Наталья Шмыкова

«Мария Романушко — писатель с цирком в сердце«

Детство писателя Марии Романушко прошло в Днепропетровске, вблизи цирка. Поэтому её любовь к цирку имеет такие крепкие и глубокие корни. Как всё начиналось, она рассказывает в автобиографическом романе «Философская улица. Воспоминание об утраченной родине».

Потом была работа осветителем в старом цирке на Цветном. Мария Сергеевна дружила с Енгибаровым, историком цирка Александром Шнеером, режиссером Енгибарова — Юрием Беловым, Юрием Никулиным. Кстати сказать, Юрий Владимирович был не только другом, но и большим поклонником её стихов о цирке. Когда легендарный артист входил в редколлегию журнала «Советская эстрада и цирк», то поэзия Марии Романушко часто публиковалась на страницах этого популярного издания.

Дружба с великим Клоуном и книги о нём

Леонид Енгибаров, биографом которого является Романушко, занимает особое место в её творчестве. В романе «Там, где всегда ветер…» автор повествует не только о своём отрочестве и юности, но и о том, как в её жизнь вошёл клоун Леонид Енгибаров, и каким значимым человеком он для неё стал. «Сначала, в 1965 году, я увидела фильм «Путь на арену», потом, в 1967 году, фильм «Леонид Енгибаров, знакомьтесь!», в этом же году судьба одарила меня встречей с этим удивительным человеком. На тот момент мне было 17 лет» — рассказывает писатель

Сама история дружбы с великим Клоуном представлена в книге «Не прощаюсь с тобой». «В этой повести из скромности я дала ему псевдоним Нико, но все события — реальные», — уточняет Мария Сергеевна.

В книге «В свете старого софита, первой из трилогии «Побережье памяти», Енгибаров — центральный герой и уже под своим именем. Культурная эпоха конца 60-х ‒ начала 70-х годов в Москве. Мария Романушко: «В романе много персонажей, в том числе и Юрий Никулин, с которым я подружилась, когда, бросив первый институт, пошла работать в цирк на Цветном бульваре осветителем»

«Леонид Енгибаров. Клоун глазами поэта» — художественная биография Леонида Енгибарова. «В приложении мои стихи, посвящённые Енгибарову и цирку. Я единственный серьёзный биограф Енгибарова: пять лет дружбы, а потом много работала с его архивом» — рассказывает автор

«Леонид Енгибаров. Мим, говорящий с вечностью». Эта книга о том, какое огромное влияние творчество клоуна оказывает на новые поколения. Плюс много уникальных архивных материалов с подробными комментариями.

Мария Сергеевна стала составителем, редактором и издателем, книги «Я подарю тебе звёздный дождь…», к которой написала предисловие и послесловие. Здесь собраны все новеллы «грустного клоуна», много интересной информации о его жизни. Кроме того, она автор книжных сборников «Еженощное» и «Сурожская тетрадь», посвященных Енгибарову. Есть посвящения этому замечательному артисту в книге «За три моря» и в поэтическом сборнике «Тридцать первое августа».

Цирк, как источник вдохновения

В 90-е годы Мария Романушко  создала первый в мире спектакль «Не умрёт клоун», посвящённый Леониду Енгибарову. Спектакль показывали в цирковом училище, в Доме литераторов, в Доме учёных и на других площадках Москвы. Получился настоящий семейный дуэт, потому что Мария Сергеевна играла в постановке вместе со своей семилетней (на тот момент) дочкой Ксенией Кротовой. Кстати, этот дуэт вновь появился на сцене в спектакле «Золотко», где сцена превращается в манеж, а Мария Сергеевна и Ксения — в очаровательных клоунов.

А в 2000 году Мария Романушко,  вместе с Ксенией,  создали замечательный мультфильм, посвящённый Леониду Енгибарову, его показывали по многим телеканалам, в том числе по каналу «Культура».

Цирковое искусство стало для Марии Сергеевны настоящим источником вдохновения. В 1981 году вышла книга стихов «Лунные цирки», любимая многими цирковыми, сейчас готовится переиздание.

«Если полететь высоко-высоко…» — роман, третья книга трилогии «Побережье памяти». Конец 70-х, начало 80-х. В эти годы продолжилось творческое общение с Никулиным, а в 1982 году Мария Сергеевна организовала грандиозный вечер памяти Енгибарова. Ещё одно издание — книга рассказов «Письмо тебе», один из которых посвящён цирку на Вернадского.

В завершении, стихи Марии Романушко. Первое, по словам автора, очень любил Леонид Енгибаров:

«Шуты смеются сквозь слёзы…

Но что увидишь под гримом?

Шутам не бросают розы

К ногам. А хохочут в спину!

Такая у них работа…

Они выбирают сами.

Но только, о ради Бога,

Не нужно завидовать славе.

Работа — каких немного.

Ей жизнь отдана до капли…

Но только, о, ради Бога,

Не нужно над ними плакать,

Когда увидишь без грима

Шута…

А это стихотворение полюбилось многим цирковым:

Арена и луна —

два дымных круга…

Две половины

жёлтого плода.

От века расщеплён он был —

как атом —

на День и Ночь,

на Смех и Скорбь,

на Нет и Да.

Пообщаться с автором, познакомиться с творчеством Марии Сергеевны и её семьи, а также приобрести эти и другие книги, вы можете в интернет-магазине «Встреча»: mv2007.ru

Автор: Наталья Шмыкова

Добавить комментарий