, мог взять в номер несовершеннолетнего ученика. Это система стажировки на определённый срок, по которой ученик должен был быть обучен определённым навыкам и к концу отведённого периода представить результаты. Ученики были с практическим участием и без него. Я относилась к первым, что предполагало выступление на манеже.
Эльман Алиев, воздушный гимнаст
В Росгосцирке до 14 лет я был учеником без практического участия, до 17 — с практическим, а чуть позже стал артистом. При этом были социальные гарантии.
Анастасия Новичкова, дрессировщица
Я работала в основном по контракту. Мой папа подписывал договор и договаривался об оплате. Страховка была, но родители сами меня страховали каждый год. Льготы и гарантии не прилагались, так как работа с хищными животными официально разрешена только с 18 лет. На постоянную работу в Росгосцирк я оформилась только по достижению совершеннолетия.
Я уверена, что детям необходим труд. Можно доверять им посильные и ответственные работы. Главное, чтобы взрослые не злоупотребляли этим.
Ольга Рожковская, эквилибристка на проволоке
Меня оформили на репетиционный период в Росгосцирк в 16 лет. Пока готовился номер, изготавливался реквизит, прошло полтора года. Первые гастроли начались, когда мне исполнилось 18 лет. До этого я только участвовала в фестивале и в нескольких представлениях после.
На репетиционном периоде у меня были зарплата, вроде бы оклад и самый низкий разряд. А после выпуска комиссия просмотрела мой номер и решила назначить хорошую на то время ставку за выход.
Вроде также был положен отпуск, но суточных не было. Это я точно помню, потому что живу в Подмосковье, в 65 километрах от цирка.