Юлия Осипова

«С итальянца Чинизелли началось в России уважение к цирковому искусству»


С чего начался цирк в Петербурге?

Цирк начался с француза Жака Турньера, который построил цирк на берегах Фонтанки. Через 50 лет после него приехал итальянец Гаэтано Чинизелли, который строит почти на том же самом месте уже каменный цирк. Парадоксально, но факт: с итальянца Чинизелли началось в России уважение к цирковому искусству.

Насколько на сегодняшний день традиции, скажем так, былых времён передались, и насколько вообще традиции сильны сейчас?

Сначала нужно определить про какие именно традиции мы говорим. Традиции, относящиеся к коммуникации среди артистов, они, конечно, сохранились. Если мы говорим о представлениях, которые шли на манеже, о режиссуре, наполняемости трюковой части, то раньше почти каждый номер в манеже шёл с выступлениями лошадей, почти все жанры, кроме воздушной гимнастики,  были, так или иначе, на лошадях или рядом с лошадьми. Конечно же, сейчас мы этого не наблюдаем.

Существует много теорий, почему диаметр в цирке равняется 13 метрам. Почему?

А не совсем 13 на самом деле. Мы говорим «13» потому что такая цифра, чёртова дюжина. Во-вторых, просто так удобнее рассказать, если быстро. Если мы будем говорить о сантиметрах, дюймах, начнутся расспросы «а почему так?». Давайте дальше копать историю…

А давайте!

Помимо того, что я общаюсь со зрителями-экскурсантами, естественно, ещё опрашиваю артистов, режиссёров, всех, кто связан с цирком. Это такой медиатор между цирковым искусством и людьми, которые приходят цирк смотреть, потом приходят ко мне — слушать про цирк.

В психологии это называют «переводчик с русского на русский»…

С циркового на обычный русский, я бы так сказала. В цирке, думаю, вы знаете, есть национальность, она называется «цирковой», есть язык, который называется «цирковой язык», его нужно понимать и знать, потому что там даже падежи не совпадают с русским.

Конечно, в цирке даже есть свой собственный роддом, называется «опилки».

Да, действительно. Как же называются у нас те, кто родились там?

Опилочники!

Совершенно верно. И возвращаясь к вашему вопросу, получается, что я слышала несколько версий. То есть артисты, работающие с лошадьми, ассистенты, руководители, они не то чтобы каждый свою версию выдвигает, но всё равно есть варианты. Основная — это то, что лошадь бежит по кругу рысью или галопом, и она наклоняется, приобретая определённый угол, который помогает ей сохранить здоровье ног. Артист, стоящий на крупе лошади, может жонглировать, танцевать, показывать фокусы и так далее — для него это тоже очень важно. Вот такая версия самая распространённая.

Какие этапы рождения, может быть, строительства цирка Чинизелли были самыми значимыми? Переход от деревянного к каменному, переход от каменного, допустим, к кирпичному, ультрасовременному?

Я очень люблю эту историю. Чинизелли неоднократно приезжал в Петербург. Когда я писала научную работу, много работала в архиве, смотрела документацию и выяснила, что Чинизелли очень хорошо в процессе своих гастролей изучил историю самого цирка, циркового дела в России, в Санкт-Петербурге. Он знал про Жака Турньера, который построил на Фонтанке первый цирк. Во-вторых, он приехал помогать своему родственнику, брату своей супруги Вильгельмине Карлу Гинне. Недалеко от нашего цирка находится Манежная площадь, там был цирк деревянный — первый, на котором появилась табличка цирка Чинизелли, скажем так. То есть это уже была не гастрольная история, а постоянная.

Значит всё-таки присутствует переход от шапито к классическому зданию?

Не шапито — это был стационарный цирк, но деревянный. Потом уже Чинизелли присмотрел место, на котором стоит сейчас цирк каменный и убедил городскую думу дать разрешение, то есть взял в аренду на 40 лет кусочек земли и на собственные сбережения построил здание.

Так от какого момента идёт отсчёт официального открытия каменного цирка?

26 декабря 1877 года.

Вот такой вопрос. Когда горожан спрашиваешь: «В какой цирк ты пойдёшь?», как чаще петербуржцы отвечают?

Цирк на Фонтанке. Это самое известное, любимое название для горожан.

Фонтанка — речка, которая протекает по каналам Питера. Она, конечно, омывает и, в том числе, подмывает. Были ли проблемы у цирка с Фонтанкой? Или у них это была любовь взаимная?

Там такая любовь экстремальная на самом деле. Это очень хорошее сравнение, потому что благодаря вот такому соседству мы не можем построить, например, какое-то машинное отделение внизу манежа в силу того, что грунт очень мягкий и подвижный. То есть под манежем уже начинаются подводные течения.

И мы с вами сразу развеиваем историю о неких призраках лошадей и убитых клоунов, которые замурованы в основании цирка и охраняют его.

Не, ну почему же? У нас всегда есть призраки.

А как в советское время складывалась история цирка?

Замечательно. Он у нас немножко «потолстел» в советское время. Был очень скромных размеров при Чинизелли, второй, третий этаж, фойе для зрителей были пристроены с 1958 по 1964 год. Во время строительства цирк не закрывался, шли представления, были зрители.

Но количество зрительных мест при этом не уменьшилось?

Увеличилось. При Чинизелли было 1200 пронумерованных мест, тех, куда можно сесть, но не забывайте, что у него ещё были и стоячие места, всегда была галёрка, там собиралось где-то тысячи три человек.

Ну, это известная история про студентов, которые занимали последние ряды…

Студенты приходили обязательно.

Если брать Санкт-Петербург в целом, то всегда для туристов есть рекомендации мест, обязательных для посещения. Я знаю, что цирк Чинизелли входит в топ-3 мест Питера для обязательного посещения. Почему?

Во-первых, цирк Чинизелли — единственный каменный цирк. Во-вторых, мы находимся в самом центре города, это очень красиво, так что пока до цирка дойдёшь, ты уже экскурсию для себя любимого проведёшь. Ну и плюс цирковое искусство. Всегда к нему тянутся, потому что это, наверное, самое позитивное искусство, которое может быть.

Насколько сегодня цирк популярен у горожан и гостей города?

Статистикой никогда не интересовалась, честно не знаю, насколько он популярнее театра, например. Но всегда у нас есть свои, скажем так, основные зрители, которые приходят даже на одну и ту же программу по несколько раз, так что, я думаю, достаточно популярен.

Цирк входит в систему Росгосцирка. И понятно, что каждые 2-3 месяца у вас появляется новая программа. На сегодняшний день какова наполняемость залов?

В Петербурге очень много жителей, много туристов. Наш цирк сейчас располагает не двумя тысячами мест, у нас их всего 1800, поэтому, понимаете, все должны успеть посмотреть!

Какие перспективы и планы на будущее?
О планах обычно в цирке говорят не очень громко, всегда боятся спугнуть удачу. Давайте говорить шёпотом. В цирке похлеще, чем в театре, верят во всякие приметы. У нас в цирке никто никогда не считает деньги до зарплаты — это табу. Никто никогда не спрашивает и не говорит про несчастные случаи, тоже под запретом. Планы на будущее тоже, наверное, из этой же категории.

Тем не менее, какие-то грандиозные события в ближайшее время планируются?

У нас каждый год происходит что-то интересное. В силу того, что мы находимся в музее, мы всегда в курсе того, что есть какие-то юбилейные даты, события и так далее. Сейчас идёт юбилей, про который знают все — нашему цирку исполняется 145 лет. Плюс, естественно, осень. Осенью мы всегда что-нибудь новенькое готовим, программа будет сделана замечательными творческими людьми. И, забегая немного вперёд, в будущем году нашему музею исполняется 95 лет. 



В этом году Большой цирк на Фонтанке стал обязательным для посещения на Петербургском экономическом форуме. Это большое знаковое событие, тем более что мероприятие проводится каждый год.

Добавить комментарий