Яна Пыхова

Сильная духом, или «Я хочу жить так…»


Говорят, если однажды оказался в цирке, будешь верен ему до конца. А ещё говорят, что не артист выбирает цирк, а цирк — артиста. Пожалуй, история акробатки-эквилибристки Яны Пыховой — яркий тому пример. Яна посвятила всю жизнь манежу. К сожалению, пять месяцев назад её не стало. Мы поговорили с супругом Яны, Александром Пыховым, и узнали о жизни артистки и трагедии, произошедшей в семье.

О династии

Яна Пыхова (Казанбаева) родилась 27 июня 1983 года в семье цирковых артистов. Мама — Татьяна Алёшкина — одна из немногих женщин, выступавших в жанре «вольностоящая лестница». Папа — Рафис Казанбаев — клоун. Родители Яны познакомились в Алма-Ате на гастролях. А позже, уже в Перми, появилась на свет маленькая дочка.

Всё детство, как и другие дети, «рождённые в опилках», Яна провела в цирке вместе с родителями: внимательно следила за работой папы и мамы, узнавала профессиональные секреты, знакомилась с публикой. Сама оказалась на манеже впервые в три года в роли морячка в новогодней сказке «Голубой щенок». А ещё через два года работала с партнёром в номере «Ручной эквилибр». В двенадцать лет стала выступать сольно с хула-хупами. И, надо сказать, первые попытки в творчестве уже были зрелищными и эффектными.

Об учебе

Репетиции, тренировки, выступления… Цирк манил и затягивал: всё свободное время Яна старалась проводить на манеже.

За девять лет Яна сменила более двадцати (!) школ, и хоть некоторые предметы давались тяжело, школьнице было приятно возвращаться к тем ребятам, с которыми она раньше училась.

В 15 лет Яна стала артистом Росгосцирка, чуть позже выпустилась из центра циркового искусства с номером «Хула-хуп на вольностоящей лестнице». Однако из-за травмы партнёра Виталия Когута работать вместе так и не смогли.

О профессии

Яна стала работать в номере канатоходцев Чижовых. На международном цирковом фестивале в Монте-Карло они стали обладателями приза «Серебряный клоун». Выступали в США, Китае, России. Так, например, артистам рукоплескали зрители в Большом Московском цирке на проспекте Вернадского. В 2007 году Яна стала участником чемпионата канатоходцев в Корее.

«Насколько я знаю, она единственная женщина, которая преодолела путь длиной километр над рекой по тросу», — отмечает Александр Пыхов.

Интересно, что будущая пара познакомилась на съёмках телевизионной передачи «Интуиция» на ТНТ, где участникам предстояло угадать профессию. Александр в то время работал пожарным, учился на инженера и играл на барабанах. Несмотря на, казалось бы, абсолютно разные интересы, их судьбы соединились.

В 2010 году Яна стала выступать в цирке на Цветном бульваре в коллективе Алихана Алиханова в жанре «перши». Активно участвует в создании нового номера канатоходцев. Через год коллектив представляет Россию в Монте-Карло. Тогда же Яну и Александра ждало ещё одно приятное и долгожданное событие — рождение сына. Яна уходит из цирка на Цветном и три года посвящает себя семье.

В 2012 году Александр изобретает и патентует уникальную модель для канатоходцев «Качающийся канат». Вместе с Яной создают дуэт «Бегущие по волнам», романтический и нежный. В совместном номере удивительно сочетаются увлечения, навыки, способности обоих. У зрителей появляется возможность наблюдать за хореографией грациозной артистки на уникальном реквизите под аккомпанемент барабана.

Дуэт Яны и Александра заявил о себе громко! Первое выступление прошло на Красной площади в Москве в новогоднюю ночь. Несомненно, это было красиво и необычно! Чуть позже этот же номер работали в Кремлёвском дворце.

Яна не только выступала, но и режиссировала, ставила шоу, а главное, объединяла людей вокруг себя, была локомотивом в любом проекте. Яна была талантливым режиссёром: в разные годы создавала шоу-программу на международной выставке коммерческих автомобилей Comtrans, ставила шапито на ВДНХ, режиссировала спортивную зону на празднике ГТО на Красной площади, детально продумала и выпустила несколько спектаклей для детей.

В 2016 году артисты приняли участие в международном цирковом Будапештском фестивале, где были удостоены приза Circus due Soleil. Дальше — больше. Двухгодичные гастроли по Европе, участие в международном фестивале Massy во Франции, новогоднее выступление с Берлинским симфоническим оркестром. Летом 2018 года Яна и Александр становятся артистами фантазийного шоу Timeless в «Ленинград Центре» в Санкт-Петербурге.

О трагедии

Всё шло более чем успешно, и, наверное, ещё поэтому поставленный врачами диагноз — в 2020 году у артистки диагностировали опухоль мозга — прозвучал для родных, близких, друзей и коллег как гром среди ясного неба. После операции врачи запрещают выступать, но Яна за лето восстанавливает форму и возвращается к работе. В феврале Яна и Александр выступают на чемпионате мира по футболу в Катаре, а в марте в «Ленинград Центре». Здесь Яны не стало. Она не доработала всего два шоу. Финальную программу посвятили артистке, изменив концовку представления. Тогда же объявили, что спектакль расформирован, шоу, которое с огромным успехом шло пять лет, больше ставить не будут. А спустя три дня после смерти, не зная о случившемся, организаторы позвонили, чтобы предложить Яне поставить драматический спектакль на большой сцене. Это было самой большой мечтой артистки…

«Яна была бесконечно сильным и справедливым человеком. Её мозг работал с нарушениями, но даже это не смогло её остановить, она отдала себя сцене, манежу до последней капли. Только смерть смогла её остановить, — говорит Александр. — Яне было очень тяжело, я умолял её остановиться, боясь за здоровье, она же просила никогда её об этом не просить. Одни из последних ее слов: «Я хочу жить так»…».

О близких

Сын Яны и Александра, двенадцатилетний Лев, учится в шестом классе. Три года был в профессиональном хоккее, тренировался у мастера спорта СССР международного класса, заслуженного тренера России Геннадия Курдина. Сейчас занимается в детской группе в Государственном училище циркового и эстрадного искусства. Уверенно идёт по стопам мамы. «Маму вспоминает, но в основном поддерживает меня, — рассказывает Александр. — Мне не пришлось объяснять, что произошло. Он сам всё понял».

Александр работает над номером в жанре музыкальной эксцентрики и создаёт сольный номер на том самом уникальном аппарате, на котором работали вместе с Яной.

«Я начал учиться ходить по канату только в процессе наших выступлений, и очень хотел сделать финальный трюк «Восхождение», он очень страшный, на высоте пять метров, но зато очень символичный. Именно Яна вдохновила меня на что-то большее, и я к этому иду. День, когда я в первый раз сделал трюк без страховки, полностью на чистую, это тот же день, когда я видел свою жену последний раз. Яна сказала, что гордится мной. Я твёрдо решил, что продолжу наше общее дело. Если всё это бросить, Яны не станет окончательно и навсегда, я не могу этого допустить, — признается Александр. — С детства Яна в упорном труде, сказать, что она трудоголик — вообще нечего не сказать. Я не знаю ни одного человека с таким упорством, трудолюбием и усердием».

Добавить комментарий