«Укротительница тигров»

Кинокомедия «Укротительница тигров» вышла в прокат в 1955 году. Для того времени лента была настоящим прорывом. Спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны, зрители, уставшие от серьёзных картин, приняли «на ура» лёгкий фильм с незатейливым, но милым сюжетом. Молоденькая Лена Воронцова (Людмила Касаткина) «родилась в опилках», в цирке ухаживает за животными, очень любит тигров и мечтает стать укротительницей. Однажды директор цирка приглашает известного мотогонщика Фёдора Ермолаева (Павел Кадочников) для постановки номера, и жизнь главных героев круто меняется…
Историк кино Александр Поздняков рассказывает: «Фильму сопутствовал успех во всём — от задумки до итогового воплощения. Все худсоветы лента проходила буквально со свистом, её никто не задерживал, не резал, не пытался искать скрытые смыслы и какую-то фигу в кармане. Ничего этого там, собственно, и не было». «Ленфильм» вообще всегда был студией новаторской, — отмечает Поздняков. — В своё время там даже существовал целый отдел комбинированных съёмок, сотрудники которого занимались созданием разных эффектов».
В «Укротительнице тигров» тоже было немало интересных «корючек», говоря цирковым языком. Например, использовали трюк, который называется «блуждающая маска». В сценах, где герои взаимодействовали с тиграми, натягивали металлическую страховочную сетку. На съёмках выбирался такой ракурс, чтобы сетка была незаметна. Потом картинку доводили до совершенства на монтаже. В современном кинематографе такой приём уже не используется, потому что все проблемные фрагменты можно легко поправить с помощью компьютерных технологий.
Любопытный факт: изначально фильм должен был называться «Пять леопардов», но найти столько дрессированных диких кошек не удалось, поэтому их заменили тиграми.
Четвероногими «кинозвёздами» были тигры дрессировщика Бориса Афанасьевича Эдера. Вместе с ним работали его ученики — Константин Константиновский и Маргарита Назарова. Эдер консультировал и помогал всем, а сам снялся в роли старого дрессировщика, учителя Лены Воронцовой — Антона Афанасьевича Телегина.
В картине дрессировщик воссоздал эксклюзивный трюк, который его супруга исполняла со львами, на съёмочной площадке их место заняли тигры. Трюк выглядел так: Ахилл, Байкал и Рада располагались по окружности карусели на круглых сиденьях. В центре карусели стояла дублёрша Касаткиной — Маргарита Назарова. Четвёртый тигр, Пурш, опирался передними лапами на «коромысло» и приводил карусель в движение. Борис Афанасьевич вспоминал, что Пурш с большой охотой выполнял свою «работу». Медленно шагая на задних лапах, он поворачивал голову в сторону зрителей и нежно урча, рассматривал публику, чем вызывал необыкновенный восторг.
На момент, когда Эдер приступил к первым репетициям комедии, велись съёмки фильма «Опасные тропы», в котором его хищники играли обитателей тайги. Это очень усложняло рабочий процесс, потому что первую половину дня тигры были вольными хищниками, а вторую — интеллигентными цирковыми артистами. К тому же, клетку для репетиции «Укротительницы тигров» ставили прямо в лесу, на месте «тайги», и животные, видя лес вокруг, продолжали чувствовать себя свободными и отказывались подчиняться. Дрессировщику приходилось терпеливо приучать зверей к строгой дисциплине и беспрекословному повиновению.
На «Ленфильме», где проходила основная часть съёмок, у Бориса Афанасьевича тоже возникли непредвиденные сложности. Постоянное пребывание тигров в павильоне нарушало привычные будни киностудии. В природе хищники ночью бодрствуют и охотятся, поэтому дежуривший на кинофабрике в ночное время пожарный слышал страшный рёв «кинозвёзд» и однажды даже отказался дежурить без смотрителя за животными. Днём работа «Ленфильма» останавливалась, потому что сотрудникам очень хотелось взглянуть на необычных артистов и служащие постоянно толпились в павильоне. Эдеру пришлось переносить репетиции на самое раннее и самое позднее время, когда никого уже не было.
В книге «Мои питомцы» Борис Эдер пишет: «Вся ответственность по технике безопасности в съёмках с тиграми возлагалась на меня, поэтому помимо непосредственной работы с хищниками мне приходилось проводить творческие совещания с режиссурой и разъяснительные беседы со всей съёмочной группой и артистами, которым по сценарию предстояло сниматься с тигром, не будучи отделёнными от него решёткой».
Сцена, где герой Кадочникова встречается с тигром в кабинете директора, всерьёз заставила дрессировщика поволноваться. Время погони было рассчитано до секунды и только после того, как дверь за Кадочниковым закрывалась, бенгалец Пурш оказывался перед ней. Поднявшись на задние лапы, он старался передними открыть дверь, чтобы продолжить погоню. Стоявший с противоположной стороны Кадочников-Ермолаев прилагал огромные усилия, чтобы сдержать напор животного. Во время борьбы в двери появлялась щель, с одной стороны было лицо Кадочникова, с другой — лапа и морда рычащего тигра. Борис Эдер переживал, что Пурш не намеренно, а случайно мог ударить лапой и попасть по лицу артиста. Поэтому всё время предупреждал: «Павел Петрович, уберите подальше лицо, тигр может вас ударить!». Но как только актёр выполнял просьбу, раздавался голос оператора: «Кадочников, дайте лицо ближе к тигру, вы выходите из кадра!» К всеобщей радости съёмка этого эпизода завершилась благополучно.
А вот артист Константин Сорокин, игравший роль бухгалтера цирка, наотрез отказался сниматься вместе с хищником в одном кадре. Тогда Эдер вместе с оператором А. И. Дудко и режиссёром А. И. Кошеверовой пошли на хитрость, пообещав Сорокину, что съёмки будут комбинированные. Камера! Мотор! В этот момент «главный бухгалтер» вместо пустого дивана увидел лежащего на нём тигра… Ужас, написанный на его лице и отражённый во всей фигуре, был абсолютно естественным, поэтому повторять дубль не пришлось. Дрессировщик вспоминает, как после съёмок этого эпизода Константин Николаевич подошёл к нему и, пожимая руку, поблагодарил за проделанный с ним «трюк».
Не пожелала контактировать со зверями и исполнительница главной роли. Ещё во время подготовки тигров к фильму «Опасные тропы» Борис Афанасьевич предложил артистке приходить на его репетиции и постепенно осваиваться с хищниками, чтобы без дублёра отснять все эпизоды с животными. По неизвестным причинам Людмила Ивановна не воспользовалась его предложением, о чём в скором времени пожалела. Когда Эдер приступил к репетициям нескольких фрагментов, в которых Касаткина участвовала вместе с тигром, работа увенчалась успехом. Тогда актриса настойчиво стала просить мастера подготовить её для самостоятельного исполнения всех эпизодов с тиграми, но сделать это уже не представлялось возможным, потому что время было очень ограничено. Борис Эдер сожалел, так как считал, что Людмила Ивановна могла отлично справиться со своей задачей и, возможно, не Назарова, а Касаткина стала бы звездой советского цирка.
Не менее напряжённым и опасным моментом были съёмки эпизода, где Павел Кадочников и Людмила Касаткина едут на мотоцикле. Во время проезда главных героев впереди шла осветительная машина (съёмки проходили вечером), которая лучами прожектора ослепляла сидящего за рулём Павла Петровича. Предвидя все сложности и не желая пользоваться услугами дублёра, актёр за три месяца до начала съёмок купил мотоцикл и в свободное время ездил на нём, отшлифовывая нужные трюки.
Для того, чтобы как можно ярче передать цирковую атмосферу, часть съёмок проходила в Большом Санкт-Петербургском (тогда Ленинградском) цирке, там снимались сцены на манеже, также в фильме можно увидеть экспонаты первого в мире музея циркового искусства.
Для Людмилы Касаткиной и Маргариты Назаровой «Укротительница тигров» стала знаковой картиной. Людмила Ивановна дебютировала с этой ролью в кино и проснулась знаменитой, а Маргарита Петровна после съёмок получила обученных животных и большой аттракцион под названием «Дрессированные тигры», который Борис Эдер создал специально для своей ученицы. В номер вошли фрагменты, отрепетированные для кинофильмов. Также именно на этих съёмках Назарова познакомилась со своим любимцем — тигром Пуршем. Пурш родился в рижском зоосаде и был направлен в ленинградский зоопарк. После съёмок он перешёл под опеку Назаровой. Дрессировщица выгуливала его на поводке, возила в легковой машине и даже брала с собой в рестораны. Новогоднюю ночь 1962-1963 года Назарова и её друзья провели вместе с Пуршем в ресторане гостиницы «Астория».
Стоит заметить, что во всех эпизодах, где актёры контактировали с тиграми, снимался именно Пурш, так как он был самым покладистым из выбранных для съёмок животных.
В интервью к 55-летию культового фильма Касаткина поделилась воспоминаниями о том, как попала на главную роль: «Режиссеры Надежда Кошеверова и Александр Ивановский, посмотрев меня в спектакле, пришли за кулисы и сказали, что хотят предложить мне кинопробу на роль укротительницы тигров. «Что вы, меня не утвердят! — возразила я. — Я для кино не гожусь: у меня круглое лицо, небольшой рост». «Нет, приезжайте, у вас есть шанс». Как оказалось, они искали героиню, которая бы имела «цирковое» лицо. Как у меня. Круглое и смешное. Сценарий мне очень понравился! Театр с трудом отпустил меня на пробы в Ленинград, на «Ленфильм». Десять минут длилась сцена, которую мы играли с замечательным актером Павлом Кадочниковым. Мы импровизировали. Когда мне показали, как я выгляжу на экране, то я расплакалась. Я себе так не понравилась! Какая-то простая, грубая, неинтересная… Кошеверова меня успокоила, сказала, что им-то я понравилась. Я уехала в Москву. А когда мне сообщили, что я утверждена на эту роль, то я даже не поверила».
Вот уже 67 лет мы снова и снова пересматриваем «Укротительницу тигров», а, значит, создатели киноленты не ошиблись с выбором актёрского состава людей и зверей. Проверено временем!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.