Феликс Михайлов
«Мне приятней, когда хвалят артистов, а не меня»
Феликс, как художественный руководитель «Ленинград Центра» вы точно знаете, что это: театр, цирк или культурное пространство. А нам расскажете?
«Ленинград Центр» с самого начала задумывался как шоу-пространство. Пространство, в котором всё время происходит шоу. Гость, приходящий в него, должен забыть про время и получить максимальную порцию положительных эмоций.
Обратимся к толковому словарю. Шоу (англицизм от show) или представление, показ (русскоязычный вариант) — мероприятие развлекательного характера, демонстрирующее публике и имеющее постановочный характер, не совпадающее с реальностью. Театральное шоу — сценическое представление, в котором зрелищная сторона превалирует над содержательной.
Для нас в этом толковании ключевые слова — «не совпадающее с реальностью». То есть мы делаем шоу наполненное фантазией, в котором воплощаем наши иллюзии. Стараемся удивить зрителей.. И в ход идут все жанры: цирк, танец, элементы интерактивного и пластического театра, приемы мюзикла… То есть, как мы говорим, в каждом шоу создаем сценический коллаж на заданную тему. Смешиваем жанры. Создаем у зрителя эмоции и впечатления.
Как проходит отбор будущих артистов «Ленинград Центра»?
Помимо технической стороны мастерства вокалиста, танцовщика или циркового артиста, мне очень важна духовная составляющая. Известный хореограф Морис Бежар говорил, что выбирает танцовщиков по глазам. Получается, я придерживаюсь этого же принципа! Встречаются люди, от которых исходит что-то магнетическое. И тогда я даже не смотрю, что они умеют делать. Конечно, бывает обаяние моментным (момента), и спустя время я понимаю, что ошибся, человек оказался пустышкой. Постепенно такие люди сами отваливаются.
Я уверен, не бывает техники без души. Если ты звезда, будь обязан делать всё на высшем уровне. Я люблю ими хвастаться. Моя ролевая модель: не я, а они. Мне приятней, когда хвалят артистов, а не меня. Возможно, это потому, что мне самому везло с учителями. И поэтому мне привита такая истина: чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь. И если всё подытожить, то при отборе артистов я пытаюсь понять, сможет ли артист вызвать восторг у зрителя, тронуть его сердце.
Когда начали сотрудничать с артистами цирка?
Мое знакомство с цирком, началось в детстве – когда приезжая к своим дедушке с бабушкой в город Воронеж, мы ходили в цирк и я оказывался под впечатлением от аттракционов Игоря КИО, или Полета в стратосферу. Магия цирка всегда меня привлекала. И когда меня пригласили быть режиссером проекта Цирк со звездами на Первом канале –это было реально подарком судьбы. Благодаря проекту на несколько лет в моей жизни поселился мир Цирка. И я сделал имел отношение к нескольким постановкам на манеже Цирка на Цветном бульваре им.Ю.Никулина. И сейчас в Ленинград Центре – цирковые жанры играют большую роль в моих постановках. С первых постановок я подбирал и приглашал в шоу артистов цирка. Долго примерялся, какие жанры будут эффектно смотреться на нашей сцене. И, конечно, приглашал артистов с готовыми номерами. С течением времени стало понятно, что обычный формат не всегда работает. Следовательно, с каждым артистом цирка, приходящим в «Ленинград Центр», мы адаптировали его привычную постановку к нашим условиям. На второй-третий год нашей работы цирковые номера начали возникать внутри коллектива. То есть певцы, танцоры начали пробовать делать цирковые номера, и у них это получилось. Примеров много, почти каждый третий артист труппы имеет навык в воздушной гимнастике или акробатике.
Цирковые номера тоже ставите вы?
Полноценно нет. Скорее, я обсуждаю концепцию, музыку и образы в номере. Дальше даю ребятам полную творческую свободу. И уже готовые наброски корректирую, с тем, чтобы они точно ложились в концепцию задуманного шоу.
Феликс, вы лауреат Национальной премии в области телевидения «ТЭФИ». Какая постановка была удостоена этой награды?
Телевидение до появления в моей жизни «Ленинград Центра» было большой частью моей жизни. И в основном это были развлекательные, музыкальные проекты. Был очень плодотворный период сотрудничества с телеканалом СТС в период, когда креативным продюсером канала был Александр Цекало. Именно благодаря ему мы с Егором Дружининым стали авторами трех больших проектов. Это были новогодние эфиры «Ночь в стиле Disco» и «Ночь в стиле детства» и музыкальный фильм на основе пластинки Давида Тухманова «По волнам моей памяти». Два из них получили статуэтки ТЭФИ в номинациях «Лучший музыкальный проект» и «Лучшая развлекательная программа».
Под вашим руководством были созданы шоу «Фавориты луны. Поцелуй» и «Прекрасная М», LOVESICK, TIMELESS, а также мономюзикл Максима Леонидова «Я оглянулся посмотреть…». Какую тему можно назвать главной в вашем творчестве?
Чтоб ответить на этот вопрос, проведу экскурс в историю создания нескольких шоу в «Ленинград Центре».
Лейтмотивом постановки «Прекрасная М» стала цитата Анны Павловой: «Артист всё должен знать о любви и научиться без неё жить». В основу легла судьба балерины. Ты блистаешь на подмостках, весь мир у твоих ног. Ты прима в театре, а потом что-то меняется, и ты уже выступаешь по кабакам. Так было с Павловой, когда она захотела самостоятельности и в результате танцевала своего Лебедя практически на барной стойке. В результате получилось шоу о потери любви, любви к самому себе и к чему это ведет. Главную роль исполнила прекрасная балерина Вера Арбузова. И без неё история бы не сложилась.
При создании шоу «Фавориты Луны» возникла мысль передать чувственные отношения между мужчиной и женщиной под влиянием чар полной луны. В эстетике такого винтажного черно-белого кино. И нам в этом помог короткометражный фильм французского режиссера Стефана Ле Лэя «Поцелуй» (2005 г.), получивший множество наград на французских кинофестивалях. Я случайно увидел его по телевизору в Испании и спустя какое-то время нашел в YouTube. Мы смогли связаться с режиссером и получить права на этот фильм, задавший тему для двух отделений шоу. И получилось очень настроенческое мистическое рассуждение о любви.
LOVESICK — это откровенное пластическое высказывание на тему любовной лихорадки с очень большой рефлексией в сторону кинематографа и литературы. У нас получилась не эротика, а эротический сон.
То есть всё, что делаю я и вовлекаю в это артистов «Ленинград Центра» — это рассуждение о любви. И о том, что без неё человек не может жить. Именно поэтому в финале шоу TIMELESS каждый артист произносит в зал фразу: «Я люблю тебя».
Если бы вас спросили, как найти вдохновение в жизни, что бы вы сказали?
С одной стороны ответ простой: смотри по сторонам, оставайся ребенком внутри и не теряй способность удивляться. С другой стороны, надо быть готовым к моменту, когда приходит вдохновение. То есть его надо создавать ежедневным трудом: читать хорошие книги, смотреть много кино, изучать изобразительное искусство, слушать совершенно разнообразную музыку. Иными словами, тренировать свою фантазию, которая однажды подарит вам озарение, и вы создадите что-то уникальное своё! И мне кажется нам в «Ленинград Центре» это удалось.