Виктория Шевчук

«Цирк чудес» заставляет меня чувствовать себя живой»


Виктория, вот уже несколько лет вы режиссёр в «Цирке Чудес». Что это за цирк?

Это лучший цирк в мире! Мы делаем проекты, которые объединяют в себе цирковую программу, театр, мюзикл, интерактив и многое другое. Сюжетные мультижанровые шоу. А попала я сюда, конечно, чудом — меня порекомендовала руководству Валерия Кокорева, автор и сценарист проектов. С тех пор мы работаем вместе. Лера — очень талантливый сценарист и невероятный человек, восхищаюсь ею. Создавать вместе шоу — это большое счастье!

Творческим людям важна самореализация. Как вы себя проявляете в «Цирке Чудес» и как ощущаете?

Я являюсь режиссёром всех наших программ, придумываю декорации, сценографию, ищу артистов, помимо творчества веду все проекты как исполнительный продюсер. Мы работаем в команде. Такая удача — найти близких людей со схожими взглядами и творить вместе. Ощущаю себя как дома. Даже, наверное, комфортнее.

Вы создаёте мультижанровые мероприятия цирковые с элементами шоу, мюзикла, драматического спектакля. Как сочетать, казалось бы, несочетаемое?

Если смотреть на будущий проект глазами ребёнка, то всё понятно. Мы не придумываем какие-то сочетания специально, мы хотим максимально увлечь зрителя в каждый момент. Расставить акценты, помочь правильно увидеть историю. И как-то само собой становится понятно, как из театральной сцены уйти в репризу, песню или номер и так далее.

В постановках «Цирка Чудес» заняты дети. Как соединить в работе не только разные жанры, но и цирковых артистов разных возрастов?

К детям у нас в коллективе отношение такое же, как и к взрослым. Они полноправные участники процесса, могут что-то предлагать, искать, помогать. Например, на них проверяются все репризы и интерактивы, эту часть репетиций они очень любят. Мне кажется, взрослые артисты у нас тоже ведут себя как дети, умеют веселиться и быть искренними. Вот и получается, что дети сразу оказываются среди своих.

Как справляются с задачами дети, как встраиваются в рабочий процесс?

Справляются отлично! Дети иногда более ответственны, чем взрослые. Важно, что они понимают, почему и зачем нужны репетиции, как нужно готовиться. Понимают, что могут что-то предлагать или уточнять. Тут важно сохранять дисциплину, но нужен и большой простор для свободы. Без неё творчество невозможно. Поэтому, конечно, мы часто и много смеёмся, шутим. Наши дети невероятно талантливые, очень люблю всех, могу долго хвалить.

Ваш сын провёл детство в цирке. Хочет ли он связать свою жизнь с цирковым искусством?

Тимофей, когда был маленький, даже выходил на сцену в одной из наших новогодних сказок, у него была роль гномика, который спит. Но сейчас он склоняется к режиссуре кино, изучает, смотрит, читает книги на эту тему. Он приходит в цирк просто пообщаться. Но детство за кулисами — это невероятный и полезный опыт, какую бы профессию он ни выбрал.

Расскажите, пожалуйста, о репертуаре цирка. Какие темы вы затрагиваете и какие задачи решаете?

Мы стараемся формировать репертуар, чтобы он был разным — для разного возраста, то, что будет интересно и девчонкам, и мальчишкам. Мы говорим о том, что кажется нам важным. О том, как узнать себя и людей вокруг, об эмоциях, отношениях между людьми, ответственности, искренности, о том, что в мире много прекрасного и нужно его видеть. О том, что от каждого из нас зависит многое. О том, что чудеса возможны и о том, что им можно помогать случаться.

Ваши постановки и для детей, и для взрослых. Как сделать так, чтобы зритель почувствовал себя ребёнком во время просмотра?

Нужно быть искренним и делать каждое шоу так, чтобы самим было его интересно смотреть. Эмпатия — один из самых важных инструментов в нашей работе. Ну, и, конечно, нужна команда, чтобы все цеха и службы работали с любовью. Тогда есть атмосфера, которая сама по себе многое создает.

Какое значение имеет для вас цирк?

О, это моя любовь. «Цирк чудес» заставляет меня чувствовать себя живой. Во время репетиций, во время шоу, во время подготовки. Это то, что делает реальность намного более интересной.

До «Цирка Чудес» вы работали помощником режиссёра мюзикла. Насколько вам это было близко и интересно, учитывая ещё и то, что у вас образование в сфере драматического искусства?

Мне очень помогает мой опыт. И драматическое образование, и годы работы в мюзикле, и опыт проведения городских мероприятий и концертов. Это всё прекрасно позволяет делать мультижанровые шоу. Подумываю ещё поучиться работе с видео. Это всё разные знания, которые дают больше инструментов для работы, позволяют шире смотреть на какие-то вещи.

Интересно, что вы начали преподавать в школьной театральной студии в 11-м классе. Как удавалось находить взаимопонимание со сверстниками?

Сначала было сложно начать, я со страхом шла на занятия. А потом стала предлагать идеи, ребята помогали что-то развивать. Наверное, было важным то, что я всегда была готова к диалогу. Выслушать, а не командовать. Это позволило всем быть частью процесса. И постепенно я уже звала даже не сверстников, а ребят намного старше меня. Это уже не имело значения, мы вместе занимались творчеством. Но финальное слово было всегда за мной, я умела обосновать свои решения.

Ещё в школьном возрасте вы столкнулись с серьёзной ответственностью. Сложно ли было с ней справиться?

В самом начале — да, это вызывало страх и ступор. А потом постепенно, шаг за шагом привыкла к этому. Занималась разными проектами, организовывала городские мероприятия, работала волонтёром на телевидении, руководила направлением в УМСА (это негосударственная общественная организация в Витебске). Ответственность и сейчас, наверное, пугает, но не останавливает. Главное — действовать, даже когда страшно.

А какой материал вам был интересен для постановок в школьной театральной студии?

Я всегда ставила авторские спектакли, приносила идеи, сюжет, наброски. Что-то вырисовывалось в процессе репетиций, что-то я придумывала сама. Сюжеты были разные — от социальных до философских. Иногда темы мы выбирали коллективом, и я писала сценарий уже исходя из этого. 

Пожалуй, именно тогда вы почувствовали любовь к искусству. А помните, как определились с выбором профессии?

В 10-м классе я участвовала в перфомансе в рамках городской акции, он был посвящен жертвам аварии на ЧАЭС 26 апреля 1986 года. Мой первый опыт такого выступления. Звучит киношно и как-то пафосно, но думаю, что вот прямо там, когда играла, я как будто уже всё поняла. Потому что это какой-то волшебный способ говорить с другими людьми на темы, которые тебя волнуют. Способ выразить чувства, понять чувства других. Как объятия.

Поделитесь с нашими читателями, как создать чудо? Верите ли вы в него или в жизни есть место только реальности?

Как создать чудо? Нужно не пускать в свою жизнь ненависть и безразличие. Видеть в людях хорошее, во всех людях в мире. Учиться — это находить. Учиться сочувствию, помощи. Нужно учиться любить себя, принимать себя, заботиться о себе. Видеть красоту в мире вокруг, даже в самом обыденном. Учиться создавать, а не разрушать. Учиться любить. Даже когда трудно и страшно, когда больно и обидно. Нужно напоминать себе об этих, казалось бы, элементарных вещах. И тогда будет легко создавать чудеса и видеть их вокруг. Во всем. Чудес без любви не бывает. Как не бывает никакой реальности без чудес.

Добавить комментарий